logo
афк евсеев 1 том

Глава 16 организация физической реабилитации

Физическая реабилитация в нашей стране по существу сводится к лечебной физической культуре и физическим методам воздействия (лечения) на человека (физиотерапевтическим процедурам).

Лечебная физическая культура (ЛФК) проводится большей частью в лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения: больницах (госпиталях), поликлиниках, врачебно-физкультурных дис­пансерах, реабилитационных центрах, санаторных учреждениях.

В больницах (госпиталях) занятия с больными, находящимися на свободном режиме, должны проводиться в отделении (кабинете) ле­чебной физической культуры (отделении физической реабилитации).

Отделение (кабинет) лечебной физической культуры лечебно-про­филактического учреждения в своем составе должно иметь:

— залы для групповых и индивидуальных занятий (из расчета 4 м2 на одного больного, не менее 20 м2) с хорошей естественной и принуди­тельной вентиляцией, достаточным освещением, ковровым покрыти­ем, одна стена должна быть покрыта зеркалами;

— залы, кабинеты механотерапии, мануальной терапии, массажа, трудовой и бытовой реабилитации, тренажерный зал, бассейны для лечебного плавания и упражнений в воде, кабинет функциональной диагностики, кабинеты врачей, инструкторов, комнаты для ожидания и отдыха больных;

— на территории лечебно-профилактического учреждения могут быть использованы на открытом воздухе плоскостные сооружения (мини-стадионы), дорожка терренкура, лечебной ходьбы, игровые, откры­тые бассейны для лечебного плавания и другие сооружения.

Оборудование кабинета (кроме типового) зависит от профиля ле­чебного учреждения.

Занятия с больными, находящимися на постельном режиме, про­водятся в палатах и должны быть обеспечены необходимым перенос­ным инвентарем (гимнастические палки, мячи, гантели, эспандеры и т.п.).

Организацию и проведение занятий лечебной физической культу­рой в лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохране­ния проводят следующие специалисты:

— врач по ЛФК;

— инструктор по ЛФК;

— инструктор-методист по ЛФК.

Все категории медицинских работников в обязательном порядке подлежат прохождению через процедуры сертификации.

Сертификация — квалификационный экзамен на сертификат специ­алиста. Его сдают все медицинские работники каждые пять лет.

Аттестация на квалификационную категорию осуществляется на добровольной основе, в то же время для подтверждения имеющейся

квалификационной категории необходимо каждые пять лет повторять эту процедуру (аттестации или переаттестации).

Лицензирование обязательно для медицинских учреждений (юри­дических лиц) всех форм собственности и физических лиц, работаю­щих в негосударственном секторе здравоохранения.

Если же говорить о сотрудниках медицинских учреждений и служб, то необходимо подчеркнуть, что требования по их сертификации и ат­тестации заложены в обязательные процедуры лицензирования и ак­кредитации этих учреждений и служб, а следовательно, для таких со­трудников сертификация и аттестация являются обязательными.

Принципиально важным вопросом организации занятий лечебной физической культурой с больными является распределение функцио­нальных обязанностей между выделенными тремя категориями сотруд­ников — врач, инструктор, инструктор-методист.

Врач ЛФК в соответствии с Положением о враче по лечебной физи­ческой культуре проводит специальное обследование больных, ведет за ними наблюдение, определяет методику процедур и их дозировку в за­висимости от состояния больного, особенностей заболеваний и функ­циональных расстройств; изучает эффективность процедур, изменяет их, дополняет, сокращает или отменяет, согласуя с лечащим врачом; руководит и контролирует работу инструктора ЛФК и медицинских се­стер, выделенных для проведения процедур лечебной и гигиенической гимнастики, и выполняет ряд других обязанностей консультативно-просветительного и контролирующего характера.

Однако врач по ЛФК сам крайне редко проводит процедуры лечеб­ной физической культуры («...с отдельными больными, при наличии на то показаний»).

Так можно кратко охарактеризовать распределение обязанностей между врачом и инструктором (медицинской сестрой) — врач обосно­вывает и назначает процедуры, а инструктор (медицинская сестра) про­водит эти процедуры (комплексы упражнений).

Инструктор-методист по ЛФК разрабатывает гимнастические и мас­сажные комплексы для проведения занятий по ЛФК и процедур с паци­ентами; осуществляет в учреждении здравоохранения методическое руководство средним медицинским персоналом (инструкторы по ЛФК, медицинские сестры); анализирует состояние методической работы по ЛФК, изучает и распространяет современные методы ЛФК; организу­ет работу по повышению квалификации среднего медицинского персо­нала, контролирует качество выполнения им занятий ЛФК, процедур и др. «Ведет занятия в особых случаях».

Таким образом, основная нагрузка по проведению занятий по ле­чебной физической культуре в системе здравоохранения (в больницах, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, реабилитацион­ных центрах, санаторных учреждениях) ложится на средний медицин­ский персонал — инструкторов по ЛФК и медицинских сестер. Врач по ЛФК обосновывает и назначает процедуры, инструктор-методист по ЛФК (как правило, специалист с высшим профессиональным образо­ванием в области физической культуры) обеспечивает методическое

руководство, контроль и организует работу по повышению квалифика­ции среднего медицинского персонала.

Помимо учреждений здравоохранения лечебная физическая куль­тура (физическая реабилитация) проводится в учреждениях образова­ния как специального (коррекционного), так и массового.

В системе специального (коррекционного) образования ЛФК реа­лизуется в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах компенсирующего вида, присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздо­ровительных мероприятий и процедур и др.); специальных (коррекци-онных) общеобразовательных учреждениях I—VIII видов для обучаю­щихся, воспитанников с отклонениями в развитии; классах компенси­рующего обучения; оздоровительных образовательных учреждениях са­наторного типа (санаторная школа, санаторная школа-интернат, са­наторный детский дом) и др. В частности, в спецшколах I—VIII видов предусмотрены уроки лечебной физической культуры. Их проводят учи­теля физической культуры, имеющие специальную профессиональную подготовку.

В массовом образовании (общеобразовательные школы, учрежде­ния начального, среднего и высшего профессионального образования и др.) формируются специальные группы (отделения), занимающиеся лечебной физической культурой (для лиц с ослабленным здоровьем). Здесь занятия (уроки) по ЛФК проводят учителя, преподаватели, ру­ководители физического воспитания и другие специалисты, прошедшие соответствую подготовку.

Однако вопросы сертифицирования, аттестации, лицензирования и аккредитации специалистов по лечебной физической культуре (физи­ческой реабилитации) в системе образования недостаточно регламен­тированы и во многих случаях проводятся формально.

Требует совершенствования система организации занятий лечеб­ной физической культурой и в системе социального обеспечения, и в системе отдыха и оздоровления населения (домах отдыха, санаториях, туристических базах, реабилитационных центрах и т.п., не относящих­ся к системе здравоохранения).

В качестве положительного примера использования физической ре­абилитации приведем международный опыт применения и организации физической терапии (кинезотерапии и эрготерапии). Данный опыт име­ется более чем в тридцати странах мира (Англии, Германии, Франции и т.д.).

Физическая терапия — это вид услуг, предоставляемый физическим терапевтом (кинезотерапевтом) и включает оценку, диагноз, плани­рование, проведение занятий и процедур и оценку изменений, произо­шедших в ходе проведения этих занятий и процедур. Причем все эти действия выполняет один специалист — физический терапевт, имею­щий, как правило, высшее профессиональное образование. Физичес­кие терапевты ведут практику как в системе здравоохранения, так и в других учреждениях и организациях, ориентируясь на работу в междис­циплинарных командах. Так, физические терапевты работают в больни-

цах, амбулаторных учреждениях, хосписах, образовательных учрежде­ниях, спортивных центрах и т.п.

В последние годы все более активно развивается вид деятельности, обеспечивающий максимально возможную реабилитацию (абилитацию) лиц с ограниченными возможностями (включая инвалидов) и полу­чивший название «эрготерапия».

Главная цель эрготерапии — обеспечить человеку с отклонениями в состоянии здоровья максимально возможную независимость в повсед­невной жизни путем восстановления (развития) утраченных функций, использования специальных приспособлений, а также адаптации окру­жающей среды.

Для решения этой главной цели необходимо:

— выявить имеющиеся нарушения, восстановить или развить функ­циональные возможности, необходимые в повседневной жизни, в про­фессиональной деятельности, активности в отдыхе, досуге, игре, ув­лечениях;

— создать оптимальные условия для развития и саморегуляции чело­века с ограниченными возможностями, улучшения качества его жизни.

Эрготерапевт создает естественные, имеющие смысл для клиента ситуации, в том числе конструируя и создавая специальные, пригод­ные для каждого занимающегося приспособления, способствующие развитию функциональных возможностей для достижения поставлен­ной цели. Отличительная черта работы эрготерапевта заключается в выполнении программы помощи в пределах естественного окруже­ния пациента (дома, в школе, офисе, на спортивной площадке и т.п.).

Наибольшие эффекты в реабилитации (абилитации) лиц с ограни­ченными возможностями здоровья возникают тогда, когда с пациен­том работает междисциплинарная команда, полноправными членами которой, помимо врачей, психологов и других специалистов, являются физические терапевты и эрготерапевты.

В настоящее время в России с помощью специалистов Англии и Финляндии разрабатывается пакет документов, необходимых для от­крытия новых специальностей высшего профессионального образова­ния по физической терапии и эрготерапии и утверждения соответству­ющих государственных образовательных стандартов, которые будут со­ответствовать философии и установкам Болонского соглашения по модернизации высшей школы европейских стран.