logo
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

2. Влияние внешних факторов на рост туризма

На рост туризма существенное влияние оказывают различные внешние факторы. Важнейшую группу составляют социально-демографические факторы. Изменения демографической структуры и социальной модели народонаселения в развитых и новых индустриальных странах таковы, что у всё возрастающего числа людей (если не учитывать иные факторы) будет проявляться желание выделить время и часть дохода на путешествия. Эти изменения состоят в следующем:

Хотя темп роста народонаселения в мире замедлился, наблюдается рост числа людей в разных возрастных группах, выражающих большое желание путешествовать и располагающих финансовыми возможностями для этого. Одним из заметных изменений в развитых странах станет продолжающееся снижение численности населения в возрасте 15-24 лет. Послевоенный всплеск рождаемости сам по себе сказывается на возрастном составе, что в комбинации с падением темпов рождаемости в 60-е и 70-е гг. и повышением продолжительности жизни приводит к более высокой доле групп взрослого и пожилого населения в популяции развитых и новых индустриальных стран. Во всех индустриальных странах средний возраст населения повышается по мере того, как темп рождаемости снижается, а продолжительность жизни увеличивается в результате лучшей заботы о здоровье людей. Такая модель, в частности, отмечена в Японии. В 1970 г. только 7 % населения были старше 65 лет, к 1995 г. их доля увеличилась до 14 % и далее возрастает.

Важно отметить увеличение числа работающих женщин во всех регионах, являющихся источниками выездного туризма Женщины стали позднее выходить замуж и позже обзаводиться детьми, а после родов стали возвращаться на работу. Женщины становятся главной силой туристской активности, связанной с отдыхом, проведением отпуска и бизнесом. Становлению женщин как сегмента туристического рынка способствуют и более высокие финансовые возможности семей.

Тенденция позднего брака способствует росту такого сегмента рынка, как поездки «деловых леди» (т. е. женщин в возрасте около 20 лет, обычно путешествующих парами).

Произошли два важных изменения в природе и составе среднего домохозяйства: увеличилась доля одиночек и бездетных семей, а также число домохозяйств с двумя работающими. Эта структура семьи будет сохраняться, что обеспечит рост таких сегментов рынка поездок с целью отдыха, как туристы-одиночки и взрослые, дети которых покинули родительский дом и живут отдельно (в социологии для таких взрослых применяется термин «пустые гнезда»).

Если современные показатели роста сохранятся до 2010 г., то рабочая сила в странах третьего мира достигнет 700 млн. человек. В то же время число молодых людей в новых индустриальных странах останется на том же уровне или уменьшится. Потому, вероятно, будут ослаблены иммиграционные ограничения на въезд в новые индустриальные страны в целях привлечения людских ресурсов для поддержания экономического роста. Следствием этого для развития туризма и путешествий будут:

Увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков приведет к тому, что работающие будут предпочитать брать более частые отпуска, особенно кратковременные. Большая гибкость в выборе рабочего времени тоже дает возможность разнообразить спрос на путешествия. Возрастет потребность в различных типах поездок по целям и видам деятельности, увеличится туристская активность вне обычных пиковых сезонов.

Современные пенсионеры лучше образованы, имеют больший достаток, обладают лучшим здоровьем и более активны, чем в прошедшие времена. Они будут предпочитать длительные туры, дальние перелеты, разнообразие турпродуктов. Чем выше образовательный уровень, тем больше желание людей узнавать друг о друге. В то же время коммуникационные технологии уже сейчас позволяют устанавливать контакты практически между всеми районами мира. Мир становится чрезвычайно космополитичным. Благодаря влиянию людей друг на друга формируется общемировой стиль жизни. Этот процесс глобализации воздействует на путешествия и туризм. Самое главное здесь состоит в том, что возрастающее число поездок, с одной стороны, является причиной, а с другой — следствием становления этого глобального стиля жизни.

Растущий интерес к другим обществам вызывает желание путешествовать и получать новые впечатления. Покупатели будут требовать новые и многовариантные туристические услуги и продукты.

Экономика и финансы. Существует четкая связь между тенденциями развития туризма и экономики. Рост туризма очень чувствителен к тому, в какой фазе — подъема или спада — находится экономика. Согласно расчетам специалистов ВТО, при предположении условного постоянства цен рост на 1 % полного реального личного потребления приводит к остановке роста расходов на путешествия. При росте потребления на 2,5 % расходы на туризм возрастают на 4%, а при росте потребления на 5% — на 10%. В любом случае, если рост потребления ниже 1,5%, то туризм обычно испытывает спад. Но в каждой отдельной стране — источнике туристов— реакция на изменения в экономике проявляется по-своему и может значительно отличаться от усредненных показателей.

Личный дискреционный (прерывистый, непостоянный) располагаемый доход будет, вероятно, увеличиваться. Это примет форму широкого поступления доходов как в странах с устоявшейся индустриализацией, так и в странах с экономикой промышленного развития, что приведет:

Изменения цен на туризм и туристический продукт определяются не только уровнем и ростом части дохода, направляемой на цели туризма и поездок, но и факторами ценообразования на эту продукцию и услуги. Во второй половине ХХ столетия цены на туризм поднимались медленнее, чем росла инфляция, в результате экономии на масштабах использования научно-технических достижений и конкурентного давления. Снятие законодательных ограничений на операции на авиалиниях и продолжающееся производство более вместительных и экономичных самолетов будут продолжать оказывать влияние на эту тенденцию в туристском ценообразовании.

Изменения в валютных курсах тоже влияют на цены поездки за рубеж, что отражается на росте туризма. Считается, что рост относительной стоимости поездки за рубеж на 5% приводит к уменьшению спроса на выездной туризм на 6-10%. Поэтому изменения курсов основных валют будут влиять на туристские потоки между странами с сильными и слабыми валютами.

Политика, законодательство, нормативная база. Образование новых политических структур в Восточной Европе пока еще не дополнено экономическим богатством, что является необходимым для реального вовлечения населения в зарубежный туризм. Предположительно объем туризма между странами Западной и Восточной Европы будет расти, но в значительной мере в направлении с запада на восток. Меры Европейского союза по становлению единого рынка приведут к непрерывному уменьшению ограничений на сектор авиации, но в связи с сопротивлением со стороны национальных перевозчиков в ряде государств-членов ЕС и продолжающейся перенасыщенностью аэропортов и авиационных коридоров политика «открытого неба» ЕС, направленная на отказ от ряда нормативных ограничений, мало что даст европейским пассажирам в вопросах общественного снижения цен и большего выбора надежных рейсов. Сыграют свою роль и «шенгенские соглашения» о безвизовом режиме.

Международный туризм является для развивающихся стран источником поступления иностранной валюты и создания рабочих мест. В то же время он привносит изменения в традиционные социальные системы и природную среду, а также ставит экономику в сильную зависимость от ожидания туристских потоков.

Восьмидесятые годы ХХ века привели к тому, что сегодня туризм не воспринимается как явление, в котором видится только «черное» или «белое» и о котором можно точно сказать — стоит или не стоит его поддерживать. Международный туризм сейчас признаются как современный инструмент экономического развития, связанный как с доходами, так и с проблемами. Почти все развивающиеся страны понимают целесообразность развития международного туризма. При планировании его развития они принимают во внимание экономические, социальные, культурные потребности населения и требования окружающей среды, создающие условия для оптимального по масштабам и формам въездного туризма. А это означает необходимость комплексного подход к планированию туристического сектора.

Ведь туризм в очень большой степени зависит от природных ресурсов, будь то пассивный (любование ландшафтом) или активный (пешие и караванные путешествия, водные виды спорта) туризм. В то же время для развития туризма требуется совершенствовать инфраструктуру и осуществлять строительство туристических сооружений, а также определять потоки туристов и маршруты их перемещения по районам устойчивой природной красоты. Возрастает значимость окружающей среды как базы для развития туризма.

В последующие годы как правительства принимающих стран, так и туристские операторы и производители туристического продукта будут уделять основное внимание развитию так называемого устойчивого туризма, когда природные и культурные ресурсы поддерживаются в таком состоянии, чтобы ими могли пользоваться в будущем, но в то же время чтобы они приносили выгоду и современному обществу. Такой подход к туризму базируется на концепции устойчивого развития, провозглашенной в ООН при обсуждении проблемы сохранения окружающей среды и развития общества. Добавим к вышесказанному, что ВТО в последние годы активно участвует в разработке так называемых индикаторов состояния окружающей среды для измерения влияния на нее туризма. ВТО совместно с ВСПТ (Всемирным советом по путешествиям и туризму — всемирной коалицией высших руководителей крупных фирм из разных секторов туристической индустрии ) и Советом Земли еще в 1995 г. опубликовали совместный доклад, опирающийся на «Программу 21», одобренную 182 правительствами и нацеленную на принятие мер по обеспечению устойчивого будущего планеты.

В этом докладе выделены 10 приоритетных направлений деятельности туристских организаций и компаний по обеспечению устойчивости:

1) минимизация отходов;

2) сбережение и эффективное использование энергии;

3) регулирование расхода чистой воды;

4) обработка и очистка участвовавшей в хозяйственном обороте воды в целях недопущения загрязнения среды;

5) отказ от использования опасных и вредных веществ;

6) применение транспортных средств, минимально загрязняющих среду;

7) продуманная ландшафтная архитектура;

8) вовлечение работников туристской сферы, потребителей туристских продуктов и услуг, местного населения и властей в решение вопросов сохранения окружающей среды;

9) планирование развития туризма с приоритетным требованием

обеспечения устойчивости;

10) сотрудничество по вопросам устойчивого развития.

С 1994 г. ВСПТ осуществляет программу «Зеленая планета», в которой участвует около 400 организаций из многих стран мира. Ее главная цель состоит в разработке недорогих и практически выполнимых рекомендаций по обеспечению защиты окружающей среды и распространению информации о них.

Таким образом, разработанная ООН в конце 80-х гг. ХХ в. концепция устойчивого развития реализуется в туристической индустрии через различные программы бережного отношения к окружающей среде. Однако несомненно, что цель этих программ может быть достигнута лишь при соответствующей законодательной и регламентирующей поддержке государственных органов.

Научно-технические достижения. Прогресс в развитии авиации и наземного транспорта, а также систем обработки и передачи электронных данных сделает путешествия более быстрыми, прямыми (при большом выборе разнообразных маршрутов) и более дешевыми.

Совершенствование средств информационного обеспечения и компьютерного оформления туров упростит организацию поездок и удовлетворение запросов путешествующих.

Развитие торговли. Международная торговля становится более либерализированной. Все большее число стран активно участвует как в экспортных, так и в импортных операциях. Следует также отметить развитие интеграции в Западной Европе, логично приведшее к введению единой европейской валюты евро с 1 января 1999 г.

Растет число региональных соглашений о свободе торговля (НАФТА в Северной Америке, АСЕАН в Юго-Восточной Азии и др.). Это, естественно, будет способствовать развитию туризма: расширятся международные сети туроператоров, а туристический продукт охватит весь мир.

Транспортная инфраструктура. Ожидаемые масштабы роста туризма будут оказывать давление на средства обслуживания и удобства, требующиеся туристам. Ожидается, что самые большие проблемы в связи с этим возникнут в сфере транспортной инфраструктуры (аэропорты, автодороги и железнодорожные сети). Более того, прогнозируется возникновение узких мест в транспортной инфраструктуре всех районов мира.

Если в глобальном масштабе авиатранспортные проблемы и трудности не будут разрешены, то рост авиаперевозок и туризма может замедлиться. Увеличение пропускной способности взлетно-посадочных полос в перегруженных аэропортах потребует новых инвестиций в большом объеме и усилий политиков по преодолению сопротивления оппозиции.

Безопасность поездок. С развитием туризма более значимой и сложной становится проблема обеспечения безопасности путешествий. Поскольку участники путешествий и поездок вовлекаются в определенный риск, то должно быть разработано множество средств, используя которые сектор туризма сможет значительно понизить уровень опасности для туристов. Прежде всего, необходимо повысить степень информированности общества о принимаемых мерах. Кроме того, важно, чтобы правительство и туристические организаторы работали слаженно по всем направлениям обеспечения безопасности туристов и путешественников.

3. Международные и региональные

туристские организации

Международные организации. Поскольку международный туризм является отражением социально-экономических отношений в жизни отдельных стран и одновременно составной частью международных отношений, возникают необходимые предпосылки организации и управления всем комплексом туристско-экскурсионной деятельности, как в рамках государств, так и на международном уровне. Эти предпосылки реализуются, в частности, в создании туристских организаций.

Туристские организации можно классифицировать по следующим признакам:

Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило необходимость его международно-правовой регламентации: выработки различных правовых институтов и создания специализированных международных туристских организаций.

Всемирная туристская организация – ВТО (World Tourism OrganizationWTO). Всемирная туристская организация на сегодняшний день самая известная и признанная в мире. Она была основана 2 января 1975 г. путем преобразования неправительственного Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) в межправительственную организацию, действующую под патронажем ООН. Сейчас ее действительными членами являются более 105 государств, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (туристские, авиакомпании, международные организации и пр.).

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно Всемирный день туризма проводится под определенным девизом. Каждые 4 года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком генеральной Ассамблеи ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания).

ВТО преследует следующие цели:

В основном деятельность ВТО концентрируется на информативном продвижении туризма, расширении его значимости и преимуществ, а также создании новой материально-технической базы. Организация пытается упорядочить действия различных наций в туризме путем разработки и введения определенных принципов в области международного туризма. ВТО является основным представителем туризма в ООН и действует как самый авторитетный орган в мировом туризме. Кроме того, ВТО разрабатывает международные документы (акты) и следит за их исполнением, а также и за реализацией уже существующих правил, поощряя разрешение международных туристских разногласий.

Другие аспекты деятельности ВТО включают в себя помощь развитию стран, организации и стимулировании сотрудничества между ними в вопросах, воздействующих на туризм. Все это реализуется благодаря принятию определенных стандартов оборудования, понятий, языков, условных обозначений (например, обозначение первой помощи), чтобы облегчить общение (взаимопонимание) и пребывание иностранных туристов в чужой стране.

ВТО также выступает в качестве организации по обмену информацией и поощряет применение новых разработок и знаний в области развития туризма и реализации маркетинга. Одна из важнейших задач ВТО – исследования, которые включают в себя изучение статистики по международному туризму; изобретение новых методов измерения, прогнозирование, разработку и маркетинг – все это может быть использовано национальными туристскими организациями в их деятельности. Исследовательская деятельность ведет к увеличению методов статистики.

ВТО представляет регулярный отчет о состоянии мирового туризма, который учитывает как достижения, так и препятствия для дальнейшего развития туристической индустрии.

ВТО предпринимает попытки содействовать мировому туризму через исключение или ограничение правительственного вмешательства в международный туризм, так же как и в процесс стандартизации требований к паспортам, визам, регистрациям в полиции, въездным формальностям и т.д. ВТО обеспечивает техническую поддержку развития стран, в особенности стран – членов ООН.

Знаменательным событием в деятельности ВТО стало проведение Всемирной конференции по туризму (ВКТ) 27 сентября – 10 октября 1980 г. в Маниле (Филиппины). Решение о созыве ВКТ приняла II сессия Генеральной ассамблеи ВТО (май 1977 г.). На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма (социально-экономические условия, цели и задачи, сдерживающие факторы) и такие актуальные проблемы, как человек-организатор своего отдыха; регулирование спроса и предложения; научно-техническое сотрудничество в области туризма; подготовка кадров для индустрии туризма и др. В заключительном документе нашли отражение совместно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот документ получил название Манильской декларации по мировому туризму. В конференции участвовали представители более ста государств.

ВТО совместно с ВСПТ (Всемирным советом по путешествиям и туризму— Всемирной коалицией высших руководителей крупных фирм из разных секторов туристической индустрии ) и Советом Земли опубликовали в 1995 г. совместный доклад, опирающийся на «Программу 21», одобренную 182 правительствами и нацеленную на принятие мер по обеспечению устойчивого будущего планеты.

В этом докладе выделены 10 приоритетных направлений деятельности туристских организаций и компаний по обеспечению устойчивости:

  1. Минимизация отходов;

  2. Сбережение и эффективное использование энергии;

  3. Регулирование расхода чистой воды;

  4. Обработка и очистка участвовавшей в хозяйственном обороте воды в целях недопущения загрязнения среды;

  5. Отказ от использования опасных и вредных веществ;

  6. Применение транспортных средств, минимально загрязняющих среду;

  7. Продуманная ландшафтная архитектура;

  8. Вовлечение работников туристской сферы, потребителей туристских продуктов и услуг, местного населения и властей в решение вопросов сохранения окружающей среды;

  9. Планирование развития туризма с приоритетным требованием обеспечения устойчивости;

  10. Сотрудничество по вопросам устойчивого развития.

С 1994 г. ВСПТ осуществляет программу «Зеленая план в которой участвует около 400 организаций из многих с мира и главная цель которой состоит в разработке недорогих и практически выполнимых рекомендаций по обеспечен защиты окружающей среды и распространению информацию о них.

