Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
Из всех компонентов (видов) адаптивной физической культуры для лиц с поражением слуха наиболее распространены адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт. Поскольку история адаптивного физического воспитания достаточно хорошо освещена в коррекционной педагогике (дефектологии), здесь основное внимание будет уделено адаптивному спорту.
Адаптивным спортом занимаются пять основных категорий инвалидов: лица с поражениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта, лица, перенесшие операции по поводу пересадки внутренних органов.
Из всех вышеупомянутых категорий наибольший опыт по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы имеют инвалиды с поражением органов слуха.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время количество людей, страдающих умеренными, тяжелыми и глубокими нарушениями слуха в мире, достигает свыше 40 млн. человек.
Физическая культура и спорт, как показал многолетний практический зарубежный и отечественный опыт, являются одним из основных способов их физической, психической и социальной реабилитации. Адаптивный спорт возвращает людям уверенность в себе, самоуважение, интегрирует в общество.
Еще в 1914 г. в Москве были организованы спортивные секции для глухих по футболу, лыжам, конькам. Тогда же глухие спортсмены впервые приняли участие в календарных соревнованиях, которые проводила Московская футбольная лига.
После 1917 г. там же началась подготовка кадров для работы с глухими спортсменами при Главной военной школе физического воспитания.
Был открыт двухгодичный специальный класс, где обучались инвалиды с поражением органов слуха.
По окончании обучения молодые специалисты были направлены инструкторами и тренерами для работы с этой категорией инвалидов в различные города России (Т.Н. Павлова, 1993).
Первые сведения о развитии физической культуры и спорта среди глухих в Санкт-Петербурге относятся к январю 1917 г., когда были сделаны первые пожертвования Петроградскому обществу глухонемых для спортивного кружка.
С созданием Всероссийского общества глухих в 1924 г. спортивно-оздоровительное движение среди лиц с нарушением слуха получает новое развитие. Вся работа проходит под началом спортивного отдела этой организации вплоть до 1992 г.
В 1924 г. выделяются специальные средства на развитие массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
В 1926 г. по решению Моссовета и Центрального правления Всероссийского общества глухих (ЦП ВОГ) в Москве был открыт Центральный клуб физкультуры, при котором работали секции по футболу, хоккею, лыжным гонкам, плаванию, велоспорту, теннису, волейболу, боксу, шахматам.
Первая Всероссийская спартакиада глухих была организована и проведена в 1932 г. по 6 видам спорта. С этого времени спортивные соревнования среди инвалидов по слуху в стране проводятся регулярно. Благодаря большой финансовой поддержке со стороны государства в те годы спортивный отдел ЦП ВОГ проводит большое количество спортивных мероприятий как внутри страны, так и за рубежом.
После Второй мировой войны спортивные клубы глухих на местах проводят большую организационную работу для вовлечения глухих в занятия со спортивной направленностью. Особое внимание уделяется школьникам. Организуются первенства городов, областей, страны, спартакиады, сдачи норм БГТО, ГТО.
В 1957 г. Всероссийское общество глухих вступает в Международный спортивный комитет глухих (ЦИСС), организованный 24 августа 1924 г. в Париже.
Основателем и первым Президентом Всемирного спортивного комитета глухих был француз Эжен Рубен-Алкайс. Благодаря его организационным способностям и большому авторитету, при его непосредственном участии в Париже в тот же год были проведены первые Всемирные игры глухих.
Э. Рубен-Алкайса называли «Кубертеном глухих» по аналогии с легендарным Пьером де Кубертеном, возродившим современные Олимпийские игры.
С 1924 г. по настоящее время в ЦИСС вступили 80 стран мира. Хроника Всемирных игр глухих представлена в табл. 1, 2.
Спортсмены СССР впервые приняли участие во Всемирных играх глухих в 1957 г., где 18 легкоатлетов завоевали 25 медалей. Эти соревнования стали началом успешного, победного шествия советского и российского спорта на мировой арене.
Участие в зимних Всемирных играх глухих началось с 1971 г., где также национальная сборная страны добивается высоких результатов.
Летние и зимние Всемирные игры глухих проходят под эгидой ЦИСС, который не входит в Международный паралимпийский комитет, а является присоединенным членом Международного олимпийского комитета. Это постоянно действующий орган, его деятельность регламентируется международным правом.
