Специальная Олимпиада России
Специальная Олимпиада России, созданная в 1999 году, ставит перед собой основную цель — содействовать средствами физической культуры и спорта успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов с умственной отсталостью. Эта цель достигается путем предоставления Специальной Олимпиадой России условий для круглогодичных тренировок и спортивных соревнований по различным олимпийским видам спорта детям и взрослым, страдающим умственной отсталостью, обеспечения постоянных условий для их физического развития, демонстрации их способностей и мужества, возможности испытать радость жизни, получить заслуженные призы и делиться своими достижениями, приобретенными умениями и дружескими чувствами с членами своих семей, другими участниками движения «Специальная Олимпиада» и обществом в целом. В отличие от Российской ассоциации «Олимп», Специальная Олимпиада России ориентируется на так называемую мягкую модель спорта, когда значимость победы на
соревнованиях существенно меньше, чем в модели спорта, используемой среди здоровых спортсменов, а также среди паралимпийцев и сур-длимпийцев. На соревнованиях, проводимых по правилам Специальной Олимпиады вводятся специальные требования, обеспечивающие «мягкую модель спорта» — разделение участников соревнований по результатам предварительных состязаний на дивизионы, запрет на материальное стимулирование победителей и др. (более подробно об этом см. в разделе, посвященном характеристике адаптивного спорта).
Основными задачами Специальной Олимпиады России являются:
— привлечение внимания общественности к социальной значимости занятий физической культурой и спортом инвалидов с умственной отсталостью, к их физическим и психическим возможностям;
— сотрудничество с российскими государственными и общественными организациями, деловыми кругами и отдельными лицами — добровольцами, помощниками, со специалистами в области спорта, здравоохранения, образования и культуры для решения общих задач социальной адаптации лиц с умственной отсталостью, укрепление международных связей в этой сфере.
Для выполнения уставных целей и задач Специальная Олимпиада России участвует в создании, развитии и координации деятельности местных специальных олимпийских программ, в организации и проведении региональных и всероссийских спортивных соревнований для лиц с умственной отсталостью, обеспечивает их участие в европейских, евроазиатских и всемирных Специальных Олимпийских играх.
Руководящими органами Специальной Олимпиады России являются Конференция и Правление; контрольным органом — Контрольно-ревизионная комиссия; постоянно действующим исполнительным органом — Дирекция, председателем которой автоматически становится избранный на отчетно-выборной Конференции на четырехлетний срок президент Специальной Олимпиады России. По представлению президента Правлением на четыре года утверждается генеральный директор, который совместно с президентом решает вопросы текущей и перспективной деятельности Специальной Олимпиады России. Президентом Специальной Олимпиады России является А.В. Павлов.
Завершая рассмотрение общественных организаций федерального уровня, занимающихся проблемами адаптивного спорта в России, необходимо выделить основные компоненты его организационной структуры.
Ведущей структурной единицей по организации и непосредственной практической работе в области адаптивного спорта в России является на сегодняшний день физкультурно-спортивный клуб инвалидов, который может объединять инвалидов как одной, так и нескольких нозологических и возрастных групп.
Физкультурно-спортивный клуб инвалидов для реализации практической работы и определения источников финансирования своей деятельности должен осуществлять взаимодействие с государственными органами исполнительной власти физической культуры и спорта, образования, социального обеспечения (социальной защиты), здравоохранения, семьи, детства и молодежи субъектов Российской Федера-
ции, а также органами местного самоуправления, курирующими данные направления социальной практики.
В зависимости от контингента занимающихся физкультурно-спортивный клуб инвалидов координирует свою деятельность с региональными представительствами рассмотренных общественных организаций федерального уровня: Паралимпийским комитетом России, Федерацией физической культуры, спорта и туризма инвалидов России, Федерацией спорта слепых, РА «Олимп», Сурдлимпийским комитетом России, Специальной Олимпиадой России. В некоторых регионах России сформированы представительства перечисленных общественных организаций на уровне федеральных округов (Южного, Северо-Западного, Уральского, Центрального, Приволжского, Сибирского, Дальневосточного).
Для организации постоянного врачебного контроля за занимающимися, решения вопросов спортивно-медицинской классификации занимающихся, определения их функциональных классов для соревновательной деятельности физкультурно-спортивные клубы инвалидов должны взаимодействовать с врачебно-физкультурными диспансерами, лечебно-профилактическими учреждениями системы здравоохранения, психолого-педагогическими и медико-социальными центрами диагностики и консультирования.
В случаях затруднений при определении функционального класса того или иного спортсмена-инвалида необходимо обратиться в перечисленные общественные организации федерального уровня или в федерации по видам спорта России, например в Общероссийскую ассоциацию футбола инвалидов с заболеванием церебральным параличом (президент А.М. Барамидзе), в Федерацию горнолыжного спорта инвалидов России (президент М.Ж. Житловский).
Завершая данный раздел, необходимо наметить ближайшие перспективы развития организационной структуры адаптивного спорта в нашей стране.
В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми ООН в 1993 году и признанными в России, существующая в настоящее время организационная структура адаптивного спорта должна быть достроена путем формирования системы дополнительного образования в области адаптивной физической культуры и, в первую очередь, в области адаптивного спорта. Здесь имеется в виду создание для инвалидов таких образовательных учреждений, как детско-юношеский клуб физической подготовки, детско-юношеская спортивная школа, детско-юношеская спортивная школа паралимпийского или сурдлимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства, центр спорта и т.п., или внедрение отделений (секций, групп) адаптивного спорта в обычные образовательные учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. При этом необходимо добиться, чтобы у инвалидов были равные возможности для занятий адаптивным спортом по сравнению с обычными (здоровыми) согражданами для занятий спортом. Другими словами, если, например, у 15% детей и юношей имеется
возможность заниматься спортом бесплатно, то и у 15% детей и юношей-инвалидов должна быть такая же возможность. Причем именно в тех же или аналогичных по статусу учреждениях.
В качестве иллюстрации, подтверждающей реальность обсуждаемой перспективы развития организационной структуры адаптивного спорта в нашей стране, необходимо привести данные, имеющиеся в федеральном органе исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Несмотря на отсутствие нормативно-правовых документов федерального уровня, регламентирующих деятельность образовательных учреждений дополнительного образования в области адаптивной физической культуры (прежде всего адаптивного спорта), в целом ряде субъектов Российской Федерации открыты и успешно работают такие учреждения.
В материалах Коллегии Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 23.07.2003 г. № 7/1 по вопросу «О государственной поддержке развития физической культуры и спорта среди инвалидов»* приводятся сведения о том, что такие учреждения созданы в Москве, Саратове, Туле, Красноярске, Омске, Петропавловске-Камчатском и других городах. Так, в Красноярске открыта краевая специализированная спортивная школа инвалидов (ССШИ); в Воронежской области — детско-юношеская школа адаптивной физической культуры инвалидов (ДЮШАФКИ); в Ростовской области — детско-юношеская спортивная школа инвалидов (ДЮСШИ); в Петропавловске-Камчатском - детско-юношеская спортивная школа по паралимпийским видам спорта (ДЮСШ ПВС); в Саратовской области - Саратовская детско-юношеская спортивно-оздоровительная школа инвалидов (ДЮСОШИ).
С 1 января 2003 года в Саратове начало работу государственное учреждение дополнительного образования «Центр по работе со спортсменами-инвалидами». В Саратовской области открыты специализированные отделения для детей-инвалидов (отделения адаптивного спорта) в ДЮСШ и СДЮШОР; имеются такие отделения в СДЮШОР - 6 (плавание) и СДЮШОР - 4 (волейбол) Омска.
В Томске организаторами физкультурно-оздоровительной работы среди детей с ограниченными физическими и умственными способностями стали детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП); аналогичная работа проводится и в Омске.
Отсутствие нормативно-правовой базы деятельности подобных учреждений федерального уровня компенсируется активной позицией органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые принимают их на своем уровне.
В Федеральном агентстве по физической культуре и спорту имеется пакет проектов всех необходимых нормативно-правовых документов, регламентирующих работу образовательных учреждений дополнительного образования в области адаптивной физической культуры. Утверж-
* О государственной поддержке развития физической культуры и спорта среди инвалидов в Российской Федерации. — М.: Советский спорт, 2003. -С. 22-29.
дение их в установленном порядке позволит снять имеющиеся на федеральном уровне правовые препятствия для формирования сети подобных учреждений, завершить формирование организационной структуры адаптивного спорта в нашей стране и привести ее в соответствие со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов в области физической культуры и спорта.
- Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Содержание
- Часть первая введение в специальность. История адаптивной физической культуры
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- Часть вторая организация и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Предисловие
- Методические рекомендации
- Введение
- Раздел I
- Глава 1
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ - современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- Система реабилитации
- Глава 3 теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов)
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.1. Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II история
- Глава 7
- Глава 8
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим — Италия
- 1964 Год. Токио - Япония
- 1968 Год. Тель-Авив, Рамат-Тан - Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг — Германия
- 1976 Год. Торонто - Канада
- 1980 Год. Арнхем - Нидерланды
- 1984 Год. Нью-Йорк — сша; Эйлесбери — Англия
- 1988 Год. Сеул - Корея
- 1992 Год. Барселона — Испания
- 1996 Год. Атланта — сша
- 2000 Год. Сидней — Австралия
- 2004 Год. Афины — Греция
- Результаты сборных команд 15 стран на XI (2000 г.) и XII (2004 г.) Паралимлийских играх (страны отобраны по результатам в Афинах, 2004 г.)
- Медали, завоеванные российскими спортсменами на
- X, XI и XII Паралимпийских играх
- Общекомандные места, занятые сборной командой России на Паралимпийских играх (неофициальный подсчет)
- Вклад субъектов Российской Федерации в завоевание спортсменами России медалей на XII Паралимпийских играх в Афинах (Греция)
- 1960 - Настоящее время
- 8.3. История развития адаптивной физической культуры в нашей стране
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- Лучшие национальные сборные мира на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Итоги выступления по видам спорта на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Лучшие национальные сборные команды мира на Сурдлимпийских играх 2005 года
- Глава 10
- Глава 11
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Зимние Всемирные Специальные Олимпийские игры
- Раздел III
- Глава 12
- Глава 13
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 организация адаптивного спорта
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- Паралимпийский комитет России
- Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов России
- Федерация спорта слепых России
- Российская ассоциация «Олимп»
- Сурдлимпийский комитет России
- Специальная Олимпиада России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15 организация адаптивной двигательной рекреации
- Глава 16 организация физической реабилитации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 организация креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV
- Глава 18
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в пюцессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1. Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья с сохранным интеллектом
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями _на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Контрольные вопросы и задания
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Адаптация и компенсация в теории физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специально-методические принципы
- Контрольные вопросы и задания
- Заключение
- Литература
- Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
- План учебного процесса
- Итоговая государственная аттестация5'
- 1. Защита выпускной квалификационной работы.
- 2. Государственный междисциплинарный экзамен по специализации.
- Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Факультет адаптивной физической культуры программа
- Санкт-Петербург
- I. Основы медицинских знаний в обасти адаптивной физической культуры (18 часов аудиторных занятий)
- II. Основы коррекционной педагогики
- II. Теория и методика адаптивной физической культуры
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел II основы коррекционной педагогики
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры
- 105064, Москва, ул. Казакова, 18.
- 160001, Г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.