1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
На современном этапе важной задачей для предприятий системы туризма является повышение эффективности производства. Главная роль в ее решении принадлежит анализу хозяйственной деятельности, или экономическому анализу, как средству выявления резервов повышения эффективности хозяйствования.
Анализ (от греч. analyzis — разделяю, расчленяю) рассматривают в широком и узком смысле слова. В узком плане анализ представляет собой расчленение явления или предмета на основные части для изучения их как составляющих целого. Это позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета (явления, процесса), познать его сущность, определить роль каждого его элемента. Анализ в широком понимании представляет собой научное изучение предметов и явлений в их многообразных связях и зависимостях. Установление связей и взаимозависимости между частями явления с последующим обобщением материалов исследования называется синтезом. Единство анализа и синтеза, как учит диалектический материализм, — непременное условие изучения любого предмета и явления.
Наукой и практикой выработаны разные виды анализа: химический, физический, математический, экономический и др. Они отличаются объектами, целями и методикой исследования. Экономический анализ относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений. Содержанием анализа экономики в целом (макроуровень) является изучение механизма объективно действующих экономических законов с целью их использования в практической деятельности — определения рациональных путей развития экономики, ее оптимальных темпов и пропорций в целях максимального повышения эффективности общественного производства. Содержанием экономического анализа деятельности отдельных предприятий (микроуровень) является изучение процессов, образующих в своей совокупности хозяйственную деятельность, проверка выполнения планов работы, оценка экономических результатов в целях наиболее эффективного использования всех ресурсов, обеспечения конкурентоспособности, повышения качества обслуживании.
Для правильного понимания содержания анализа хозяйственной деятельности туристского предприятия важное значение имеет его классификация. Экономическая литература классифицирует его по разным признакам.
Отраслевой признак предполагает его деление на отраслевой и межотраслевой. Согласно общегосударственному классификатору видов экономической деятельности (ОКЭД), каждому виду деятельности в силу разного характера труда свойственны свои специфика и характер экономических отношений. Вместе с тем все виды экономической деятельности тесно взаимодействуют друг с другом, образуя единый национальный хозяйственный комплекс. Такая взаимосвязь предполагает разработку единых теоретических подходов к экономическому анализу, учитывающих отраслевые особенности.
Временной признак подразделяет анализ на перспективный (предварительный) и последующий (ретроспективный). Предварительный анализ проводится до начала осуществления производственного процесса с, целью обоснования управленческих решений, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана. Последующий анализ совершается после окончания хозяйственных операций. Его основная цель — контроль за выполнением плана, выявление неиспользованных резервов, оценка результатов деятельности туристского предприятия. Последующий анализ составляет основу перспективного анализа и в свою очередь делится на оперативный (ситуационный) и итоговый (результативный). Цель оперативного анализа — выявлять недостатки, возникшие после совершения хозяйственных операций или в результате изменения ситуации за определенный отрезок времени, и воздействовать на эти процессы. В нынешних условиях» характеризующихся динамичностью происходящих процессов под влиянием факторов внутренней и внешней среды, значение этого вида анализа особенно важно. Итоговый анализ проводится за отчетный период (год, квартал, месяц). Его роль состоит в комплексном и всестороннем изучении деятельности за соответствующий период. Итоговый и оперативный анализы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
По периодичности проведения анализ делится на периодический и разовый. Первый проводится за соответствующие отрезки времени, второй — в связи с наступлением определенных обстоятельств.
По пространственному признаку анализ относят к внутрихозяйственному или межхозяйственному. Внутрихозяйственный направлен только на исследуемое предприятие и его структурные подразделения. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий, что повышает объективность оценки.
По субъектам управления выделяют:
технико-экономический анализ, главным содержанием которого является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
финансово-экономический, анализирующий финансовые результаты деятельности предприятия;
• аудиторский — экспертная диагностика финансового состояния предприятия;
экономико-статистический, применяемый статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления — предприятия, отрасли, региона;
экономико-экологический, исследующий взаимодействие экологических и экономических процессов ради сохранения и улучшения окружающей среды, а также затраты на экологию;
маркетинговый анализ, объектами которого становятся внешняя среда функционирования предприятия, рынки, факторы производства и сбыта и т.п.
По методике изучения объектов экономический анализ может быть сравнительным, факторным, диагностическим, маржинальным, экономико-математическим, стохастическим (дисперсный, корреляционный и др.), функционально-стоимостным.
Сравнительный анализ позволяет сравнивать отчетные данные с показателями плана текущего периода, прошлых лет, других предприятий. Внутри него различают горизонтальный, вертикальный и трендовый анализы.
Факторный способствует выявлению величины влияния отдельных факторов на уровень результативных показателей.
Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.
Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основании деления затрат на постоянные и переменные и взаимосвязи "объем продаж — издержки производства — прибыль".
Экономико-математический анализ позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявить резервы повышения эффективности производства за счет более рационального использования ресурсов предприятия.
Стохастический анализ используется для изучения соответствующих зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами производственной деятельности.
Функционально-стоимостной анализ есть метод выявления резервов, базирующийся на функциях, которые выполняет объект, и ориентированный на оптимальность их реализации по всем стадиям жизненного цикла товара.
По субъектам (пользователям) различают внутренний и внешний анализы. Внутренний (управленческий) анализ проводится непосредственно на туристском предприятии с целью управления производственно-финансовой деятельностью. Внешний (финансовый) анализ проводится органами хозяйственного управления, финансовыми органами, акционерами, инвесторами, банками.
По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный.
По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. Комплексный анализ предполагает всестороннее изучение деятельности предприятия; тематический — отдельных сторон (снижение себестоимости туристского продукта и т.п.).
Содержание экономического анализа вытекает из выполняемых им функций:
изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;
научное обоснование текущих и перспективных планов;
• контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов;
• поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;
• оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей;
• разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Экономический анализ придерживается ряда принципов, главные из которых — государственный подход, научность, комплексность, системность, объективность, конкретность, точность, действенность, плановость, оперативность, демократизм, достоверность, эффективность.
Метод экономического анализа — это исследование от общего к частному, от частного к общему, от следствий к причинам и от причин к следствиям. При этом не только устанавливаются причинно-следственные связи, но и даются количественные характеристики, что позволяет измерять влияние факторов на результаты. Это делает анализ точным, а выводы — обоснованными.
Использование метода анализа проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Каждому виду анализа соответствует своя методика.
Методика - совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. Любая методика анализа представляет собой методологические советы по исполнению аналитического исследования. Остановимся на двух наиболее важных элементах методики экономического анализа: способах исследования изучаемых объектов (инструментарий); последовательности выполнения аналитической работы.
В экономическом анализе используется много различных способов. Среди них можно выделить:
• традиционные: сравнения, графический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок;
• детерминированного факторного анализа: цепные подстановки, индексный метод, абсолютные разницы, относительные разницы, интегральный, пропорциональное деление;
стохастического факторного анализа: корреляционный, дисперсный, компонентный, многомерный факторный анализ;
оптимизации показателей: экономико-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр, исследование операций.
Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования и т.д.
Выполнение комплексного анализа хозяйственной деятельности происходит поэтапно.
/ этап: уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.
// этап: разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.
/// этап: сбор и подготовка необходимой информации. Проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.п.
IV этап: сравниваются фактические результаты хозяйственной деятельности с показателями плана отчетного периода, фактическими данными прошлых лет, с результатами конкурирующих предприятий.
V этап: выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат.
VI этап: выявляются неиспользованные резервы повышения эффективности хозяйствования.
VII этап: оцениваются результаты хозяйственной деятельности с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.
Все объекты анализа хозяйственной деятельности находят свое отображение в системе показателей, которые группируются по определенным признакам.
По содержанию показатели делятся на количественные и качественные. К количественным показателям относятся, к примеру: объем произведенного товара, объем обслуживания туристов, объем обслуживания экскурсантов, количество посещений, количество поездок и др. Качественные показатели раскрывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются: себестоимость, рентабельность, производительность труда, туродень, объем обслуживания. Изменение количественных показателей в обязательном порядке приводит к изменению качественных.
По использованию на разных уровнях экономики показатели делятся на общие и специфические. К общим относятся показатели объема продаж, себестоимости, прибыли и др. Примером специфических показателей для системы туризма являются: объем обслуживания туристов, объем обслуживания экскурсантов, количество посещений, туродень и др.
По степени синтеза показатели делятся на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные).
По способу формирования различают показатели нормативные (норма амортизации, норматив лимита средств в кассе и т.п.), плановые (экономического и социального развития предприятия и др.), учетные (данные бухгалтерского, статистического учета), отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности); аналитические (оценочные), исчисляемые в процессе анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия.
Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относительные показывают; соотношение каких-либо двух абсолютных показателей и определяются в процентах, коэффициентах или индексах.
Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные и стоимостные. Натуральные выражают величину явления в физических единицах измерения: объем, масса и т.д. Стоимостные имеют денежное измерение.
Причинно-следственные отношения изучаются с участием факторных и результативных показателей. Результативными являются показатели, которые рассматриваются как результат воздействия одной или нескольких причин и выступают в качестве объекта исследования. Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.
Важное условие, которое следует соблюдать при анализе,— обеспечение сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:
• единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов;
единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели;
сопоставимость исходных условий производства;
единство методики исчисления показателей и их состава.
Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, количественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, индексов и т.д. К примеру, чтобы установить, как изменилась стоимость товарной продукции за счет количества произведенной продукции и за счет цен, нужно рассчитать индекс физического объема (Iq) и индекс цен (Iр):
Действенность и эффективность анализа может быть обеспечена только правильно организованной работой по аналитическому исследованию результатов хозяйственной деятельности, предполагающей поэтапность:
1) выделение субъектов и объектов анализа, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными исследователями;
планирование аналитической работы;
информационное и методическое обеспечение;
4) аналитическая обработка данных о ходе и результатах хозяйствования;
5) оформление результатов анализа;
6) контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия