3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
Первая всероссийская научно-практическая конференция «Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма», проходившая 23 — 25 марта 1997 г. в г. Раково Московской области, рекомендовала осуществлять подготовку специалистов туризма на основе туристики.
«Туристика» — термин новый, и поэтому вначале необходимо дать ему определение. При определении туристики надо исходить из ее конкретно-целевой, практической направленности — туристического обслуживания граждан. Туристика— это система прикладных наук о туризме и туристическом обслуживании граждан. Эти науки охватывают два уровня туризма: отрасль и туристический хозяйствующий субъект (туристическую фирму).
Структурная схема туристики как комплекса наук о туризме и туристическом обслуживании граждан приводится на рис. 2.3.1. Данная схема показывает, что туристика на уровне отрасли в целом включает три элемента туризма: организацию, управление, экономику.
1) Организация в широком плане представляет собой совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
Под организацией туризма как отраслевой экономической системы понимается сочетание структуры и способов функционирования ее элементов и подсистем. Структура туризма характеризуется составом её элементов и способом их объединения (взаимодействия).
Организационная структура представляет собой способ объединения структурных единиц элементарного уровня (турфирм, тур агентств и т.п.), в результате которого образуется иерархия туризма как отраслевой экономической системы.
В организационной структуре отрасли туризма можно различить социально-экономический, материально-вещественный, технологический и информационный аспекты.
Социально-экономический аспект организационной структуры связан с формированием собственности на средства производства, с помощью которых осуществляется функционирование туризма. В зависимости от этого выделяются следующие организационно-правовые формы туризма: республиканская, муниципальная, акционерная, частная и т.п.
Материально-вещественный аспект структуры туризма как отрасли представляет собой совокупность производимых и реализуемых им туров, услуг и товаров. Этот аспект характеризуется объемами реализации туристического продукта.
Рис.2.3.1 Структурная схема туристики
Технологический аспект отрасли туризма представляет собой совокупность конкретных технологических процессов, связанных с производством, реализацией и потреблением туристического продукта.
Следующий аспект организационной структуры туризма — информационный. Чтобы справиться с управлением такой сложной системы, как туризм, необходима рациональная организация потока информации. Наиболее эффективной организацией для больших систем является иерархическая структура, т.е. вертикальное членение структуры управления на несколько подчиненных друг другу ступеней. При этом управление процессом прохождения информации организуется так, что при передачи ее от низшей степени к высшей происходит сжатие информации путем её укрупнения или сокращения.
2) Управление в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществление управляющих воздействий. Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Управление туризмом на уровне отрасли означает воздействие субъекта управления на объект управления.
На отраслевом уровне к субъектам управления туризмом (управляющей подсистеме) в РБ относятся: Правительство РБ, Министерство спорта и туризма РБ, Межведомственный экспертно-координационный Совет по туризму при Совете Министров РБ, Управление туризма Министерства и туризма РБ, Национальный туристический концерн «Белинтурист», Республиканское унитарное предприятие «Национальное агентство по туризму», Управление физической культуры, спорта и туризма облисполкомов, Мингорисполкома, Отделы физической культуры, спорта и туризма райисполкомов (горисполкомов), общественные объединения по туризму и др.
Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристические фирмы, процесс туристического обслуживания граждан в данном регионе и др. Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления.
Схема управления отраслью туризма в РБ представлена на рис. 2.3.1.
1 . Управление туризма Министерства спорта и туризма Республики Беларусь (далее Министерство) является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется Министру спорта и туризма и его Первому заместителю.
2. В своей деятельности управление туризма руководствуется законодательством Республики Беларусь, постановлениями Министерства, приказами и распоряжениями Министра спорта и туризма, Положением о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь, Учитывает рекомендации международных туристских организаций.
3. Основными задачами управления Министерства туризма являются:
проведение единой государственной политики в области туризма;
разработка концепций развития туризма в республике и методов их реализации;
совершенствование научно-технического обеспечения деятельности в области туризма;
организация республиканских и международных туристских мероприятий на территории Республики Беларусь;
участие в формировании и реализации государственной политики по формированию материальной базы туризма;
обеспечение развития международного сотрудничества в сфере туризма;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о туризме.
4. Управление Министерства туризма в соответствии с возложенными на него задачами:
анализирует состояние и проблемы развития туристической отрасли;
организует работу по выдаче специальных разрешений (лицензий) на осуществление туристической деятельности в соответствии с законодательством;
разрабатывает предложения по государственному регулирование туристической деятельности;
совместно с местными, исполнительными и распорядительными органами участвует в разработке региональных программ развития туризма;
разрабатывает и вносит на рассмотрение руководства Министерства проекты нормативных правовых актов, регулирующих туристическую деятельность, материалы по результатам экспертизы проектов целевых программ в сфере туризма;
содействует установлению контактов с международными организациями, вносит предложения по заключению двухсторонних и многосторонних договоров (соглашений) в области туризма, обеспечивает контроль за их выполнением;
содействует развитию туристической инфраструктуры в республике;
участвует в развитии и совершенствовании системы подготовки и переподготовки кадров в области туризма;
участвует в международных выставках и организует в республике туристические выставки, ярмарки;
содействует изданию и распространению рекламных материалов о туристических возможностях республики;
организует работу по созданию Государственного кадастра туристических территорий;
организует работу по проведению государственной аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков, руководителей туристских групп.
Задачами Национального агентства по туризму РБ являются:
подготовка и переподготовка кадров по туризму;
рекламная и просветительная деятельность по туризму;
подготовка буклетов, проспектов и т. д.;
разработка структуры управления туризмом;
распространение нормативных актов по туризму;
подготовка и издание базового пакета рекламно-информационных материалов о возможностях туристического рынка;
участие в организации и управлении международных и отечественных туристических выставках;
объединение финансовых и материальных ресурсов туристических, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке.
Организация туристической деятельности — управление производственно-обслуживающим процессом в туристической фирме включает в себя организацию туристической фирмы и туристической деятельности, а также технологию туристического обслуживания граждан и представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств и технологии в едином производственно-обслуживающем процессе туристической фирмы.
Основной задачей организации туристической деятельности является достижение целей, поставленных перед туристической фирмой при наилучшем (эффективном) использовании имеющихся в наличии рабочей силы, материальных, денежных и информационных ресурсов.
Элементами любого производственно-обслуживающего процесса турфирмы являются работник, орудия, предмет труда и используемая технология, которые для успешного осуществления производственно-обслуживающего процесса необходимо умело координировать. Технология туристического обслуживания представляет собой совокупность методов, форм производства и реализации туристического продукта, а также способов воздействия на процесс продвижения туристического продукта на туристическом рынке.
Управление туризмом в рыночной экономике основывается на использовании менеджмента и маркетинга.
Менеджмент в туризме – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производственно-обслуживающим процессом в туристических фирмах.
Интегральной функцией менеджмента является маркетинг. Маркетинг в туризме означает комплексный подход к управлению производством, реализацией и организацией потребления туристического продукта, ориентированный на учет требований туристического рынка и активное воздействие на спрос с целью расширения объема продажи туристического продукта.
3) Завершающим элементом туристики является экономика туризма. Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристической деятельности.
Экономика туристической фирмы — это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристического продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ). Эффективность реализации этих факторов зависит от воздействия внешних и внутренних условий развития и функционирования туристической фирмы, а также проводимой ею политики.
Туристская политика является одним из видов социально-экономической политики государства. Её можно определить как деятельность государства по развитию туристической индустрии и субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов), совершенствованию форм туристического обслуживания граждан и укреплению на этой основе своего политического, экономического и социального потенциала. Иначе говоря, туристская политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития народнохозяйственного комплекса.
Механизм реализации туристской политики государства включает:
выработку концепций развития туризма;
составление целевых программ по развитию туризма как на уровне республики в целом, так и на уровне отдельных региональных субъектов;
разработку конкретных мер для достижения поставленной цели;
государственное регулирование туристической деятельности.
Основными направлениями туристской политики являются:
защита прав путешествующих;
защита интересов производителей отечественного туристического продукта;
всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма.
Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристической инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно- информационное обеспечение продвижения национального туристического продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.
Туристскую политику определяют стратегия и тактика государства. Вообще под стратегией понимают общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Она позволяет сконцентрировать усилия на путях решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив в сторону все другие варианты.
Туристическая стратегия определяет действия государства в области реорганизации и развития туризма. Она направлена, прежде всего, на выработку общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуются время и большие финансовые ресурсы.
Под тактикой понимаются линия поведения кого-либо, избранные им способы достижения какой-либо цели. Туристическая тактика — это конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях (например, порядок лицензирования международной туристической деятельности, ценообразования в туризме, налогообложения и др.).
Главная стратегическая цель государственной политики РБ в области туризма — создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей белорусских и зарубежных граждан в туристических услугах, с другой — значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в республиканский бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Для реализации этой цели предполагается:
включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки белоруской экономики;
создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей международной правовой практике;
формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу и защита внутреннего туристического рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;
введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности;
создание благоприятных условий для кооперации туристических, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристического обслуживания и развития материально-технической базы отрасли.
Основные задачи туристской политики государства следующие:
создание современного отечественного туристического рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских организаций;
формирование современной нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристической деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма;
обеспечение развития социального туризма в стране;
упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристической деятельности;
стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого бизнеса в этой области;
создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;
интеграция белорусского государства в систему мирового туристического рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;
реализация в стране концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;
содействие в разработке и внедрении на отечественном туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания;
стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства туристических объектов;
совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности;
создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров;
развитие отраслевой туристической науки, осуществление комплекса базовых научных исследований в сфере туризма на государственном и региональном уровнях.
Следует обратить внимание на то, работа по созданию соответствующих мировой практике систем сертификации и лицензирования в сфере туризма для защиты прав потребителей туристических услуг, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих имеет особое значение. Поэтому осуществление конкретных мероприятий, направленных на реализацию указанных направлений, составляет основу совершенствования организации туристической деятельности и управления развитием туризма.
Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования реконструкции и строительства туристических объектов преимущественно за счет внебюджетных источников, а также содействие в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие средств размещения и туристической инфраструктуры.
Основными направлениями рекламно-информационного обеспечения развития туризма являются:
подготовка и издание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях туристического рынка;
участие в организации и проведении крупнейших международных и отечественных туристических выставок;
реформирование сети загранпредставительств по физической культуре и туризму с целью придания им функций национальных рекламно - информационных туристических центров за рубежом;
создание информационных банков данных туристических средств размещения, фирм, туров, маршрутов и др.;
В конечном итоге туристская политика государства направлена на укрепление экономики туризма и повышение экономической эффективности этой отрасли народнохозяйственного комплекса.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.