В состав этой международной организации входят национальные спортивные, юридически самостоятельные организации глухих спортсменов, контролирующие спорт глухих в своих странах. Членом ЦИСС от отдельно взятой страны может быть только одна национальная организация. Национальные спортивные организации ЦИСС, в свою очередь, объединены по географическому принципу. Таким образом, ЦИСС включает в себя: Европейскую спортивную организацию глухих, Панамериканскую спортивную конференцию глухих, Азиатско-Тихоокеан-
Таблица 1
Летние Всемирные игры глухих
№ п/п | Место проведения | Дата | Кол-во стран | Кол-во участников |
I | Париж (Франция) | 10-17.08.1924 | 9 | 145 |
I! | Амстердам (Нидерланды) | 18-26.08.1928 | 10 | 210 |
III | Нюрнберг (Германия) | 19-23.08.1931 | 14 | 316 |
IV | Лондон (Англия) | 17-24.08.1935 | 12 | 293 |
V | Стокгольм (Швеция) | 24-27.08.1939 | 13 | 264 |
VI | Копенгаген (Дания) | 12-16.08.1949 | 14 | 405 |
VII | Брюссель (Бельгия) | 15-19.08.1953 | 16 | 524 |
VIII | Милан (Италия) | 25-30.08.1957 | 25 | 625 |
IX | Хельсинки (Финляндия) | 6-10.08.1961 | 24 | 595 |
X | Вашингтон (США) | 27.06-03.07.1965 | 27 | 697 |
XI | Белград (Югославия) | 9-16.08.1969 | 33 | 1183 |
XII | Мальме (Швеция) | 21-28.07.1973 | 32 | 1061 |
XIII | Бухарест (Румыния) | 17-27.07.1977 | 32 | 1118 |
XIV | Кельн (ФРГ) | 23.07-01.08.1981 | 32 | 1213 |
XV | Лос-Анджелес (США) | 10-12.07.1985 | 29 | 1053 |
XVI | Крайстчерч (H. Зел.) | 7-17.01.1989 | 30 | 959 |
XVII | София (Болгария) | 24.07-2.08.1993 | 51 | 1705 |
XVIII | Копенгаген (Дания) | 13-26.07.1997 | 62 | 2068 |
XIX | Рим (Италия) | 22.02-1.08.2001 | 80 | 4500 |
XX | Мельбурн (Австралия) | 5-16.01.2005 | 75 | 2300 |
Таблица 2 Зимние Всемирные игры глухих | ||||
№ п/п | Место проведения | Дата | Кол-во стран | Кол-во участников |
I | Зеефельд (Австрия) | 26-30.01.1949 | 5 | 3 3 |
II | Осло Норвегия | 10-14.02.1953 | 6 | 53 |
III | Обераннерг (ФРГ) | 10-13.02.1955 | 7 | 6 1 |
IV | Монтана (Швейцария) | 27-31.01.1959 | 8 | 42 |
V | Аре (Швеция) | 1 1-16.03.1963 | 8 | 58 |
VI | Беррктесдаден (ФРГ) | 20-24.02.1967 | 12 | 86 |
VII | Адельбоден (Швейцария) | 25-29.01.1971 | 13 | 92 |
VIII | ЛэйкПлэсид (США) | 2-8.02.1975 | 15 | 268 |
IX | Мерибель (Франция) | 21-27.01.1979 | 14 | 180 |
X | Мадонна (Италия) | 16-23.01.1983 | 16 | 191 |
XI | Осло (Норвегия) | 7-14.02.1987 | 15 | 136 |
XII | Банф (Канада) | 2-9.03.1991 | 16 | 294 |
XIII | Шлез (Финляндия) | 13-19.03.1995 | 19 | 267 |
XIV | Давос (Швейцария) | 6-14.03.1999 | 18 | 273 |
XV | Сундевалл (Швеция) | 27.02-9.03.2003 | 22 | 253 |
скую спортивную конференцию глухих и Спортивную конференцию глухих стран Африки. Кроме этого, 73 страны мира имеют в ней национальные спортивные представительства.
