logo
AFK-Tom-1

19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов

В отличие от своих сверстников дети с отклонениями в состоянии здоровья и детиинвалиды в значительно большей степени нуждаются в целенаправленной двигательной активности коррекционного, компенсаторного и профилактического характера. Часов, которые выделяются госстандартами и учебными планами школ на адаптивную физическую культуру, явно не хватает. Поэтому для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений огромное значение имеет такое качество личности, как самостоятельность.

Самостоятельность, как отмечает А.Г. Граф (1999), есть личностное качество, подвластное воспитательным воздействиям; это осуществление человеком какойлибо деятельности без посторонней помощи (это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль), которая во многом предопределяет результативность всей учебновоспитательной работы. Он подчеркивает, что основными показателями самостоятельности в физической культуре являются систематичность, частота, форма, интенсивность и эффективность занятий физическими упражнениями.

В адаптивной физической культуре в качестве ценностномотивационных компонентов самостоятельности выступают:

– стремление учащегося скорректировать основной дефект, уменьшить его влияние на условия жизнедеятельности;

– желание сформировать компенсаторные возможности организма, заменяющие те качества и способности, которые разрушены (ухудшены) тем или иным заболеванием и не поддаются коррекции;

– потребность обеспечить профилактику заболеваний, являющихся следствием основного дефекта;

– потребность физического совершенствования, особенно при занятиях адаптивным спортом.

При оценке самостоятельной деятельности в адаптивной физической культуре первостепенное значение имеет шкала индивидуальных показателей, при которой сравниваются текущие результаты ученика с прежними его результатами. Шкала индивидуальных показателей должна сравниваться с результатами индивидуальной программы реабилитации, реализуемой соответствующими специалистами (медиками, психологами, социальными работниками и др.).

А.Г. Граф (1999) выделяет три этапа формирования умений самостоятельно заниматься. Поэтапность формирования самостоятельности обусловлена динамикой «созревания» биологических и психических качеств и способностей детей.

На первом этапе необходимо дать школьникам знания, необходимые для самостоятельного выполнения конкретных упражнений (способы обеспечения безопасности, показания и противопоказания для конкретных заболеваний, количество повторений упражнений, интервалы отдыха и др.), убедить учащихся в значимости, важности и полезности самостоятельных занятий, обучить простейшему самоконтролю и оценке уровня своего физического развития, физической подготовленности, ознакомить с простейшими вариантами дневника или карточек индивидуального пользования.

На втором этапе необходимо раскрыть правила организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями и аутогенной тренировки, научить ставить задачи по развитию физических способностей, формированию двигательных умений и специальных знаний. Вопросы организации самостоятельных занятий многоплановы: от элементарных (организация выполнения утренней гимнастики) до таких, как организация выбора комплексов физических упражнений и способов их выполнения.

На третьем этапе решаются более сложные задачи: ознакомление с методиками развития основных физических способностей, формирования двигательных умений и специальных знаний, с техниками психосоматической саморегуляции, элементами психокоррекции. В соответствии с этим следует научить их подбирать средства и методы, составлять комплексы упражнений и выполнять их, применять приемы самовнушения, самоприказов, различные техники психосаморегуляции.

Каждый этап предусматривает использование самоконтроля, планирования (разного уровня сложности) оценки и коррекции своей самостоятельной деятельности.

Самоконтроль как оценочнорезультативный компонент деятельности имеет большое воспитательное значение, так как приучает к планированию своего труда, способствует углублению внимания, памяти, выступает важным фактором развития познавательных способностей (А.Г. Граф, 1999).

Для воспитания самостоятельности используют индивидуальные задания, требующие способности совершать выбор, принять необходимое решение, готовности к выполнению заданий, способности самому выявлять проблемы и находить способы их решения.

Выделяют следующие разновидности индивидуальных заданий: обязательные задания, назначенные учителем; выборочные задания, предлагаемые учителем; задания, определяемые самим учеником; домашние задания.

В заключении данного параграфа необходимо констатировать, что проблема воспитания личности детей с отклонениями в развитии и детейинвалидов достаточно хорошо освещена в научной и учебнометодической литературе. Очень мало работ, где эти проблемы рассматривались бы применительно к взрослым и пожилым людям, хотя формирование личности продолжается в течение всей жизни.

У взрослых, особенно в случае приобретенной инвалидности, наиболее остро стоят проблемы преодоления психологических комплексов, формирования новой «Яконцепции», воспитания самостоятельности в осуществлении индивидуальной программы комплексной реабилитации и ресоциализации.

В качестве примера успешного решения проблемы самовоспитания самостоятельности при организации процесса реабилитации можно привести работу Ю.Г. Михайловой (2002). В этой работе, предлагающей методику двигательной самореабилитации при травме спинного мозга шейного отдела позвоночника в домашних условиях, показано, что эта методика включает в себя не только выполнение физических упражнений, но и собственное волевое стремление к восстановлению, инициативу, самостоятельное планирование, самоконтроль и полную ответственность за свои действия. Так как процесс самореабилитации имеет специфические особенности, автором предложен ряд принципов, соблюдение которых очень важно для этого процесса. Наиболее важные из них: сосредоточение на восстановлении, открытость, осознание собственной ответственности, готовности к неравномерности протекания восстановительного процесса, последовательности и постепенности.

Контрольные вопросы и задания

Раскройте сущность трех аксиологических концепций отношения общества к лицам с ограниченными возможностями.

Что такое «Яконцепция»? Какова ее роль и роль общей направленности личности в формировании физической культуры личности?

Раскройте особенности умственного воспитания в адаптивной физической культуре.

Как вы понимаете содержание нравственного воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов?

Каковы потенциальные возможности влияния занятий физическими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся?

В чем сущность трудового воспитания в адаптивной физической культуре?

Воспитание самостоятельности в процессе занятий адаптивной физической культурой. Этапы, средства, методы, виды индивидуальных заданий.