Таким образом, разработанная ООН в конце 80-х гг. концепция устойчивого развития реализуется в туристической индустрии через различные программы бережного отношения к окружающей среде. Однако несомненно, что цель этих программ достигнута лишь при соответствующей законодательной и регламентирующей поддержке государственных органов.

В области международного туризма для его успешного функционирования был создан ряд международных и региональных организаций. Среди них:

Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport AssociationIATA). IATA – всемирная организация для всех международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании второй мировой войны в 1945 г. Она представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний, осуществляющих международные рейсы. Главная функция этой организации – упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах.

Высший орган IATA – ежегодная Генеральная ассамблея, на которой выбирается президент и исполнительный комитет. Цель IATA – реализация политики международной организации гражданской авиации (ICAO).

IATA оказывает содействие перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комбинации маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях IATA, касаются не только билетов, но и путевых листов, документов на багаж, а также других подобных бумаг. Эти резолюции унифицируют и координируют процедуры расчетов и позволяют ускорить бронирование и связь между авиакомпаниями. Организация также создала и проработала жесткий список тарифов и маршрутов. При ее содействии стало возможным соединение воздушных трасс многих частных авиакомпаний в единую систему, работающую на благо путешествующих.

Установление тарифов – одна из важнейших составляющих работы IATA. Необходимость согласования тарифов среди всех авиакомпаний – членов организации – это одновременно и политика, и практика, так как все тарифы международных авиакомпаний контролируются правительствами стран – владельцев авиакомпаний. Каждая страна – хозяйка своего пространства, она может запретить или разрешить вторгнуться на свою территорию и поставить условия, которые ее устраивают.

Конференции IATA проводятся после того, как правительства стран – членов организации решаются на взаимовыгодные договоренности по установлению тех перевозчиков, которые в дальнейшем будут обслуживать их территории. Транспортные конференции IATA, безусловно, являются очень важными для правительств стран - членов IATA. И плюс ко всему правила, установленные Ассоциацией, должны быть одобрены правительствами всех стран-участниц.

Членами IATA являются 259 авиакомпаний, совершающих международные полеты. На долю этих авиакомпаний приходится около 95 % международного регулярного сообщения. Авиакомпания «Аэрофлот» является членом IATA с 1989 г., членами IATA являются также российские авиакомпании «Трансаэро», «Пулково», «Домодедовское ПО», «Внуковские авиалинии».

Для того, чтобы стать членом IATA и участником конференции, авиакомпании необходимо иметь сертификат, подтверждающий регулярность перевозок данной авиакомпании, выдаваемый правительством, который подходит для членства в Международной ассоциации гражданской авиации (ICAO). IATA является членом ICAO.

Услуги по аккредитации туристских агентств при Ассоциации предоставляются Корпорацией пассажирских услуг (Passenger Network Services Corporation - PNS).

В ходе своей деятельности IATA условно делит всю территорию земного шара на три больших региона, или конференции и пытается добиться установления согласованных тарифов на перевозки и единых стандартов сервиса как в рамках каждой конференции, так и между ними. Перечислим эти регионы:

1) Северная и Южная Америка и часть Тихоокеанского региона к востоку от международной линии раздела дат;

2) Европа, Африка и Ближний Восток;

3) Азия, Австралия и часть Тихоокеанского региона к западу от международной линии раздела дат.

Туристические агентства участвуют в деятельности IATA через ее специальное отделение – Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network - IATAN).

Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккредитации и соответствующему определенным требованиям, присваивается номер, служащий своего рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпанией и другими участниками отрасли.

IATAN следит за соблюдением правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турагентств, продающих билеты на международные авиарейсы, и выполняет функции связующего звена между турагентствами и авиакомпаниями – членами IATA.

Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization - ICAO) учреждена Чикагской конвенцией в 1944 г., работает под эгидой ООН. Деятельность ICAO основана на равенстве наций относительно деятельности индустрии воздушного транспорта. Главной задачей ICAO является развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам. Организация ставит перед собой следующие цели:

Членами ICAO являются 183 государства (в том числе Россия). ICAO работает в тесном контакте со следующими организациями: Международным информационным союзом, Всемирной метеорологической организацией, Международным союзом электрических сообщений (коммуникаций), Всемирным почтовым союзом, Всемирной организацией здравоохранения, Международной морской организацией.

Региональные организации. Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD) была образована согласно постановлению от 14 декабря 1960 г., утвержденному в Париже. В соответствии с ним эта организация создана для реализации целей, направленных на: