logo
Экономика туризма лекции

3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий

Издержки производства — это сложное динамичное явление, находящееся в постоянном движении. Без них немыслима деятельность любого туристского предприятия. Поэтому, являясь основой туристской деятельности, а также залогом финансовой устойчивости предприятия, издержки производства требуют квалифицированного управления ими на всех этапах жизненного цикла туристского продукта и предприятия.

Процесс управления издержками производства включает:

• определение и анализ факторов, влияющих на величину издержек производства;

• организацию информационного обеспечения в соответствии с содержанием, составом и структурой издержек;

• анализ издержек производства в динамике и за текущий

периода

Величина издержек производства находится под воздействием многочисленных факторов, зависящих и не зависящих от работы туристского предприятия. Все их многообразие можно подразделить на внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам откосятся:

Эти и другие факторы должны постоянно находиться в центре внимания администрации туристского предприятия с целью оперативного реагирования на те или иные их изменения. Значение каждого из них для конкретного предприятия определяется по-разному, однако наиболее достоверно их роль можно оценить посредством, анализа издержек производства — изучения их поведения, выявления резервов сокращения расходов и путей повышения эффективности работы предприятия.

Издержки производства имеют стоимостное выражение. В целях анализа и получения объективных данных рассчитываются показатели уровня. Уровень издержек производства в туристском предприятии может быть определен в процентах к выручке от реализации (Вр). Значение этого качественного показателя заключается в том, что он отражает величину затрат в доходе предприятия и позволяет судить об эффективности использования его экономического потенциала.

Исходной информацией для анализа издержек служат данные бухгалтерского учета, статистическая отчетность, результаты аудиторских проверок и ревизий, материалы инвентаризаций, другие документы.

На первом этапе анализа проверяется достоверность данных. Сопоставляемость отчетного и базисного периодов обеспечивается посредством индекса цен.

Анализ суммы и уровня издержек (У) производства в сопоставлении с планом и соответствующим периодом прошлого года производится по месяцам, кварталам, за год с учетом выручки от реализации (Вр). При этом рассчитывается ряд показателей.

Экономия (перерасход) издержек (ИПЭ(П)) определяется как разница между фактической (ИПфакт) и плановой (ИППЛ) суммами издержек или фактическими данными отчетного (ИПфакт.отчц) и базисного (ИПфакт.баз.п) периодов:

ИПэ(п) = ИПфакт – ИПпл,

ИПэ(п) = ИПфакт. отч.п – ИПфакт. баз. п,

ИПэ(п) = Вр • (УИПотч. п – УИПбаз. п) /100,

ИПэ(п) = ИПфакт – (Вр факт • УИПпл).

Темп изменения издержек производства (ТиЗМ) рассчитывается как отношение коэффициента изменения издержек производства (Кизм) к сумме издержек производства базисного периода, умноженное на 100 %:

Тизм = (Кизм/УИП6аз.п)100%.1

Эти изменения показывают, на сколько процентов повысилась или снизилась сумма расходов туристского предприятия по отношению к базисному периоду.

Коэффициент изменения издержек производства изм) определяется в процентах как разность между фактическим уровнем издержек производства отчетного периода и плановым уровнем, или уровнем базового периода

Кизм = (ИПфактРфакт%) = (ИП0ТЧ.Протч. п_ %) = (УИПфакт - УИП0ТЧ.п(ваз.п)) 100 %.

Издержки производства являются одним из показателей конкурентоспособности туристского предприятия. Поэтому в результате внутреннего анализа данных и сопоставления их с аналогичными данными других туристских фирм предприятие может судить о своей стабильности и рейтинге на рынке туристских услуг.

Представленная методика анализа издержек производства может быть применена не только к предприятию в целом, но и (при наличии соответствующих данных) к отдельным видам туристского товара, направлениям деятельности.

Система управления издержками производства включает в себя процедуру их планирования. Но, как показывает практика (нами опрошено более 50 % действующих туристских предприятий), такая работа не проводится. Среди причин этого менеджеры турфирм называют: отсутствие потребности в планировании издержек из-за небольших объемов продаж; нестабильность в работе; неумение специалистов фирмы делать эту работу и др. Тем не менее постоянное планирование расходов, соответствующее обеспечение их доходами и контроль за использованием называются в числе первоочередных задач управления.

Экономическая теория рассматривает план издержек производства предприятия как основу составления финансового плана и важнейший раздел бизнес-плана. Существует ряд методов планирования издержек производства: экономико-статистические; экономико-математические; технико-экономические; расчетно-аналитические и др. Туристским предприятиям целесообразно использовать в планировании элементы каждого из них. Конкретный вид расходов по статьям можно рассчитать путем прямого счета в соответствии с их содержанием и спецификой формирования. Общую плановую величину всех затрат по предприятию составит их сумма по статьям.