Систематически проводятся совещания, встречи, конгрессы. Последний из них состоялся в Риме (Италия) с 19 по 21 июля 2001 г. До открытия 37-го Конгресса ЦИСС состоялось техническое совещание делегатов стран — членов ЦИСС. На нем были обсуждены вопросы регламента Конгресса, принятия и обсуждения предложений по улучшению работы ЦИСС, Конституции (Устава ЦИСС). Результатом этой работы стало утвержденное положение: прежде чем выдвигать кандидатуру своей страны на проведение Олимпиады глухих или чемпионат мира по отдельным видам спорта, заявитель должен заручиться поддержкой Правительства и реально оценить свои возможности. До проведения Олимпиады обязательно проводить региональные соревнования, по результатам которым формируется состав участников Олимпиады. Окончательно был принят флаг ЦИСС, поднят статус «технического делегата» по виду спорта, расширены его руководящие функции в качестве «технического директора», установлен единый взнос за участие в Олимпиаде одного спортсмена или представителя.
Для поднятия статуса мировой системы спорта глухих было решено переименовать Всемирные игры глухих в Олимпиаду глухих.
В состав ЦИСС было принято еще 10 новых членов. Таким образом, на 2001 г. в составе ЦИСС 83 страны пяти континентов мира (В.П. Галченко, 2001).
Национальную сборную России на Конгрессе и на Олимпиаде глухих представлял президент Российского спортивного союза глухих (РССГ), заслуженный мастер спорта В.Н.Рухледев.
После распада СССР в России была сформирована и учреждена новая организация глухих спортсменов. 25 октября 1992 г. создается Российский спортивный союз глухих. Его девизом стало: «В спорте побеждает сильнейший, в дружбе побеждают все!»
С учреждением РССГ спортивное движение глухих выделяется в самостоятельное направление. Это способствовало улучшению качества работы, развитию видов спорта. По статусу РССГ является общественной спортивной организацией инвалидов, входящей в состав Олимпийского и Паралимпийского комитетов России. Устав РССГ прошел экспертную апробацию в ЦИСС, получил положительную оценку и положен в основу уставов спортивных организаций глухих многих стран СНГ.
Российский спортивный союз глухих ставит целью своей деятельности пропаганду здорового образа жизни, организацию и руководство спортивной работой среди глухих граждан Российской Федерации, содействие социальной реабилитации инвалидов по слуху средствами физической культуры и спорта. Он осуществляет следующие задачи: проведение чемпионатов и спортивных мероприятий на территории РФ; подготовку судей и тренеров из числа глухих; социальную помощь ветеранам спорта; развитие и углубление международных связей по линии ЦИСС, прямые контакты с другими национальными спортивными организациями глухих; учреждение клубов, федераций и других объединений по видам спорта; создание системы региональных объединений глухих спортсменов; разработку концепций государственной политики в области спорта глухих и другие (В.Н. Рухледев, 2000).
Российский спортивный союз глухих ведет физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с инвалидами по слуху по двум основным направлениям:
— массовая физкультурно-оздоровительная работа;
— спорт высших достижений.
Работа по спорту высших достижений проводится через Центр РССГ по видам спорта, а по массовой физкультурно-оздоровительной работе — через региональные отделения РССГ, спортивные клубы и секции.
За прошедший период РССГ организовал и провел 95 чемпионатов страны по 20 видам спорта и 25 первенств РССГ по 12 видам спорта.
С 1957 по 1997 гг. спортсмены с нарушением слуха на Всемирных играх глухих завоевали 556 медалей, из них золотых — 231, серебряных — 165, бронзовых — 160.
Участвуя в чемпионатах мира и Европы за период 1999—2000 гг., глухие спортсмены принесли стране 71 золотую, 66 серебряных и 51 бронзовую медали.
С 1971 г. сборная СССР стала принимать участие во Всемирных зимних играх глухих. С этого года по 1999 г. сборная команда России является бессменным победителем в командном зачете.
Всего на девяти Всемирных зимних играх глухих наши спортсмены завоевали 32 золотых, 34 серебряных и 32 бронзовых медалей.
На Олимпиаде глухих в Риме (Италия, 2001) национальная сборная России заняла неофициальное 2-е место после США, завоевав 51 медаль (табл. 3, 4).
Победителями Олимпиады глухих 2001 г. стали: Гуськова В., Савченко Е., Статкевич О. (Москва), Федорова О. (Казань) в плавании; Шми-гельская О., Зацепина Е., Алесин М. (Санкт-Петербург), Уханов П. (Екатеринбург) в легкой атлетике; Кузнецов В. (Тамбов), Хаусов А. (Иркутск) в греко-римской борьбе; Дула О. (Москва), Тимирбулатова Е. (Омск), Филиппова Е. (Челябинск) в спортивном ориентировании.
На этой Олимпиаде по решению Исполкома ЦИСС от России «лучшим спортсменом XX века» был назван Валерий Рухледев — президент Российского спортивного союза глухих, заслуженный мастер спорта РФ.
Лучшим спортсменом 2000 г. признан Южанинов Виктор — лыжник, мастер спорта международного класса.
А на 112-й сессии МОК в Москве Хуан Антонио Самаранч, высоко оценив заслуги выдающихся спортсменов мира в развитии спорта и пропаганде дружбы между народами, наградил дипломами МОК Рухледева В., Френкеля Я., Дула О., Мизиренко В., Лукичева А.
На последних зимних Сурдлимпийских играх в г. Сундевалл (Швеция, 2003 год) российские спортсмены отстояли первое место в неофициальном командном зачете, завоевав 6 золотых, 5 серебряных и 6 бронзовых медалей в личном зачете и выиграв второе место в турнире хоккеистов.
Победителями зимних Сурдлимпийских игр 2003 года стали: С. Ти-щенко + 2 золотые медали; В. Южанинов — золото; А. Федулова — золото; А. Невоструева, М. Тищенко и А. Федулова — золотая медаль в эстафете 3x5 км; С. Ермилов, А. Дегтянников и В. Южанинов — золотая
Таблица 3
- Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Содержание
- Часть первая введение в специальность. История адаптивной физической культуры
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- Часть вторая организация и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Предисловие
- Методические рекомендации
- Введение
- Раздел I
- Глава 1
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ - современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- Система реабилитации
- Глава 3 теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов)
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.1. Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II история
- Глава 7
- Глава 8
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим — Италия
- 1964 Год. Токио - Япония
- 1968 Год. Тель-Авив, Рамат-Тан - Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг — Германия
- 1976 Год. Торонто - Канада
- 1980 Год. Арнхем - Нидерланды
- 1984 Год. Нью-Йорк — сша; Эйлесбери — Англия
- 1988 Год. Сеул - Корея
- 1992 Год. Барселона — Испания
- 1996 Год. Атланта — сша
- 2000 Год. Сидней — Австралия
- 2004 Год. Афины — Греция
- Результаты сборных команд 15 стран на XI (2000 г.) и XII (2004 г.) Паралимлийских играх (страны отобраны по результатам в Афинах, 2004 г.)
- Медали, завоеванные российскими спортсменами на
- X, XI и XII Паралимпийских играх
- Общекомандные места, занятые сборной командой России на Паралимпийских играх (неофициальный подсчет)
- Вклад субъектов Российской Федерации в завоевание спортсменами России медалей на XII Паралимпийских играх в Афинах (Греция)
- 1960 - Настоящее время
- 8.3. История развития адаптивной физической культуры в нашей стране
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- Лучшие национальные сборные мира на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Итоги выступления по видам спорта на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Лучшие национальные сборные команды мира на Сурдлимпийских играх 2005 года
- Глава 10
- Глава 11
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Зимние Всемирные Специальные Олимпийские игры
- Раздел III
- Глава 12
- Глава 13
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 организация адаптивного спорта
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- Паралимпийский комитет России
- Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов России
- Федерация спорта слепых России
- Российская ассоциация «Олимп»
- Сурдлимпийский комитет России
- Специальная Олимпиада России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15 организация адаптивной двигательной рекреации
- Глава 16 организация физической реабилитации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 организация креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV
- Глава 18
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в пюцессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1. Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья с сохранным интеллектом
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями _на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Контрольные вопросы и задания
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Адаптация и компенсация в теории физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специально-методические принципы
- Контрольные вопросы и задания
- Заключение
- Литература
- Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
- План учебного процесса
- Итоговая государственная аттестация5'
- 1. Защита выпускной квалификационной работы.
- 2. Государственный междисциплинарный экзамен по специализации.
- Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Факультет адаптивной физической культуры программа
- Санкт-Петербург
- I. Основы медицинских знаний в обасти адаптивной физической культуры (18 часов аудиторных занятий)
- II. Основы коррекционной педагогики
- II. Теория и методика адаптивной физической культуры
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел II основы коррекционной педагогики
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры
- 105064, Москва, ул. Казакова, 18.
- 160001, Г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.