Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
Стадии производства туристского продукта | Выручка от реализации | Стоимость промежуточных услуг | Добавленная стоимость |
Транспортные + Услуги размещения + Услуги питания + Услуги развлечения + Услуги реализации + Услуги рекламы + Другие услуги | 400 600 800 900 1000 1050 1150 | -400 -600 -800 -900 -1000 -1050 | -400 -200 -200 -100 -100 -50 -100 |
Конечный туристический продукт |
5900 |
- 4750 |
- 1150 |
Определение добавленной стоимости имеет смысл не только при определении действительной величины национального дохода (национального продукта). Не меньшее значение добавленная стоимость имеет при определении величины налогов. Действительно, если обратиться к табл. 2.4.1, мы убедимся, что добавленная стоимость туроператора (другие услуги) составляет только 100 у. е., в то время как некоторые налоги у туроператоров, как конечных собственников туристского продукта берутся иногда с полной суммы добавленного счета (1150 у. е.) и даже с валового показателя (5900 у. е.).
Национальный доход на развитие туризма может расходоваться по-разному. Существуют три принципиально отличающихся друг от друга варианта в зависимости от величины выделяемых из национального дохода инвестиций:
1) Стационарный вариант с нулевыми инвестициями, когда запасы капитала не увеличиваются в течение года, а капитал только лишь замещается на величину амортизационных списаний его стоимости.
2) Развивающийся вариант с положительными инвестициями, когда часть национального дохода направляется на прирост зданий, оборудования и товарных запасов.
3) Кризисный вариант с отрицательными инвестициями, когда ради сохранения потребителя приходится «проедать» капитал.
Данные варианты характеризуют инвестиционный процесс и динамику капитала как на уровне семейного потребления и деятельности фирмы, так и в национальном масштабе. В последнем случае национальный доход включает и конечное потребление, и капиталообразующую часть (прирост капитала за отчетный период), но не включает потребление, осуществляемое за счет «предания» первоначального капитала.
Такие показатели развития экономики, как валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национального продукта (ВНП), могут быть рассчитаны не только в масштабах страны; они репрезентативны и на уровне туристических фирм, так как те же методы используются для исчисления внутренних доходов, которые облагаются налогами. При этом возникают сотни парадоксов, которые необходимо учитывать предпринимателю в своей менеджерской деятельности, чтобы повысить эффективность производства туристического продукта и избежать излишнего и неоправданного налогообложения.
Если туристическая фирма выкупила у авиакомпании блок мест на самолет, а у отеля — блок номеров, то при этом она не увеличит национальный продукт, так как никакого нового продукта не создано и эти сделки по своей природе относятся к трансфертным платежам. В туризме общий объем промежуточных сделок намного больше объема конечных сделок. Поэтому если брать с туроператоров налог с учетом промежуточных сделок даже в очень незначительном объеме (например, дорожный налог), то это может превысить значения прибыли и деятельность по формированию туристического продукта сделать невыгодной. Например, если туроператор выкупил блок мест у авиакомпании, но не сумел реализовать их, а с него еще возьмут налог за приобретение этих мест, то это увеличит риск и способно отбить охоту к предпринимательству у любого, даже самого заинтересованного субъекта хозяйствования.
Если абстрагироваться от деятельности государства и рассмотреть формируемый национальный продукт на уровне фирмы, то следует за основу взять тождество NNP=С+I или I=NNP - С, где:
NNP — чистый национальный продукт, исчисленный по методу потока товаров;
I — чистые инвестиции;
С — поток потребительских товаров и услуг.
В экономике туристской фирмы не меньшее значение имеет показатель сбережений S, который также исчисляется по той же формуле:
S=NNPС,
Это позволяет сделать вывод, что показатели инвестиций и сбережений в туристском производстве тождественны, т. е. I = S.
