Глава 21 функции адаптивной физической культуры
По определению Л.П. Матвеева (1984), «функции физической культуры это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества». Реализуются функции в процессе физкультурной деятельности, в них раскрывается истинное содержание физической культуры. Являясь отражением ее сущности, функции раскрывают не только двигательную сферу человека, но и все уровни его организации — анатомо-физиологический, психологический, социальный, мировоззренческий, личностный (Н.И. Пономарев, 1974, 1996; Ю.М. Николаев, 1976, 1998; Б.В. Евстафьев, 1980; И.И. Сулейманов, 1981; В.М. Выдрин, 1984, 2001; В.И. Столяров, 1988 и др.).
Функции АФК вытекают из сущности адаптивной физической культуры, а также отображают ее структуру.
В структуре АФК все виды, ее составляющие (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация и др.), находятся в неразрывной взаимосвязи, подвижны, взаимно переходят и дополняют друг друга и проявляются в единстве. Единство структурных элементов служит основанием, чтобы считать адаптивную физическую культуру целостной функциональной системой. Ядром этой системы является физическое упражнение, которое выступает как системообразующий фактор, основная структурная единица АФК, средство и метод удовлетворения потребности людей в физкультурной деятельности. Исходя из философской категории взаимосвязи структуры и функции, каждому структурному элементу присуща конкретная функция: адаптивному физическому воспитанию - преимущественно образовательная, адаптивной двигательной рекреации — оздоровительно-поддерживающая, адаптивному спорту — совершенствования, физической реабилитации — лечебно-восстановительная, креативным телесно-ориентированным практикам — творческая, экстремальным видам двигательной активности — престижная. При этом, являясь частью общечеловеческой культуры, АФК выполняет, в первую очередь, культурную функцию, включающую освоение широкого спектра ценностей, связанных с удовлетворением многообразных естественных и социальных потребностей, саморазвития и совершенствования личности людей с ограниченными функциональными возможностями в целях их социализации и интеграции в общество.
Все функции АФК реализуются через деятельность: движение => двигательные действия (физические упражнения) => двигательная активность => двигательная (физкультурная) деятельность, в основе которой лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы, но ограниченные влиянием той или иной патологии. Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий физическими упражнениями, где осуществляются педагогические функции, и вступает в различные соци-
альные отношения с другими институтами, общественными явлениями и процессами, формирующими социальные функции.
Несмотря на многочисленные исследования, проблему классификации функций физической культуры нельзя считать завершенной. Десятки функций — внешних, внутренних, общекультурных, специфических, общих, особенных, единичных - порождают иллюзию о всемогуществе физической культуры в решении любых социальных вопросов: от экономики и политики до науки и религии. Во избежание разномасштабное™ рассмотрения функций в АФК выделены группы функций: педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями, и социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениями соцзащиты, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.) (см. рисунок). При этом выбраны не все известные функции, а лишь те, которые имеют приоритетное значение для данной категории лиц.
функции адаптивной физической культуры | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Педагогические функции |
| Социальные функции | |||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
Коррекционно-коменсаторная |
| Лечебно-восстановительная |
| Гуманистическая | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Профилактическая |
| Профессионально-подготовительная |
| Социализирующая | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Образовательная |
| Творческая |
| Интегративная | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
Развивающая |
| Рекреативно-оздоровительная |
| Коммуникативная | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
Воспитательная |
| Гедонистическая |
| Зрелищная и эстетическая | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Ценностно-ориентационная |
| Спортивная и соревновательная |
|
функции адаптивной физической культуры
- Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Содержание
- Часть первая введение в специальность. История адаптивной физической культуры
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- Часть вторая организация и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Предисловие
- Методические рекомендации
- Введение
- Раздел I
- Глава 1
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ - современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- Система реабилитации
- Глава 3 теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов)
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.1. Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II история
- Глава 7
- Глава 8
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим — Италия
- 1964 Год. Токио - Япония
- 1968 Год. Тель-Авив, Рамат-Тан - Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг — Германия
- 1976 Год. Торонто - Канада
- 1980 Год. Арнхем - Нидерланды
- 1984 Год. Нью-Йорк — сша; Эйлесбери — Англия
- 1988 Год. Сеул - Корея
- 1992 Год. Барселона — Испания
- 1996 Год. Атланта — сша
- 2000 Год. Сидней — Австралия
- 2004 Год. Афины — Греция
- Результаты сборных команд 15 стран на XI (2000 г.) и XII (2004 г.) Паралимлийских играх (страны отобраны по результатам в Афинах, 2004 г.)
- Медали, завоеванные российскими спортсменами на
- X, XI и XII Паралимпийских играх
- Общекомандные места, занятые сборной командой России на Паралимпийских играх (неофициальный подсчет)
- Вклад субъектов Российской Федерации в завоевание спортсменами России медалей на XII Паралимпийских играх в Афинах (Греция)
- 1960 - Настоящее время
- 8.3. История развития адаптивной физической культуры в нашей стране
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- Лучшие национальные сборные мира на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Итоги выступления по видам спорта на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Лучшие национальные сборные команды мира на Сурдлимпийских играх 2005 года
- Глава 10
- Глава 11
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Зимние Всемирные Специальные Олимпийские игры
- Раздел III
- Глава 12
- Глава 13
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 организация адаптивного спорта
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- Паралимпийский комитет России
- Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов России
- Федерация спорта слепых России
- Российская ассоциация «Олимп»
- Сурдлимпийский комитет России
- Специальная Олимпиада России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15 организация адаптивной двигательной рекреации
- Глава 16 организация физической реабилитации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 организация креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV
- Глава 18
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в пюцессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1. Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья с сохранным интеллектом
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями _на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Контрольные вопросы и задания
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Адаптация и компенсация в теории физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специально-методические принципы
- Контрольные вопросы и задания
- Заключение
- Литература
- Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
- План учебного процесса
- Итоговая государственная аттестация5'
- 1. Защита выпускной квалификационной работы.
- 2. Государственный междисциплинарный экзамен по специализации.
- Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Факультет адаптивной физической культуры программа
- Санкт-Петербург
- I. Основы медицинских знаний в обасти адаптивной физической культуры (18 часов аудиторных занятий)
- II. Основы коррекционной педагогики
- II. Теория и методика адаптивной физической культуры
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел II основы коррекционной педагогики
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры
- 105064, Москва, ул. Казакова, 18.
- 160001, Г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.