Инвестиционная деятельность туристского предприятия
Инвестиционная деятельность относится к числу финансовых методов, которые непосредственно, связаны с привлечением и размещением финансовых ресурсов.
Инвестиции представляют собой вложение капитала с целью его последующего увеличения. Некоторые авторы отождествляют понятия "инвестиции" и "капитальные вложения". Однако термин "инвестиции" шире термина "капитальные вложения". Капиталовложения обычно рассматриваются как вложения средств в воспроизводство основных фондов (зданий, сооружений, транспортных средств и т.д.). Вместе с тем инвестиции могут осуществляться и в оборотные активы'; и в различные финансовые инструменты (акции, облигации и т.п.), и в отдельные виды нематериальных активов (изобретения, лицензии, патенты и т.п.). Термин "инвестиции" происходит от лат. invest — вкладывать.
Инвестирование предполагает любое вложение любых средств с целью последующего получения дохода, выгоды. Инвестиции являются одним из важнейших условий развития системы туризма. Наиболее распространенными формами являются прямые и портфельные инвестиции.
Под прямыми инвестициями принято понимать вложения предприятия в уставный капитал другой компании с целью установления контроля над ней (приобретение контрольного пакета акций), а также вложения в новые физические активы — капиталообразующие инвестиции.
Под портфельными инвестициями принято понимать совокупность финансовых инструментов в виде ценных бумаг, кредитов и т.п., посредством которых осуществляются операции на финансовых рынках. В обычном понимании портфель — это объединение нескольких ценных бумаг и активов. Используя широкие возможности портфельных инвестиций, предприятие может поддержать соответствующий уровень абсолютной ликвидности, выгодно инвестировать свободные деньги, получить дополнительный доход на спекулятивных операциях, тем самым наращивая свой капитал, способствующий расширению и развитию производства.
Основу правового регулирования инвестиционной деятельности составляют законы "О собственности в Республике Беларусь" от 11 декабря 1990 г., "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь" от 29 мая 1991 г., "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" от 14 декабря 1991г., "О ратификации Конвекции о защите прав инвестора" от 11 декабря 1997 г., Гражданский кодекс Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь от 12 июля 1996 г., Национальная программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 гг.
Основные нормативно-правовые акты нацеливают на мобилизацию внутренних и внешних инвестиций для решения задач экономического развития республики, ее социальных проблем. Главная цель инвестиционной политики — привлечение иностранного капитала преимущественно в виде прямых инвестиций. Внешнее финансирование за счет прямых инвестиций и кредитов должно составлять не менее 10 % от общего объема инвестиций.
Республика Беларусь подписала более 30 соглашений о содействии (поощрении) и взаимной защите инвестиций. В частности, такие соглашения связывают ее с Германией, Францией, Польшей, Финляндией, Китаем, Швейцарией, США, Италией, Кореей, Турцией, Египтом.
Иностранные инвестиции — это финансовые и материальные средства, вложенные (вкладываемые) иностранными инвесторами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
Объектами иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь могут быть:
любые предприятия и организации, занимающиеся деятельностью, не запрещенной на территории республики;
здания и сооружения, имущество белорусских юридических и физических лиц;
акции, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги и средства;
• права на интеллектуальные ценности;
• иное имущество.
Иностранными инвесторами могут выступать иностранные государства, объединения, международные организации, иностранные юридические и физические лица, а также граждане Республики Беларусь, имеющие постоянное жительство за границей.
Иностранные инвестиции осуществляются в формах:
• долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами;
• создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
• приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций и других ценных бумаг;
• приобретения прав пользования землей, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
• в любых других формах, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь.
Прямые иностранные инвестиции в Республике Беларусь — это в основном деятельность совместных и иностранных предприятий.
В структуре иностранных инвестиций прямые инвестиции имеют наибольший удельный вес. Форма портфельных инвестиций в Республике Беларусь пока еще очень слабо развита. К портфельным инвестициям относятся подписка и приобретение акций, ссудных обязательств, ценных бумаг. Все операции по портфельным инвестициям должны совершаться через фондовый рынок, однако в Беларуси он находится в стадии становления. Тем не менее, опыт зарубежных стран свидетельствует об огромной роли ценных бумаг в платежном обороте государств и осуществлении инвестиционных проектов.
В туристском бизнесе республики работает примерно 1 % совместных и иностранных предприятий, инвестирующих свой капитал в уставный фонд. С целью создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения инвестиций в туризм необходимо, в первую очередь, разработать концепцию Национальной программы инвестиций в сферу туристской индустрии.
Цель программы — обеспечить максимально возможную мобилизацию внутренних и внешних инвестиций для развития туризма. Национальная программа должна базироваться на основных принципах и положениях Концепции инвестиционной политики Республики Беларусь и рассматриваться во взаимосвязи с другими базовыми документами, устанавливающими основные параметры и приоритеты социально-экономического развития страны и туризма.
Концепция должна:
определить принципы и Механизм привлечения инвестиций в туристскую индустрию;
определить факторы, условия, составляющие, приоритеты с целью создания благоприятного инвестиционного климата (стабилизация правовой базы; стимулы и обеспечение государственной поддержки прямых инвестиций; предоставление гарантий инвесторам; содействие страхованию иностранных инвестиций; создание эффективной системы урегулирования споров на принципах международного арбитража и третейского суда; исключение двойного налогообложения прибыли фирм с иностранными инвестициями);
разработать комплекс мероприятий по инициированию совместных инвестиционных проектов развития туризма со странами-соседями (Россия, Украина, Прибалтика, Польша) путем создания объединенных комитетов, стратегических международных альянсов по инвестиционному сотрудничеству и механизма его реализации;
провести анализ и определить возможность привлечения капитала в развитие инфраструктуры туризма международных организаций и международных проектов (ООН, ВТО, МБРР, МАР, МФК, МАГИ, МЦУИР и др.);
• предложить методы привлечения отечественных инвестиций в туристскую индустрию. Изучить и использовать возможности существующих свободных экономических зон;
• составить перечень источников финансирования (внутренние и международные) и способов привлечения этих источников для "эксплуатации" культурных, археологических и художественных промыслов. Дополнительным источником финансирования могут быть ценные бумаги, специально выпущенные для этих целей;
• опираться на единый информационный банк данных инвестиционных проектов в туризме; предложить рейтинг инвестиционной привлекательности, определив тем самым приоритетные вложения инвестиций; иметь расчет совокупной потребности в инвестициях и эффективности инвестиционных проектов;
Привлечение финансовых ресурсов связано со значительными издержками и риском потерять контроль над собственным капиталом. Тем не менее, привлечение заемного капитала является необходимым и представляет собой нормальное явление.
Самыми Значимыми внешними источниками финансирования являются банковские кредиты и эмиссия ценных бумаг.
Кредит есть форма движения ссудного капитала. Ссудный капитал — передача денег или материальных ценностей одними участниками договора другим на условиях возврата, платности и срочности. Договоренности, достигнутые между гражданином и банком, оформляются кредитным договором.
Кредитный договор представляет собой развернутый документ, подписываемый обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий ссуды.
Банковские кредиты имеют краткосрочный (до года) и долгосрочный характер. Последние наиболее выгодны, так как позволяют реализовать намеченный проект и постепенно погасить ссуду.
Виды кредитов:
коммерческий — предоставляется в виде отсрочки платежа или открытого счета;
ломбардный — выдается на твердую сумму и гарантируется сдачей в залог вещей;
ипотечный, деловой (это форма долгосрочного финансирования) — выдается под залог реальных ценностей, например, прав на недвижимость или земельные участки;
венчурный, рисковый (это форма долгосрочной ссуды) — ориентирован на финансирование новых перспективных предприятий, внедрение технологий и научных исследований;
ролловерный (или возобновляемый) — сочетает текущие счета с продажами в рассрочку. Особенность состоит в том, что период использования делится на временные отрезки и для каждого из них устанавливается процентная ставка, что способствует уменьшению кредитного риска;
контокоррентный — клиенту банка в рамках определенной суммы по открытому счету предоставляется краткосрочная ссуда;
•доверительный — предоставляется надежным, зарекомендовавшим себя по кредитоспособности клиентам;
• лизинг — специфическая форма финансирования капиталовложений, выступающая альтернативой традиционному банковскому кредитованию и использованию собственных финансовых ресурсов. Все более широко используется в деятельности туристских предприятий. Основным видом лизинговых операций, которые осуществляют коммерческие банки, является чистый финансовый лизинг, то есть лизинг с полной окупаемостью. Посредством такой формы кредитования активно обновляется автобусный парк туристских предприятий.
Финансирование с помощью кредитов выгодно действующей туристской фирме, имеющей определенные запасы собственных финансовых средств и деловую репутацию у партнеров и банков. При реализации принципиально нового проекта, требующего освоения новых сегментов рынка, или при создании нового туристского предприятия в качестве источников финансирования лучше привлечь новых акционеров или осуществить эмиссию ценных бумаг; В этом случае не стоит обращаться за кредитом, даже если нет особых проблем с его получением, так как трудно будет выдержать жесткий график платежей из-за медленного нарастание суммы доходов от реализация туристского продукта. Мировой опыт показывает, что наиболее распространённая, модель внешнего финансирования — соединение ссудного и акционерного капиталов;
Ценные бумаги - финансовые инструменты, которые свободно продаются заемщиками (эмитентами). Выпуск акций дает возможность туристской фирме помимо прочих финансовых источников получить дополнительные средства на длительный срок. Привлечение капитала посредством выпуска акций означает увеличение количества совладельцев. Ценные бумаги обращаются через фондовый рынок или. рынок ценных бумаг.
При принятии решения об эмиссии туристское предприятие должно определить, какие ценные бумаги выгоднее выпускать: долговые (облигации) или долевые (акции). Тот и другой вид имеет определенные преимущества и недостатки. Принятие успешного, экономически выгодного решения — одна из главных задач финансовой службы предприятия.
Национальным банком Республики Беларусь создан инвестиционный фонд в целях концентрации части прибыли в качестве источника для поддержания ресурсной базы банков, осуществляющих кредитование высокоэффективных инвестиционных проектов (соответствующее положение утверждено Правлением Национального банка Республики Беларусь — постановление от 3 марта 1998 г. № 3.2).
В последнее время все большее внимание развитию туризма уделяют финансовые ''киты" мировой экономики. Финансируя туристские проекты, они тем самым помогают развитию инфраструктуры, транспорта, решению проблемы занятости. Доходы, получаемые от туризма, исчисляются миллиардами долларов.-
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия