2.2 Тактика применения прыжковых упражнений в специальной подготовке юных бегуний на короткие дистанции. (по материалам статьи Шабанов И. Н. )
Общеизвестно, что основным фактором, определяющим эффективность деятельности в спринтерском беге, является скорость в выполнении соревновательного упражнения, которая интегрально отражает развитие таких физических качеств, как быстрота, сила и ее скоростное проявление.
Этому вопросу посвящена значительная часть публикаций авторов в периодических изданиях.
На основании анализа специальной литературы в настоящем исследовании в качестве экспериментального времени был взят специально-подготовительный этап подготовки к зимнему соревновательному сезону, который для девочек 12 лет учебно-тренировочного этапа 1-го года продолжается 8 недель и предусматривает 5 занятий в недельном микроцикле. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки в годичном цикле подготовки для данного контингента занимающихся равнялся соответственно 70% и 30% [5]. Часть комплексов, показавших свою эффективность при развитии скоростно-силовых качеств, была адаптирована к нашей задаче из работы [10].
В исследовании приняли участие 26 бегуний на короткие дистанции в возрасте 12 лет учебно-тренировочных групп 1 года.
На первом этапе, в начале специально-подготовительного периода, выявлялись двигательные способности спортсменок по показателям контрольных упражнений, предусмотренной программой [5], подбирался контингент испытуемых, составляющих экспериментальную и контрольную группы. На основании предварительных контрольных испытаний были составлены 2 группы по 12 бегуний, преимущественно занимающихся у одного тренера, и которые не имели существенных различий в изучаемых нами показателях.
Идея педагогического эксперимента заключалась в замене по сравнению с контрольной группой нагрузок прыжковой направленности, на упражнения «взрывной» направленности по методике [10].
Первый комплекс включал 10 прыжков в глубину с высоты в 30 см с последующим преодолением 2 разновысоких барьеров (48 и 54 см) и приземлением в прыжковую яму. Затем выполняется 10 напрыгиваний с места на препятствия до максимальной высоты, после чего делалось ускорение на расстоянии до 30 м. На первой тренировки выполнялись 3 серии с интервалами отдыха до 3-х минут. В каждом последующем занятии количество серий увеличивалось на одну единицу и доводилось в конце эксперимента до 6.
Второй комплекс содержал прыжки в глубину с высоты в 30 см с последующим напрыгиванием на тумбу высотой в 50 см (20 отталкиваний), скачки по одному разу на каждой ноге и прыжки с ноги на ногу (многоскоки) до 40 м по мягкому грунту. Завершалась серия двумя ускорениями по 40 м. На первом занятии выполнялись 3 серии через 3х минутный интервал отдыха. В последующих тренировках количество серий постепенно увеличивалось и доводилось до 6.
После каждой серии испытуемые делали упражнения на расслабление ведущих групп мышц. Выбор высоты прыжка в глубину с отскоком вверх, оптимальной дозировки упражнений и отдыхом между сериями были основаны на рекомендациях, полученных в результате ряда исследований на спортсменах различной квалификации [1,2,7].
Тактика применения прыжков заключалась в последовательности выполнения упражнений различной направленности и строгой дозировке в каждом подходе с обязательным контролем за интервалом отдыха между сериями. В конце педагогического эксперимента фиксировались те же показатели, что и в начале исследования.
В настоящей работе в качестве основного метода специальной подготовки для развития скоростных и скоростно-силовых качеств бегуний на короткие дистанции использовался плиометрический (ударный) метод.
По мнению ведущих специалистов [1,2,8] для развития взрывной силы в специальной подготовке спортсменов ударный метод выполнения упражнения является одним из высокоэффективных методов скоростно-силовой направленности. Наиболее простыми средствами реализации ударного режима работы мышц являются вертикальные отталкивания двумя ногами после прыжка в глубину со строго дозированной высоты.
Так, в прыжковых тестах существенно повысились результаты за счет повышения высоты и быстроты отскока, что сказалось на увеличении полетной фазы во время выполнения прыжка. Достоверность различий в показателях до и после эксперимента равнялся P<0,05. Необходимо отметить прирост результатов в десятерном прыжке, что говорит об увеличении длины шага за счет быстрого отталкивания от дорожки, которое, в конечном итоге, привело к положительным изменениям в пространственно-временных характеристиках структуры беговых шагов.
Обращает на себя внимание показатели на «зимней» соревновательной дистанции, которой является бег на 60 метров с низкого старта по команду. Разница между исходными данными и результатами по окончанию эксперимента была существенной и статистически достоверной (P <0,05).
Как видно из таблицы, в контрольной группе бегуний также произошли определенные сдвиги в изучаемых показателях, но они были не столь существенными и достоверно не различимыми.
Необходимо отметить, что в беге на скоростную выносливость, которая определялась результатом на дистанции в 300 метров, наблюдалось повышение показателей как в контрольной, так и в экспериментальной группах, но они были не столь существенными (P >0,05). Это говорит о том, что в данный период подготовки бегуний не ставилась задача развития скоростной выносливости, а акцент делался на воспитание скоростных и скоростно-силовых качеств.
Сравнивая результаты контрольных испытаний по окончанию эксперимента, можно отметить существенный прирост показателей в экспериментальной группе. Это можнообъяснить с позиции того, что бегуньи данного контингента в процессе специальной подготовки включали прыжки «взрывной» направленности, применяя плиометрический (ударный) метод выполнения упражнений. Для поступательного развития скоростных и скоростно-силовых качеств юных бегуний на короткие дистанции необходимо использовать в отдельном тренировочном занятии вариативный метод, что предусматривает оптимальное сочетание «ударных» прыжков и беговых упражнений. Закрепление «эффекта свежих следов», полученных за счет усилий при отталкивании, является перспективнымметодическим приемом в плане повышения скоростно-силовых качеств. Включение в тренировочный процесс на этапе специальной подготовке предлагаемые нами комплексы прыжковых упражнений и тактику их применения в отдельном занятии, которая предусматривает последовательность выполнения упражнений различной направленности и строгой дозировке в каждом подходе с обязательным контролем над интервалом отдыха между сериями, способствовало повышению результатов в «гладком» беге.
атлетика прыжковый бегунья тренировка
- Введение
- 1. Спортивная подготовка как многолетний процесс
- 1.1 Характеристика системы спортивной подготовки спортсмена
- 1.2 Структура спортивной подготовки
- 1.3 Методические принципы спортивной тренировки
- 2. Актуальные тенденции спортивной тренировки легкоатлета в прессе
- 2.1. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики
- 2.2 Тактика применения прыжковых упражнений в специальной подготовке юных бегуний на короткие дистанции. (по материалам статьи Шабанов И. Н. )
- Заключение
- Формы организации спортивной тренировки в вузе
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
- Тема 3.2. Управление процессом подготовки легкоатлетов. Педагогический контроль в легкой атлетике спортивная тренировка в легкой атлетике. Основы спортивной тренировки
- 59.Методика тренировки легкоатлетов в группах спортивного совершенствования дюсш.
- 13.4. Многолетняя тренировка легкоатлета
- 2.2. История и тенденции развития методики тренировки в легкой атлетике
- Соревновательный период тренировки легкоатлетов.
- 16. Построение, содержание и планирование тренировки легкоатлетов
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах