logo
афк евсеев 1 том

Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)

Теория АФК как интегративная дисциплина гармонично связана с теорией физической культуры как базовой дисциплиной, с ее новей­шими макротенденциями развития, философией, культурологией, со­циологией, общей и специальной педагогикой, гуманистической пси­хологией, валеологией, а также с дисциплинами медико-биологичес­кого цикла: анатомией, нормальной и патологической физиологией, общей и частной патологией, морфологией, генетикой и др. дисцип­линами.

В связи с многообразием наук, изучающих человека в разных аспек­тах, необходимо выделить те опорные концепции, которые являются существенными для формирования личности человека с ограничен­ными возможностями, его духовного и физического развития, социа­лизации и интеграции в общество.

Цель такого подхода - не собирание фактов из разных областей человеческих знаний (В.К. Бальсевич, 1991), а определение соотноси-мости теорий, установление базисных, междисциплинарных взаимо­связей в интересах создания теории и методологии дисциплины, нося­щей полифункциональный характер.

Важнейшими, имеющими определяющие значение для людей с какими-либо нарушениями и для формирования теории адаптивной физической культуры, являются следующие опорные концепции:

— во-первых, утверждение человека как высшей ценности на земле независимо от здоровья; нет ничего дороже, чем жизнь человека (В.П. Казначеев, 1988; В.П. Петленко, 1996), приоритета человека как высшей ценности образования и культуры (В.И. Столяров 1988; Е.В. Утишева, 1995; Ю.А. Гагин, 1996);

— во-вторых, понимание человека как целостной неделимой сущно­сти, в которой интегрируется биологическое и духовное, психосомати­ческое и социокультурное единство (НА. Пономарев, 1994; В.В. Кузин, Б.А. Никитюк, 1995; П.М. Китаев, 1997; В.М. Выдрин, 2001);

— в-третьих, признание человека как личности, уникальность ко­торой определяется сплавом врожденных особенностей, влиянием среды обитания, в которой она формируется, своеобразием телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потен­циала, потребностей, задатков, способностей и т.п. (В.К. Бальсевич, 1988; Л.И. Лубышева, 1996);

— в-четвертых, признание личности как существа свободного, оду­хотворенного, нравственного, природной основой которого является добро, чувство справедливости, сострадания, милосердия (А.Х. Мас-лоу, 1987; К.Р. Роджерс, 1994; А.Б. Орлов, 1995);

— в-пятых, способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству во всех сферах жизнедеятельности, в том

числе и в физической культуре (А.Я. Арет, 1968; АХ. Маслоу, 1987; СВ. Молчанов, 1991; М.А. Недашковская, 1990; B.C. Быков, 2000).

Основы этого процесса лежат в сфере самовоспитания, суть кото­рого прежде всего в преодолении самого себя и многообразных трудно­стей, обусловленных нарушениями тех или иных функций организма. Трудность, по мнению Н.Ф. Талызиной (1987), это субъективное ощу­щение реально существующих противоречий, которые, постепенно пре-одолеваясь, стимулируют интенсивное развитие личности. При перехо­де от одной ступени преодоления трудностей к другой реализуются по­требности, стремления, ожидания, при этом развивается, закрепляет­ся и нередко существенно меняется внутренняя позиция личности, побуждающая к новым мотивам. Для преодоления трудностей условно выделены две группы методов самовоспитания:

Первая группа: самосознание, самоощущение, самонаблюдение, самоанализ, самооценка - категории самовоспитания личности, отра­жающие объективное понимание причин и следствия сложившейся жизненной ситуации, целостную оценку самого себя, своих возможно­стей, анализ установок, ценностных ориентации, интересов, потреб­ностей, мотивов, характера поведения, отношения к себе, другим лю­дям и обществу в целом.

Вторая группа: самопобуждение, самопроектирование, самоконт­роль, самообразование, самосовершенствование, самоорганизация, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение - это непосредствен­ные методы и приемы самовоспитания социальной активности лично­сти, которые не регламентируются временем, потому что продолжа­ются всю жизнь и включают:

- самостоятельное побуждение к выбору (овладению или продол­жению) конкретной деятельности, самооценку собственных сил, ин­тересов и потребностей;

- планирование и практическое освоение различных видов деятель­ности в сфере физической культуры, образования, профессиональной деятельности, личной жизни в соответствии с физическими и интел­лектуальными возможностями, мировоззрением, ценностными ори-ентациями;

- волевые усилия в преодолении трудностей, самодисциплину, тре­бования к себе, окружающим, определение круга общения, управле­ние эмоциями, формирование стиля жизни, нравственного поведения;

- самоконтроль, коррекцию физического и психического состоя­ния, критическую самооценку своих действий в реализации планов-сту­пенек, установок, замыслов, анализ успехов и неудач.

Результатом самовоспитания являются: бытовая независимость (са­мообслуживание), самореализация, самоутверждение, самореабилитация (физическая, психическая, социальная), самоактуализация. Эти катего­рии выражают высшую степень реализации потребностей в деятельности (бытовой, учебной, профессиональной, культурной, в том числе спортив­ной), общественное признание личных успехов, изменение социального статуса, освобождение от комплексов неполноценности, самоопределе­ние независимости, свободы, творчества, личной активности.

Для теории адаптивной физической культуры эти идеи рассматрива­ются как принципиально важные установки формирования целостной, свободной, всесторонне развитой личности инвалида во всем проявле­нии его сущностных сил соответственно реальным ресурсам здоровья.

- Перспективность такого подхода для теории адаптивной физичес­кой культуры заключается в том, что методы самовоспитания отно­сятся как к социальной, так и двигательной адаптации, и реализуются одновременно, соединяя в себе задачи биологического и социального развития организма и личности.

До недавнего времени основу физкультурного образования состав­лял подход, сущность которого сводилась к выполнению усредненных, единых для всех нормативов и требований, что в корне противоречит идее индивидуального развития человека. Смена парадигмы образова­ния на личностно-ориентированный, потребностно-деятельностный подход, освоение норм и ценностей культуры создали благоприятные условия для позитивных сдвигов в социальной, духовной, биологичес­кой сферах индивида (С.Д. Неверкович, 1995; В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курам-шин, Ю.М. Николаев, 1996; Н.И. Пономарев, 1996; В.И. Столя­ров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева, 1998). Для инвалидов и лиц с ог­раниченными возможностями такой подход является единственно при­емлемым, так как своеобразие личностных проявлений, многообразие нозологических форм, сопутствующих нарушений, несформированность мотивов и потребностей к двигательной деятельности требуют персо­нального подхода к каждому человеку, выбора для него индивидуаль­ной траектории физического и духовного развития.

Единство физического и духовного ориентирует на гармонизацию развития человека (Ю.М. Николаев, 1998). Соотношение и взаимодей­ствие природного (телесного) и социального (духовного) у лиц с огра­ниченными возможностями - одна из проблем, отражающих представ­ление о сущности и реализации ценностей адаптивной физической культуры данной категории людей.

Инвалидность по своей сути явление биологическое, но любые «поломы», по выражению И.П. Павлова, могут существенно видоизме­нять, трансформировать социальную сферу личности. По мнению В.И. Дубровского (1983), если под угрозой биологическая жизнь, то это значит, что под угрозой жизнь социальная.

Единство и взаимосвязь социального и биологического определяют успешность социализации личности. Так, в дефектологии (коррекционной педагогике) и в ее разделах: сурдо-, тифло-, олигофренопедагогике, лого­педии социализация и интеграция детей в общество здоровых является приоритетным направлением и целью образовательной деятельности (В.К. Лапшин, Б.П. Пузанов, 1990; В.П. Кащенко, 1992; Л.М. Шипицына, 2001). Главный принцип этих дисциплин - ориентация не на дефект, а на потенциальные возможности ребенка. Основной путь социализации — это развитие духовного мира, социально-культурная, социально-трудовая, социально-бытовая адаптация с помощью коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ психолого-педагогического, социального, культурного воздействия: через образовательную деятель-

ность, профессиональное обучение, межличностные отношения, рече­вую коммуникацию, литературу, искусство, эстетопсихотерапию, игро-терапию, сказкотерапию и другие виды педагогического воздействия. (В.З. Кантор, 1998; Л.Д. Григорьева, О.В. Ро, 1998; Е.С. Иванов, 2001; Л.П. Шадрина, 2001 и др.). Совершенно очевидно, что главный акцент поиска лежит в сфере духовной культуры, воспитания «человека разум­ного» и явной недооценки «человека телесного». И.М. Быховская (1993) утверждает, что нарушение гармонии между природным и социальным есть нарушение культуры.

Несмотря на это противоречие, адаптивная физическая культура, коррекционная педагогика и специальная психология имеют общие объект и цель педагогической деятельности, единые методологические подходы и принципы, решают с разных сторон общие задачи и поэтому должны взаимно обогащать и дополнять друг друга.

Биологическое в человеке играет роль механизмов, с помощью ко­торых осуществляются его социальные функции (Н.И. Пономарев, 1996). В жизнедеятельности инвалида именно биологическое состояние орга­низма, включая здоровье, отражает социальное проявление личности, степень ее социально-культурной, социально-трудовой, социально-бы­товой адаптации и реабилитации.

Одной из дисциплин, имеющих мировоззренческое значение для формирования теории адаптивной физической культуры, является об­щая патология - наука о наиболее общих закономерностях патологи­ческих процессов, которые лежат в основе любой болезни независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, окружающей среды, методов исследования. К основным категориям, отражающим объективные закономерности биологических процессов в организме человека, относятся следующие.

Целостность организма означает, что всякое заболевание это стра­дание всего организма, но целостность реакций проявляется в том, и это самое главное, что весь организм, все органы и системы мобилизу­ются на борьбу за выздоровление, включая защитные реакции и жиз­ненные силы человека. Адаптивная физическая культура за счет рацио­нальной двигательной деятельности активизирует природные ресурсы, сохранные функции и духовные силы в борьбе с негативными проявле­ниями болезни.

Единство структуры и функции означает их неразрывную связь. Очень образно это единство сформулировал известный терапевт В.Х. Василен­ко (1985): «... функция без структуры немыслима, а структура без функ­ции бессмысленна». В организме целесообразные для выживания струк­туры и функции сложились в различные структурные и функциональные уровни жизнедеятельности: молекулярный, субклеточный, клеточный, органный, системный (Д.С. Саркисов, М.А. Пальцев, М.К. Хитров, 1995). Любой патологический процесс (потеря зрения, ампутация конечнос­ти, нервно-психическое заболевание) — это одновременно нарушение структуры и функции разных уровней организации. Глубокое понимание патологического процесса, анализ остаточного здоровья и состояния со­хранных функций позволяют объективно оценить физические и психические возможности инвалида, выбрать индивидуальную стратегию дви­гательной активности. Мышечная деятельность формирует новое функ­циональное состояние, характеризующееся приспособлением к дефек­ту, компенсацией нарушенных функций, адаптацией вегетативных сис­тем к физической нагрузке, улучшением деятельности сохранных функ­ций. Положительные изменения — результат структурно-функциональ­ной перестройки организма.

Реактивность организма — универсальное свойство отвечать на те или иные внешние и внутренние раздражения. Реактивность организма является основным механизмом в понимании патологических процес­сов, благодаря этому свойству определяется возникновение, течение и исход заболевания.

Индивидуальная реактивность организма обусловлена наследствен­ными и приобретенными факторами. Она зависит от пола, возраста, ок­ружающей среды: времени года, резкой смены погоды, условий трудо­вой и учебной деятельности, социальных и межличностных отношений. Физические упражнения для инвалидов и лиц с ограниченными возмож­ностями рассматриваются как стимулятор ответных реакций организма, что создает возможность управлять этим процессом, вызывая индивиду­ально заданные реакции на различные виды педагогических воздействий.

Причинно-следственная связь в биологии и медицине означает, что в жизнедеятельности человека нет ни одного процесса, который не был бы обусловлен причиной. Причинность — не отдельный фактор, а взаи­модействие среды с организмом. Результатом взаимодействия является следствие, которое всегда находится внутри организма. Отражением при­чинно-следственной связи является этиология и патогенез; этиология трактует вопросы, касающиеся причин и условий возникновения болез­ни, патогенез изучает следствие того, что происходит после действия причины, т.е. развитие и механизмы патологического процесса (Г.И. Ца-регородцев, Е.Г. Ерохин, 1986). Одна причина может вызывать цепочку следствий, которые, возникнув, становятся причинами новых наруше­ний и являются вторичными, сопутствующими основной патологии.

Выявление природы, уровня организации механизма заболевания, нарушения внутри- и межфункциональных связей позволяет врачу по­ставить диагноз, педагогу — наметить путь коррекционной работы.

Адаптация организма — процесс приспособления к окружающей сре­де начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Суть его состоит в том, что организм так меняет интенсивность, ритм и характер протекающих в нем процессов, что основные показатели внут­ренней среды, несмотря на действие внешних факторов, стойко под­держиваются в рамках физиологических параметров (В.Ю. Верещагин, 1984). Адаптация — также результат достижения соответствия морфо-функционального состояния организма тем условиям деятельности, которые создает для него среда (Б.А. Никитюк, Б.Н. Коган, 1989; Д.Н. Давиденко, 1996). Наиболее полно освещение этих вопросов пред­ставлено в исследованиях Ф.З. Меерсона (1973—1991).

В основе адаптации к физической работе лежат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и

внешней среды. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение. В резуль­тате систематических занятий физическими упражнениями увеличива­ются физиологические возможности организма, формируется долго­временная устойчивая адаптация, характеризующаяся активизацией и мобилизацией функциональных резервов, интенсивностью протекания структурных и функциональных преобразований в органах и тканях, стабильностью взаимодействия регуляторных и исполнительных орга­нов (А.С. Солодков, 1988; В.Н. Платонов, 1988).

Знания о закономерностях адаптационных процессов организма имеют стратегическое значение для понимания биологической сущности адап­тивной физической культуры. Однако нерешенными остаются такие тео­ретические и прикладные проблемы, как управление долговременной адаптацией организма инвалидов разных нозологических групп в процес­се физического воспитания, рекреативно-оздоровительных и спортивных занятий, нормирование физической нагрузки, тактика адаптации к дей­ствиям нескольких факторов среды, обеспечение сложных форм соци­альной адаптации организма к действию экстремальных стрессовых ситу­аций, количественная оценка процесса адаптации и др.

Компенсация - одна из важнейших адаптационных реакций орга­низма на повреждения, выражающаяся в том, что органы и системы, не пострадавшие от действия повреждающего агента, берут на себя функцию разрушенных структур путем заместительной гиперфункции или качественных изменений функции (Ф.З. Меерсон, 1981). Например, при ампутации правой руки человек немедленно начинает использо­вать левую руку для выполнения функции отсутствующей конечности. Эта срочная компенсация важна в экстремальных ситуациях, но явля­ется заведомо несовершенной. В дальнейшем в результате обучения, образования новых структурно-закрепленных временных связей фор­мируются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию. Ана­логично компенсаторные процессы проходят при потере зрения, когда обостряется слух, и, наоборот, - при нарушении слуха компенсирую­щую функцию берет на себя зрение.

Такой механизм компенсации является общим для любых нозоло­гических групп инвалидов и может быть использован в адаптивной фи­зической культуре для реабилитации инвалидов на разных стадиях вос­становления, при составлении тренировочных программ компенсации двигательных нарушений, обучения двигательным действиям и т.п.

Движение — основа жизнедеятельности

Движение является естественной биологической потребностью человека. Эта потребность обусловлена законами растущего организма (Й.М. Янкаускас, Э.М. Логвинов, 1984). Развитие, обретаемое в движе­нии, касается не только двигательного аппарата, его мышц, связок и костей — движение способствует развитию всех областей головного мозга, влияет на развитие умственных способностей ребенка (А.Б. Гандельс-ман, К.М. Смирнов, 1966; М.М. Кольцова, 1973; Л.С. Выготский, 1983).

Сущность теоретического познания двигательной активности со­стоит, с одной стороны, в выявлении биологических закономерностей

моторики человека в процессе возрастной эволюции, с другой - в по­иске адекватных целенаправленных способов стимуляции развития дви­гательных функций, становления и совершенствования физического потенциала человека (В.К. Бальсевич, 1988).

Глубочайший смысл двигательной активности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями состоит в понимании ими сути про­цесса физического совершенствования, который должен сопровождать человека всю жизнь, формируя в нем устойчивую мотивацию, потреб­ность в движении в любых доступных формах, осознания отношения к своему телу и здоровью как личной и социальной ценности.

Таким образом, привлечение в качестве опорных концепций фило-софско-медицинских категорий, раскрывающих общие закономернос­ти функционирования организма с патологическими нарушениями, культурологической концепции взаимосвязи биологического и социаль­ного, телесного и духовного в жизнедеятельности человека, концеп­ций гуманистической психологии и специальной педагогики — призна­ния человека как целостной сущности и уникальной личности, спо­собной к духовному совершенству и творчеству, социализации и интег­рации в общество, теории самовоспитания личности — отражает сущ­ностные стороны и гуманистическую направленность образовательной деятельности и является фундаментом методологии теории адаптивной физической культуры.

Эти знания, во-первых, обогащают профессиональное мышление педагога; во-вторых, служат важным инструментом познания объекта профессиональной деятельности; в-третьих, являются важным ориен­тиром в исследовательской работе; в-четвертых, являются методоло­гической основой при разработке частных методик адаптивной физи­ческого воспитания, адаптивного спорта, двигательной рекреации и фи­зической реабилитации.