Если далее мы станем анализировать сбережения государства, то показатель инвестиций (I) останется без изменений, а показатель сбережений (S) будет анализироваться в трех различных состояниях:
как чистые личные сбережения, которые остаются у населения после вычета налогов;
чистые сбережения корпораций, которые остаются у фирмы и не выплачиваются в виде дивидендов;
чистый доход государства как разница между государственными доходами и расходами, т. е. превышение поступлений от налогов над суммой государственных средств, расходуемых на приобретение товаров (услуг) и трансфертных платежей.
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определённых экономических показателей, которые отражают количественный объём реализации туристических услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристических хозяйствующих субъектов.
Система показателей развития туризма для регионов (страны) включает: объём туристского потока; среднюю величину туристских расходов в сутки; состояние и развитие материально-технической базы; показатели финансово-экономической деятельности туристической фирмы; показатели развития международного туризма.
Туристский поток — это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов, число туродней, средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).
Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):
Д=Ч* tср, где:
Д – туродни:
Ч — число туристов;
tср — среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом.
Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни (Д) — это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме.
Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха, часто забывается туристом. Тем не менее, местным властям и широкой общественности суммарные расходы путешественников в туристическом регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных туристических расходов (Р∑) в данном регионе определяется следующим образом:
Р∑ = Д* Рср, где:
Р∑ - величина суммарных туристических расходов;
Рср — средние расходы туриста за сутки.
Туристский поток — явление неравномерное. Поэтому были выведены коэффициенты неравномерности туристского потока ( KН ), которые рассчитываются тремя способами:
1)
2)
3) где:
— число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно человеко-дней;
— годовое и среднемесячное число туродней, соответственно человеко-дней.
Состояние и развитие материально-технической базы туризма, её мощность в данной стране (регионе) определяют такие показатели: коечный фонд гостиниц и других средств размещения; число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов; число мест на предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п.
Мощность коечного фонда определяется по формуле где:
— мощность коечного фонда, ед.;
— число койко-мест круглогодичного использования;
— число койко-мест сезонного использования;
— число дней сезонного использования.
Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают:
объем реализации туристических услуг или выручку от реализации услуг туризма;
показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.);
показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств);
себестоимость услуг туризма;
прибыль;
рентабельность;
финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:
число туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
число туродней по иностранным туристам;
суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.
Все вышеперечисленные показатели оказывают определенное влияние на регион, в котором развивается туристическая отрасль. Развитие туризма и увеличение объема услуг требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.
Прямое влияние туризма на экономику страны или региона — это результат воздействия доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест.
Расходы туристов повышают доход туристического региона, что в свою очередь ведет к цепочке «расходы — доходы — расходы» и т. д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с ним связаны последующие циклы туристских расходов.
Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние, или «эффект мультипликатора», который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе.
Действие мультипликатора дохода от туризма можно продемонстрировать на следующем условном примере. Группа иностранных туристов, путешествуя по Браславским озерам, тратит на покупку товаров и услуг определенную сумму. Доход турпредприятия это их выручка от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона — это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона.
Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристическая фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т. д. Однако если работники, получив зарплату, тратят ее на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, то цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона.
Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет воздействие на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.
Помимо эффекта мультипликатора есть и другие сопутствующие экономические явления. Увеличивающиеся затраты туристов вызывают необходимость в дополнительной рабочей силе, что выражается коэффициентом занятости. По мере расширения туристического регионов совершенствуется его инфраструктура, идет строительство новых зданий и сооружений. Следовательно, можно рассчитать коэффициент дохода. Рассмотрим это более подробно.
Существенное влияние на коэффициент дохода оказывает коэффициент занятости.
Количество имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест — один из важнейших показателей вклада отрасли туризма в экономику. Наиболее исследованная категория занятых в гостиничном и курортно-санаторном хозяйстве. Косвенная же занятость, создаваемая туризмом в настоящее время, может быть оценена приблизительно. Коэффициент занятости различен по регионам и зависит от их экономической базы. Если коэффициент занятости для страны составляет 1,13 - это означает, что страна может обеспечить трудоустройство дополнительно 0,13 человек на каждого напрямую работающего в обслуживании экспортного туристского спроса. А если данный коэффициент составляет, предположим, 2,63 - страна обеспечивает рабочими местами приблизительно 1,63 человека на каждого уже работающего в индустрии. В целом же коэффициент занятости страны изменяется прямо пропорционально численности населении, или общему количеству трудоустроенного населения. По мере роста населения в стране возрастает и значение коэффициента занятости.
Коэффициент дохода. Занятость предполагает доход, который стимулирует экономику региона в процессе его развития. Значительность этого стимулирования зависит от некоторых факторов. Если использовать в качестве примера отель, то eгo администрации необходимо выбрать один из двух способов распределения прибыли: потратить прибыль на товары и услуги или часть прибыли отложить. Экономисты называют эти способы маржинальной склонностью к потреблению (МСП) или маржинальной склонностью к сбережению (МСС) — оттоком денег из местной экономики. Отток маржинальных (дополнительных) фондов из местной экономики может производиться двумя путями: они могут быть отложены или могут быть использованы на приобретение импортных товаров. В любом случае данные действия способствуют оттоку фондов и не стимулируют местную экономику.
Доход является основным объективным фактором, определяющим уровень потребления, поэтому объемы потребления прямо пропорциональны величине доходов. Субъективная склонность к потреблению может быть средней и предельной (маржинальной). Средняя склонность к потреблению людей или туристических предприятий выражается отношением потребляемой части дохода ко всему доходу. Предельная склонность к потреблению выражается отношением изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало.
МРС=Δ С/Δy, где:
МРС – предельная склонность к потреблению;
Δ С – изменение в потреблении;
Δ y – изменение в доходе.
Но и человек, и предприятие не только потребляют, но и сберегают. Сбережения — это часть дохода, которая не потребляется. Склонность к сбережению бывает средней и предельной (маржинальной). Средняя склонность к сбережению выражается отношением сберегаемой части дохода ко всему доходу. Предельная склонность к сбережению выражается отношением любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которая его вызвало.
МРS=ΔS/ Δy, где:
МРS – предельная склонность к сбережению;
ΔS - изменение в сбережении;
Δy – изменение в доходе.
Если валовой доход туристического предприятия распадается на потребление и сбережение, то прирост потребления плюс прирост сбережения всегда равны приросту дохода. В этих условиях сумма маржинальной склонности к потреблению и маржинальной склонности к сбережению равна единице:
МСС+ МСП = 1;
МСП = 1 — МСС;
МСС = 1 — МСП.
Чтобы понять суть коэффициента дохода (КД), надо приблизительно рассчитать, какая доля денег туристов, получается туристическим регионом, тратится и какая доля откладывается (утечка).
Коэффициент дохода можно рассчитать по формуле
Рассмотрим это на примере. Предположим, что общие затраты 1 туриста в регионе составили $1000, а маржинальная склонность к потреблению равна 1/2.
Произведем вычисления:
Таким образом, первоначальная сумма в $1000 туристских расходов оборачивается $2000 дохода принимающего туристического региона.
Утечка денежных средств — это комбинация сбережений (деньги, которые не предоставляются в заем) и импорта (деньги, которые тратятся на туристские потребности за пределами принимающего государства). Если тратятся деньги за рубежом на импортные товары, то, очевидно, что это не стимулирует местную экономику. И аналогично, если деньги отложены в форме сбережений, которые не отдаются в заем в течение года, то они опять же не стимулируют экономику. Таким образом, для получения максимальной экономической прибыли от туристских расходов необходимо вкладывать как можно больше туристических фондов в местную экономику путем покупки национальных товаров и услуг, так как замораживание денежных средств или приобретение импорта в больших объемах не способствует развитию принимающей страны.
В Беларуси утечка достаточно велика. В 2007 г. белорусские туристы вывезли 579 млн. долларов США, а за восемь последних лет – 3,6 млрд. долларов США. За восемь лет отрицательное сальдо по поездкам – 1,6 млрд. долларов США, которые ушли за пределы страны. К тому же из-за упадка производственной сферы отелям, транспортным предприятиям и прочим поставщикам туристической отрасли приходится закупать оборудование и некоторые услуги у зарубежных производителей.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.