Анализ ликвидности
Одним из важнейших критериев оценки финансового положения туристского предприятия является его ликвидность.
Под ликвидностью понимается способность туристского предприятия выполнять свои обязательства по задолженности точно в момент наступления срока платежа, а под ликвидностью активов — возможность их превращения в денежные средства. Степень ликвидности определяется продолжительностью периода, в течение которого превращение может быть осуществлено. Чем короче период, тем выше ликвидность активов. Это величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Потребность анализа в ликвидности баланса возникает в условиях рынка с его финансовыми ограничениями и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств актива, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами пассива, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. Группировка активов в зависимости от степени ликвидности и пассивов по степени срочности их оплаты рассматривалась в теме 6.
Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами позволяет выяснить текущую ликвидность. Сравнение же медленно реализуемых активов с долгосрочными и среднесрочными пассивами отражает перспективную ликвидность. Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности (или неплатежеспособности) предприятия на ближайший промежуток времени. Перспективная ликвидность представляет собой прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей.
Для комплексной оценки ликвидности баланса проводится его анализ, позволяющий судить о структуре баланса как удовлетворительной или неудовлетворительной. В качестве критериев оценки используются следующие показатели:
коэффициент текущей ликвидности;
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент критической ликвидности;
коэффициент обеспеченности собственными средствами;
коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую
обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Он определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей. Коэффициент текущей ликвидности (Кт л) равен:
где IIIА — итог раздела III актива баланса; IIIП — итог раздела III пассива баланса.
Нормативное значение Ктл не должен быть меньше 1,7.
Результаты, полученные при расчете коэффициента текущей ликвидности, могут быть обоснованы и детализированы при расчете коэффициентов абсолютной и критической ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Коэффициент равен отношению величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Под наиболее ликвидными активами, как и при группировке балансовых статей для анализа ликвидности баланса, подразумеваются денежные средства предприятия и краткосрочные ценные бумаги. Краткосрочные обязательства предприятия, представленные суммой наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов, включают: кредиторскую задолженность и прочие пассивы; ссуды, не погашенные в срок; краткосрочные кредиты и заемные средства. Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка л) характеризует платежность предприятия на дату составления баланса.
Рекомендуется значение Ka.л не менее 0,2—0,5.
Коэффициент критической ликвидности, или промежуточный коэффициент покрытия, отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Для его вычисления в состав ликвидных средств в числитель относительного показателя включаются дебиторская задолженность и прочие активы. Коэффициент критической ликвидности (Ккл) характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.
Нижней нормальной границей коэффициента ликвидности считается Ккл ≥ 1.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и нематериальных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов. Коэффициент (Ко.с.с.) рассчитывается как отношение разности между итогом I раздела пассива баланса и суммой итогов I и П разделов актива баланса к итогу III раздела актива баланса:
где IП — итог раздела I пассива баланса; IA — итог раздела I актива баланса; IIА — итог раздела II актива баланса; III A — итог раздела III актива баланса.
Нормативное значение Ко.с.с. не должно быть меньше 0,3.
В том случае, если хотя бы один их коэффициентов (Кт.л., Ко.с.с.) имеет значение менее нормативного, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6 месяцам.
В том случае, если Кт л и К0 с с больше или равны нормативному значению, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным 3 месяцам.
Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности отражает реальную возможность восстановления либо утраты предприятием своей платежеспособности в течение определенного периода. Он определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному (нормативному) значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.
Коэффициент восстановления платежеспособности (Кв.п.) рассчитывается по формуле
где Кт.л.ф.— фактическое значение коэффициента текущей ликвидности в конце отчетного периода; Кт.л.н — фактическое значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода; К т.л норм — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; 6 – период восстановления платежеспособности, месяцев; Т — отчетный период, месяцев.
Кв.п ≥ 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить платежеспособность.
Коэффициент утраты платежеспособности (Ку.п) определяется по формуле
где 3 — период утраты платежеспособности, месяцев.
Ку. п ≥ 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует" 6 наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность.
Ку. п < 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о том, что в ближайшее время предприятие может утратить платежеспособность.
Структура баланса туристского предприятия будет признана неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если расчетные значения К т.л и Ко.с.с окажутся меньше нормативных, а также при отсутствии у него реальной возможности восстановить свою платежеспособность, что выявляется на основе анализа Кв.п и Ку.п..
Если есть основания считать структуру баланса предприятия неудовлетворительной, но оно не исчерпало возможности восстановить свою платежеспособность в установленные сроки, то решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным откладывается на срок до 6 месяцев.
Если нет оснований признать структуру баланса неудовлетворительной, а предприятие— неплатёжеспособным, то с учетом конкретного значения коэффициента утраты платежеспособности делается один из двух выводов:
при значении Ку.п ≥ 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным не может быть принято;
при значении Куп < 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным не принимается, однако ввиду реальности угрозы утраты данным предприятием платежеспособности оно ставится на учет в Комитете по санации и банкротству и в отраслевом министерстве.
В случае установления неплатежеспособности туристского предприятия и неудовлетворительности структуры его баланса следует провести более детальный экономический анализ с целью выявления причин ухудшение его финансового состояния. Дополнительные исследования дадут возможность оценить динамику изменения отдельных показателей финансовой деятельности, проследить основные направления изменения структуры баланса, сопоставить полученные в ходе анализа данные с аналогичными показателями конкурирующих предприятий. Подобный анализ может быть проведен и в случае стабильной работы предприятия (временной фактор) с целью определений путей укрепления финансовой устойчивости.
Такой анализ ранее проводился нами на примере бухгалтерской информации туристского предприятия "СБ"тур" (см. табл. 11.1—11.8).
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия