logo
Экономика туризма лекции

1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме

Производство туристского продукта или оказание услуги требуют определенных материальных, финансовых и трудовых затрат. Произведенные с этой целью затраты в рамках отдельного субъекта хозяйствования представляют собой издержки производства.

В соответствии с положениями экономической теории издержки производства являются основой формирования себестоимости. Они выступают важным элементом при определении конкурентоспособной продажной цены. Информация о себестоимости лежит в основе управления предприятием. И наконец, от суммарного объема произведенных предприятием затрат зависит основной результирующий показатель его деятельности — прибыль. Издержки производства туристского предприятия представляют собой выраженные в денежной форме общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие ему выполнение своих функций. Они включают затраты по производству и реализации туристского продукта, услуги. Туризм строится на единстве процесса производства и реализации туристского продукта, что в одинаковой степени относится и к туроператорам, и к турагентам. Туристских услуг в "чистом виде" на рынке Беларуси практически нет. Поэтому по участию в процессе производства и реализации туристского продукта все затраты — производственные.

В силу значимости издержек производства для деятельности туристского предприятия все многообразие затрат нуждается в классифицировании. Из их числа следует выделить часть, на которую можно повлиять в конкретный период деятельности предприятия. Способ классификации и признаки ее проведения зависят от конкретных задач, решаемых менеджером туристской фирмы. К примеру, расчет объема продаж туристского продукта требует анализа того, как поведут себя переменные и постоянные затраты. С целью принятия решения о виде и объеме издержек производства, которые необходимо отнести на подразделение туристского предприятия, анализируются прямые и косвенные затраты. Что представляют собой эти затраты и каков характер их поведения в той или иной производственной ситуации? Ответ на эти вопросы позволит дать классификация издержек производства.

Издержки производства туристского предприятия можно подразделить на две группы — явные и неявные. Явные издержки связаны с фактическим использованием в производстве туристского продукта материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Они находят свое отражение в бухгалтерском учете, поэтому их называют еще бухгалтерскими. Неявные издержки — альтернативные, они носят внутренний характер и не учитываются в бухгалтерских отчетах. Явные и неявные издержки объединяет их принадлежность к экономическим издержкам. Суть экономического подхода неявных издержек выражена в концепции издержек упущенных возможностей.

Издержки упущенных возможностей — это те доходы, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы последние предоставлялись за плату, установленную рынком, другим пользователям. Это процент на собственный капитал, доход от сдачи в аренду помещения, от размещения денежных средств в акциях. Неявные издержки таят в себе огромные возможности экономической выгоды, однако, как показывает опыт туристских предприятий, они не востребуются. Главная причина заключается в отсутствии квалифицированного менеджмента и слабой подготовленности кадров экономических, служб туристских предприятий.

Бухгалтерские издержки по способу отнесения на себестоимость подразделяются на прямые и косвенные. Прямые издержки — это затраты, связанные с производством конкретного туристского продукта (услуги) или с деятельностью структурного подразделения. Как правило, прямые затраты, связанные с производством и реализацией туристского продукта (услуги), в момент их возникновения относят на основе первичных документов непосредственно на расходы предприятия. Они включают в себя материальные затраты, заработную плату производственного персонала, отчисления на заработную плату и другие расходы.

Косвенные издержки — это затраты, которые можно отнести на себестоимость того или иного вида туристского продукта опосредовано. Они рассматриваются как неизбежные. К ним относятся расходы по содержанию фирмы, в том числе арендная плата, коммунальные платежи, заработная плата административно-управленческого персонала, оплата информационных, аудиторских и консультационных услуг, амортизация, расходы на подготовку и переподготовку кадров; затраты, связанные с освоением новых туристских продуктов, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены на объект калькулирования, и др. Как видно, косвенные затраты включают общехозяйственные и общепроизводственные расходы.

Косвенные расходы должны распределяться расчетным путем между соответствующими видами туристского продукта. Для этого туристским предприятием должна быть определена экономическая база, которую необходимо закрепить в его учетной политике. К сожалению, в туризме, в отличие от других видов деятельности, до сих пор нормативно не определены основные методы распределения косвенных затрат. К примеру, в торговле они распределяются пропорционально обороту отделов, объему реализации, взвешенной площади, стоимости полученного товара и др. Каким образом может осуществляться эта процедура в туризме?

В начале 1990-х гг. для основной массы предприятий, в том числе и туристских, перешедших на самоокупаемость и самофинансирование, возникла проблема определения путей развития и методов хозяйствования. Законом "О предприятиях Республики Беларусь" от 14 декабря 1990 г. № 462-ХП было определено, что предприятие независимо от формы собственности на средства производства и другое имущество действует на принципах хозяйственного расчета. Одна из трудностей заключалась в необходимости обосновать способы распределения общехозяйственных или, что то же самое, косвенных расходов. Анализ бухгалтерских и других документов позволил выделить пять основных способов:

• пропорционально заработной плате производственного персонала («15 %).

Как показала практика, последний способ позволяет наиболее достоверно и объективно вычислить ту долю косвенных затрат, которые могут быть отнесены на объект калькулирования. Однако туристское предприятие, в зависимости от организации производства, объема продаж, направлений деятельности и видов услуг, вправе избрать любой из предложенных способов. К тому же в изменяющихся условиях могут меняться и методы определения доходов. Конкретные решения принимаются на основе постоянного анализа и расчетов, так чтобы каждый туристский продукт или каждое подразделение покрывали свои затраты и обеспечивали соответствующую прибыль.

В экономической литературе встречаются понятия основных и накладных расходов. По своей сути это есть прямые и косвенные затраты. Именно с этих позиций и нужно исходить при определении их роли в производственном процессе туристского предприятия.

Большую практическую ценность представляет классификация издержек на постоянные и переменные, поскольку она способствует: а) эффективному решению задачи максимизации массы и прироста прибыли на основе снижения издержек при росте выручки от реализации; б) определению порога рентабельности и запаса финансовой прочности туристского предприятия. Кроме того, она является отправной точкой для проведения анализа взаимосвязи "издержки — прибыль — выручка от реализации".

Переменные {пропорциональные) издержки — это затраты, которые увеличиваются или уменьшаются с изменением объемов производства. К ним относятся расходы, связанные с затратами на освоение новых маршрутов, сегментов рынка, производство новых туристских продуктов. На них существенное влияние оказывают стоимость питания, проживания, транспортного обслуживания, количество туристов, а также заработная плата производственного персонала и др.

На рис. 7.1 графически показана зависимость переменных издержек от заданного объема продаж. Каждая из линий А, В, С имеет свой угол наклона к горизонтальной оси, обусловленный величиной переменных издержек на единицу продукта. Чем меньше угол наклона линии издержек, тем больше выгода туристского предприятия.

Рис. 7.1. Поведение переменных издержек

Постоянные (непропорциональные, или фиксированные) издержки не зависят от объема продаж. Они незначительно изменяются при колебаниях объемов производства туристского продукта, поэтому являются относительно стабильными, К таким затратам относятся административные расходы, заработная плата административно-управленческого персонала, арендная плата, амортизационные отчисления, проценты за кредит и др. Постоянные издержки на единицу продукта неизменны лишь в краткосрочном периоде и при определенном объеме продаж.

В меняющейся ситуации постоянные издержки становятся переменными. Это связано с длительностью периода, за который происходит реконструкция и модернизация основных средств. Поэтому в долгосрочном периоде постоянные издержки также становятся переменными.

Роль играют и условия, в которых работает предприятие. Особенно четко это положение просматривается через такую особенность туристского бизнеса, как сезонность. В период спада (с октября по май) туристские предприятия работают с минимальной нагрузкой, соответственно резко снижаются объемы продаж. Тем не менее предприятию приходится нести определенные затраты по аренде офиса, оплате коммунальных услуг, выплате заработной платы, амортизации и др. Но эти затраты становятся переменными при наращивании объемов производства и достижении значительных объемов реализации. В такую же ситуацию попадают туристские предприятия, имеющие сезонный характер (туристские базы, приюты, палаточные городки и т.п.). Некоторые затраты переходят из разряда постоянных в переменные не постепенно, с увеличением объемов продаж, а скачкообразно. Это связано с обновлением основных фондов, увеличением количества работающих в активные периоды деятельности туристских фирм и др. С изменением этих и других условий затраты резко возрастают, а потом снова становятся неизменными.

Все вышеизложенное свидетельствует об условном делении затрат на постоянные и переменные. Общим критерием отнесения затрат к переменным в туризме является зависимость от объема продаж. Степень этой зависимости можно определить, используя коэффициент реагирования затрат (загрузки), введенный немецким ученым К. Меллеровичем:

Процент изменения затрат

К = .

Процент изменения объема продаж

Общая сумма всех переменных и постоянных затрат образует суммарные (валовые) издержки на весь объем продаж. Определение характера поведения переменных и постоянных издержек при изменении объемов продаж в валовых издержках и в расчете на единицу продукта представляется чрезвычайно важным, поскольку они ведут себя по-разному. Так, при росте объемов продаж переменные издержки в краткосрочном периоде на единицу продукта неизменны, а в составе суммарных — увеличиваются; при уменьшении объемов продаж на единицу продукции— неизменны, а в составе суммарных — снижаются.

Постоянные издержки соответственно в первом случае уменьшаются и остаются неизменными; во втором — увеличиваются и изменяются.

В экономике известен ряд методов деления издержек на постоянные и переменные. Выделим из них три наиболее значимые:

Сущность метода максимальной и минимальной точки заключается в том, что в анализируемом периоде (месяц, квартал, год) выбираются два значения - с наибольшим и наименьшим объемом продаж. Для туризма — это июль и декабрь. В июле сумма постоянных издержек будет минимальной, а переменных — максимальной. В декабре — соответственно наоборот.

Статистическим (графическим) методом линия общих издержек определяется уравнением вида

У = а + bХ,

где Y — общие издержки; а — уровень постоянных затрат; b — ставка переменных издержек; X — объем продаж, ед.

Для расчета можно использовать компьютерные программы.

Методом наименьших квадратов удается наиболее точно определить сумму постоянных и переменных издержек в валовых издержках.

Увеличение или уменьшение объемов производства и реализации имеет свои пределы. Управленческое решение в данной ситуации принимается на основе расчета и анализа средних и предельных издержек производства.

Средние издержки (СИ) — это величина суммарных (валовых) издержек (ВИ), приходящихся на единицу туристского продукта (Q):

СИ = ВИ/Q.

Поскольку сумма постоянных издержек, не меняется, то средние постоянные издержки уменьшаются с ростом объёма производства. Иным образом ведут себя средние переменные издержки. На их поведение оказывает влияние так называемый закон убывающей производительности. Он гласит, что, начиная с некоторого момента, каждая добавочная единица переменного фактора приносит меньшее приращение общего выпуска продукции, чем предыдущая. Таким образом, предельная производительность переменного фактора производства рано или поздно начинает снижаться. Именно это обстоятельство приводит к тому, что с некоторого момента рост издержек опережает рост объема производства.

Поскольку изменение средних общих издержек неравномерно, возникает необходимость измерения предельных издержек. Они показывают, на какую величину увеличатся общие издержки при увеличении объёма производства на единицу и выгодно ли это предприятию.

Определенная часть, затрат; осуществляемых предприятием, имеет необратимый характер. Это значит, что расходы, понесенные предприятием, не участвуют в производстве и не приносят прибыли, а наоборот — покрываются за счет прибыли. Таким образом, необратимые издержки издержками не считаются и участия в формировании стоимости не принимают. Их просто надо учитывать как потери.