logo
Автобусная экскурсия в Тару

1.1 Культурно-просветительный туризм и формы его организации

Задачами индустрии туризма являются повышение культурного уровня человека, более полное удовлетворение духовных потребностей, оказание положительного влияния на его систему ценностей, знаний, общественное поведение.

Ведущую роль среди основных видов туризма занимает культурно - просветительный (культурно-познавательный) туризм. Его интенсивное развитие связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям, в повышении интеллектуального уровня. По статистическим данным доля культурно-просветительного туризма в общем объеме туризма составляет 60,1% [55, с. 41 - 44] (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Групповой туризм российских граждан по целям путешествий

Вид туризма

Доля туризма, %

Культурный

60,1

Деловой

13,8

Лечебно-оздоровительный

11,0

Учебный

9

Шоп-туризм

6,1

Ресурсами культурно-просветительного туризма являются материальные памятники, составляющие культурное наследие народа: произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества, а также обычаи и верования.

Ресурсы культурно-просветительного туризма, как и любого другого вида туризма, потребляются только в процессе или в результате передвижения. Во всякой местности туриста привлекает что-то непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, одним словом, черты, отличающие данную местность от всех остальных районов. Иначе говоря, туриста влечет экзотика - впервые воспринимаемые и необычные для него явления, объясняемые несходством посещаемого района с местом постоянного проживания туриста. Коэффициент полезного действия культурно-просветительного туризма соответствует коэффициенту экзотичности - доле новых и необычных для туриста впечатлений и занятий в общем бюджете его свободного времени.

С одной стороны, туристу нужно показать редкие и неповторимые памятники культуры. С другой стороны, нужно по немногим образцам познакомить его с обширными территориями, чтобы он составил объективное представление о районе, городе, крае, стране.

Анализ распространения объектов культурно-просветительного туризма на территории стран СНГ показал, что по насыщенности ими в первую очередь выделяются территории Центрального экономического района России, Прибалтики и Закавказья. Более 50% ресурсов этих регионов составляют объекты историко-культурной группы. Достаточно высокими показателями характеризуются территории Волго-Вятского и Центрально-Черноземного районов. Для Поволжья, Сибири, Дальнего Востока характерны единичные, но широко известные и популярные объекты или высокая концентрация их в отдельных местностях и городах [26, с. 5 - 6].

Культурно-просветительные туры имеют множество тематических разновидностей:

1. исторические;

2. литературные;

3. театральные;

4. этнографические;

5. фольклорные;

6. искусствоведческие (по знаменательным картинным галереям);

7. музыкальные (по знаменательным оперным театрам);

8. по местам действия известных литературных произведений;

9. по местам жизни известных писателей и т. п.

Основными формами организации культурно-просветительного туризма как вида деятельности являются экскурсии и другие культурные мероприятия (посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческих встреч, национальных праздников и ритуалов), направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов.

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д. [15, с. 15-21].

В самом деле, когда путешествие не наполнено экскурсиями и другими культурными мероприятиями, то оно становится просто поездкой с возращением на прежнее место. Именно благодаря данным мероприятиям культурно-просветительный туризм оказывает формирующие влияние на личность, обогащает ее новыми знаниями и впечатлениями.