1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
Цена выступает важнейшим финансовым рычагом в системе финансового механизма предприятия. Вследствие этого процесс ценообразования является необходимым элементом экономического управления.
Как экономическая категория цена отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского продукта или услуги, соответствующие их потребительским свойствам и качеству. В натуральном выражении цена — денежная оценка стоимости единицы товара. Туристские предприятия оперируют понятием "тариф". Тариф — денежная оценка стоимости единицы работы, услуги (тариф консульского сбора, таможенный тариф и др.).
Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цены характеризует совокупность общих свойств, которые определяют ее роль и место в хозяйственном механизме предприятия и активно воздействуют на экономические процессы. Цена участвует в управлении экономикой на микро- и макроуровнях. Содержание каждой из функций учитывает особенности и специфику того и другого уровня.
Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена отражает затраченный труд, материальные и другие затраты на производство и реализацию туристского продукта, то есть величину совокупных издержек производства. В условиях рыночной экономики цена значительно отклоняется от издержек производства. Ее уровень зависит от признания товара потребителем, то есть спроса и предложения. В отдельных случаях окончательная цена туристского продукта может оказаться значительно ниже предельного норматива рентабельности.
Цена в учетной функции служит средством для исчисления стоимостных показателей. На макроуровне ими являются национальный доход, валовой внутренний доход, объем продаж, объем капитальных вложений. На микроуровне — рентабельность, фондоотдача, производительности труда и др.
Стимулирующая функция цены выражает тем больший эффект, чем большая величина прибыли заложена в цену туристского продукта. Предприятие может стимулировать производство и продажу туристских продуктов, варьируя уровень прибыли в цене, прибегая к надбавкам и скидкам, и т.п.
Возможности стимулирующей функции цены практически не используются в системе туризма на макроуровне. В качестве стимулов на микроуровне могут быть использованы дифференцированные ставки налоговых платежей, региональные или местные цены, конкретно установленный уровень рентабельности, система договорных или контрактных цен и т.д;
Важным моментом в проявлении стимулирующей функции является обеспечение качества туристского продукта и конкурентоспособности предприятия. Туристские предприятия, реализуя различные продукты по низкой или высокой цене, должны обеспечить в том и другом случае качественный уровень обслуживания. В этом выражается важнейший фактор конкурентоспособности туристского предприятия.
Функция цены как средства более рационального размещения производства тесно связана со стимулирующей функцией. Ее суть наиболее полно проявляется на макроуровне, в разрезе отдельных регионов, отраслей и видов деятельности. В условиях конкуренции туризм как вид предпринимательской деятельности является весьма привлекательной и прибыльной сферой бизнеса. Она имеет огромные потенциальные возможности для вложения капитала и привлечения иностранных инвестиций. В последние 2—3 года наиболее прибыльным бизнесом стало гостиничное и ресторанное хозяйство. Если строительство гостиницы требует огромных средств и времени, то появление частных кафе, баров, ресторанов сегодня дело обыденное.
Тем не менее, туристские предприятия пока слабо используют свои капиталы для развития собственно производства. На наш взгляд, огромный потенциал в плане реализации этой и других функций цены таится в возможностях системы индустрии туризма. Объединение "свободного" капитала различных предприятий индустрии туризма, в том числе и банковской системы, позволит реально осуществить проекты, намеченные Национальной программой развития туризма.
Распределительная функция цены, связана с отклонением от стоимости под воздействием рыночных факторов. Примером в данном случае могут выступать повышенные розничные цены на предметы роскоши и товары с высоким имиджем. Доходы, полученные от их реализации, посредством акцизов, налога на добавленную стоимость и других форм поступают в государственный бюджет и служат источником формирования фондов социального назначения. Цена выступает инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.
С помощью цены создаваемая стоимость перераспределяется между производителем, потребителем и государством. Туристские предприятия, реализуя производимые ими продукты и услуги, участвуют в решении социальных задач государства двумя путями: во-первых, перераспределением выручки от реализации способствуют пополнению бюджета государства и соответственно потребительской корзины населения; во-вторых, обеспечивают воспроизводство рабочей силы посредством отдыха, лечения и других активных форм туристкой деятельности.
Функция сбалансированного спроса и предложения состоит в осуществлении через цены связей между производством и потреблением, предложением и спросом. Цены сигнализируют о диспропорции в производстве и обращении.
Информационная функция обеспечивает доведение информации о ценах до всех субъектов рынка.
Формирование цены на товары и услуги представляет собой сложный процесс ценообразования. Ценообразование —процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования субъектами этого процесса.
Основу ценообразования составляют принципы — постоянно действующие основные положения, распространяющиеся на всю систему цен и лежащие в ее основе» Важнейшими принципами ценообразования являются:
определение основ государственной Политики в области ценообразования;
сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
• установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
• государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
Главный смысл основных принципов ценообразования заключается в том, что этот процесс подлежит регулированию со стороны государства. С одной стороны, это как бы противоречит законам рыночной экономики. С другой стороны, опыт многих стран доказывает, что рыночный механизм не всегда ведет к подъему экономики, иногда он может существенно тормозить ее развитие. Государству в этом процессе отводится своя роль. Регулирование ценообразования — воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного регулирования — через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики.
Прямое (административное) регулирование цен (тарифов) осуществляется с помощью установления:
фиксированных цен (тарифов);
предельных цен (тарифов);
предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
• предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф).
Предельный норматив рентабельности — устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах.
Кроме того, прямое регулирование проявляется в декларировании цен (тарифов) — регистрации цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.
Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов). При этом они должны исходить из государственных интересов, ориентироваться на складывающуюся социально-экономическую ситуацию и действовать в порядке, установленном законодательством.
Роль государства в осуществлении политики ценообразования заключается: а) в его воздействии с помощью экономических мер на субъектов хозяйствования с целью принятия последними оптимальных решений по ценам; б) в оказании им методологической и методической помощи; в) в разработке Правовых норм. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы в условиях резкого роста цен на энергоносители, сырье и материалы cохранить паритет цен. При этом важной задачей является поддержание прожиточного минимума населения.
Прямое регулирование распространяется главным образом на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и включенных в государственный реестр, и на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается правительством.
Государственную политику в области ценообразования в республике определяет Президент. Регулирование и контроль за ценообразованием осуществляют республиканские органы государственного управления по вопросам экономики, а также областные и городские исполнительные и распорядительные органы. Они:
вырабатывают положения об основах государственной политики в области ценообразования и обеспечивают ее реализацию;
определяют формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен и тарифов. а также их декларирования, осуществляют методическое руководство ценообразованием, что обеспечивает единство ценовой политики на территории всей республики;
•координируют работу других органов по регулированию и контролю над ценообразованием;
осуществляют регулирование цен на товары (работы, услуги) субъектов ценообразования, применяя способы, предусмотренные законодательством;
принимают обязательные для субъектов ценообразования решения о введении, применении или прекращении регулирования ценообразования в случаях, предусмотренных законодательством;
осуществляют контроль за установлением и применением субъектами ценообразования регулируемых цен, соблюдением ими установленного порядка;
дают указания об устранении выявленных недостатков и др.
Косвенными мерами регулирования являются: налоговая
система, политика денежного и кредитного обращения, политика государственных инвестиций, установление норм амортизации и др. Их использование обеспечивает более равномерный рост цен в масштабах всей экономики. Степень государственного регулирования цен зависит от состояния экономики. Она усиливается в кризисных ситуациях, а по мере стабилизации экономики сокращается, вплоть до постепенного перехода к свободному ценообразованию.
Прямые и косвенные методы регулирования цен должны дополнять, а не противоречить друг другу. Эффективность их применения зависит от выбора условий их изменения, а также от их взаимосвязи с другими мерами воздействия на экономику.
Законодателем определены права и обязанности субъектов ценообразования. На случай их нарушения разработаны экономические санкции. Юридические и должностные лица, предприниматели несут ответственность:
за применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), в отношении которых действует государственное регулирование;
нарушение установленных уровней регулируемых цен, завышение или занижение цен, в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения;
нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг);
нарушение установленного порядка декларирования и применения цен.
Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, постоянно развивающуюся под влиянием множества рыночных факторов. В основе взаимосвязи цен лежит принцип "сообщающихся сосудов": изменение цен в одном из основных блоков данной системы ведет к изменению в других блоках.
По экономическим признакам все цены классифицируются на виды и разновидности.
Важнейший классификационный признак — зависимость цен от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на оптовые, закупочные, розничные, обслуживающие внешнеторговый оборот, тарифы грузового и пассажирского транспорта и тарифы на платные услуги населению.
Цена оптовая — цена, по которой предприятие-товаропроизводитель продает товар, продукцию оптовыми партиями (блок мест в гостинице, чартер-блок мест авиакомпании, оптовая цена на туристский продукт туроператора и др.).
Цена закупочная — цена, по которой государство централизованно закупает, например, сельскохозяйственную продукцию.
Цена розничная — цена (фиксированная или свободная), по которой товар реализуется населению. Фиксированная цена устанавливается органами ценообразования, свободная — формируется хозяйствующими субъектами.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, подразделяются на цены экспорта (цена товара для поставок на внешний рынок) и цены импорта (согласованная договорная цена поставки или продажи товара). Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями.
В условиях рынка особую роль играет такой классификационный признак, как степень свободы цены от воздействия государства при ее определении. В зависимости от этого признака различают свободные, регулируемые, фиксированные и предельные цены.
Свободная цена — цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Регулируемая цена — цена, устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования с учетом установленных этими органами определенных ограничений. Она может иметь фиксированную или предельную величину.
Фиксированная цена — регулируемая цена, установленная субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.
Предельная цена — регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределом.
Наибольшее применение сегодня имеют свободные договорные цены, устанавливаемые участниками товарообмена, а потому адекватные рыночной экономике. Однако перейти только на такие цены нельзя, и нигде в мире этого нет. Тем не менее расширение свободного ценообразования будет способствовать становлению эффективной рыночной экономики, развитию конкуренции.
В зависимости от территории действия различают единые республиканские и местные цены.
Единые республиканские — действующие на всей территории республики и контролируемые соответствующими государственными органами (тарифы на перевозки, плата за электроэнергию и др.).
Местные цены — действующие на определенных территориях (область, район) и регулируемые местными органами.
В зависимости от сроков действия цены подразделяются на долговременные, сезонные, ступенчатые и скользящие.
Долговременные (постоянные) — без ограничения оговоренного срока действия.
Сезонные — цены, дифференцированные по периодам года. Очень актуальны для туризма.
Ступенчатые характерны для товара, подверженного быстрому моральному старению.
Скользящие (или падающие) устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
Широко применяются в хозяйственной практике цены, зависящие от условий поставки. Они известны под названиями франке, фор, фоб, сиф и др. Эти символы определяют ответственность и обязанность поставщика и покупателя.
Отдельную группу представляют цены, используемые в учете и анализе на предприятии и в статистике: расчетные, базовые, плановые, фактические, средние, сопоставимые, предельно допустимые и др. Эти виды цен позволяют с помощью специальных методов изучать и анализировать сложные явления в образовании и использовании цен. Статистика рассчитывает индексы цен, которые широко применяются в международных сопоставлениях. К таковым относятся: индексы потребительских цен, характеризующих уровень жизни населения; индексы транспортных тарифов и др.
Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам — в зависимости от сегментов рынка, характера потребителей, обслуживаемой категории населения и др.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия