4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
Специалист в области туризма должен уметь хорошо ориентироваться в принятой в стране системе национальных счетов, на основе которой построена система налогообложения, измеряется национальный доход и другие производные от него макроэкономические показатели.
Известно, что национальный продукт может исчисляться как поток товаров или как поток доходов. Внутренняя часть кругооборота формируется за счет движения товаров и услуг, произведенных в результате использования факторов производства. Внешняя часть кругооборота образуется в результате расходования средств, заработанных населением на приобретение этих товаров и услуг. Макроэкономика утверждает, что национальный доход может быть исчислен двумя способами: по методу потока товаров, когда суммируются все денежные средства, идущие на конечное потребление; либо по методу потока доходов — как общая сумма факториальных доходов - заработной платы, процента, ренты, прибыли. При правильном исчислении результаты, полученные в первом случае, должны точно соответствовать параметрам национального дохода, определенным по второму методу.
В национальном доходе очень важно учитывать только конечное потребление товаров и услуг, чтобы избежать двойного счета. Дело в том, что туристический продукт туроператора формируется за счет привлечения услуг других производителей: авиакомпаний (транспортные услуги), гостиниц (услуги размещения), ресторанов (услуги питания), театров, музеев, концертных залов, аттракционов и т. п. (услуги развлечений), туристических агентов (услуги реализации), средств массовой информации (услуги рекламы) и т. п., а все эти услуги являются промежуточными продуктами и уже включены в его стоимость. Таким образом, предприниматели включают в стоимость туристского продукта и чужой труд, поскольку они получают многие услуги от других фирм и добавляют к ним свой труд и свои ресурсы. Именно они и составляют добавленную стоимость, которую только и необходимо учитывать в национальном доходе для устранения двойного счета, так как стоимость услуг, произведенная другими фирмами, будет уже фигурировать в их отчетах (табл. 2.4.1).
Таблица 2.4.1
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.