1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
Туристским предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект, наделенный правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь предпринимательскую, в том числе и туристскую, деятельность могут вести и физические лица (граждане) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридического лица.
Гражданским кодексом Республики Беларусь, Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. №11 в редакции декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. №29, определен порядок создания туристских предприятий.
В соответствии с Положением, государственной регистрации подлежат:
- создаваемые (реорганизуемые) юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации;
- индивидуальные предприниматели.
Деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается:
а) без государственной регистрации;
б) если государственная регистрация осуществляется на основании недостаточных данных;
в) в случае осуществления ими видов деятельности, не указанных в учредительских документах.
Чтобы начать туристскую деятельность, субъекту хозяйствования необходим стартовый капитал. Для юридических лиц таким стартовым капиталом является уставный фонд.
Уставный фонд – это зафиксированный в уставе предприятия его исходный капитал, который образуется за счет вложений учредителей, выручки от продажи акций, государственных вложений. Взнос в уставный фонд может осуществляться как в виде денежных средств, так и в имущественной форме, а также в виде объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, проектов и др.).
Размер и структура уставного фонда организации определяются учредителями в учредительном договоре о создании юридического лица и фиксируются в его уставе.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь внутреннюю структуру органов управления юридическим лицом, структурных подразделений и структурных единиц трудового коллектива, входящих в его состав, штатное расписание, правила внутреннего распорядка и подчинения его нижестоящих органов вышестоящим, самостоятельный баланс или смету, счет в банке и круглую печать. Имущество юридического лица обособлено от имущества его учредителей, а поэтому юридическое лицо не несет ответственности по долгам учредителей, а они, в свою очередь, не несут ответственности по долгам юридического лица.
Все туристские предприятия можно классифицировать как по количественным, так и по качественным признакам.
Основным количественным параметром выступает численность работников. Что касается Беларуси, то следует отметить, что основная доля туристских предприятий относится к малому бизнесу, который характеризует размеры фирмы, но не имеет четких организационно-правовых форм.
В части качественных параметров выступают следующие: тип собственности (в Беларуси преобладающий – частный), организационно- правовые формы, специализация туристской деятельности и др.
Туристское предприятие работает в сильно дифференцированной как внутренней, так и внешней среде, которые во многом предопределяют характер и особенность его работы. Причем внутренняя среда состоит из функциональных компонентов, которые в целом являются общими для всех фирм. А это кадры, бухгалтерия, служба маркетинга и др. Чего нельзя сказать о внешней среде, поскольку она достаточно специфична и оказывает существенное воздействие на специфику и результативность работы туристских предприятий. Внешняя среда – это все то, что окружает предприятие и воздействует на него. Сюда относятся: политика, экономика, экология, технологии, природа. И поскольку эта среда никогда не бывает стабильной, то ее изменяющийся состав, структура, природные аномалии во многом предопределяют систему возможностей фирм по удовлетворению запросов потребителей и обуславливают конечные результаты работы туристских фирм.
Вместе с тем туристские предприятия, как и всякие другие субъекты хозяйствования, представляют собой относительно независимую составную часть национальной экономики поскольку:
- они являются определенными организационно-правовыми формами жизнедеятельности каждого человека и общества в целом;
- на них изготавливается продукция, выполняются работы и услуги, составляющие основу жизнедеятельности людей и общества;
- они выступают главными субъектами производственных отношений между участниками процесса производства, где переплетаются интересы общества, собственников, коллективов, работников.
Туристское предприятие, как субъект хозяйствования множеством нитей связано со всей экономической средой для осуществления таких видов деятельности как организация досуга, отдыха и лечения населения, посещения родственников и знакомых, организации паломничества и др.
Туристское предприятие тесно взаимодействует с значительным числом субъектов общехозяйственного процесса, частных лиц, которые имеют свои интересы. Все они оказывают существенное влияние на определение целей и задач туристского предприятия.
Цели туристского предприятия условно можно разделить на две группы – Экономические и социальные.
Экономические цели – основа всей системы целей, поскольку они направлены на обеспечение жизнедеятельности предприятия в рыночной экономике. Среди них выделяются – предметные цели, охватывающие материальную базу достижения результативных и финансовых целей. Финансовая цель предприятия состоит в поддержании постоянной платежеспособности и ликвидности, иначе ему грозит разорение и банкротство. Результирующая цель предприятия заключается в необходимости получения прибыли и направлениях ее использования. Она не должна уходить вся в потребляемую часть, За счет нее должны обеспечиваться и будущие капиталовложения.
Важной целью туристского предприятия должна быть его рыночная конкурентная сила, сильная сбытовая стратегия.
Особое место среди названных целей занимают социальные цели. Они достаточно многообразны, но все они связаны с интересами людей, работающих на предприятии и должны быть сориентированы на создание благоприятной атмосферы в коллективе, доброжелательное и справедливое отношение к людям при одновременном усилении конкурентных позиций и росте прибыльности. Цели туристского предприятия должны быть конкретными, измеримыми, ориентированными во времени и достижимыми. Перед туристскими предприятиями стоит множество задач выполнение которых должно быть направлено на своевременное и высококачественное обслуживание туристов, поддержание взаимовыгодных, деловых отношений с многочисленными участниками формирующими туристские услуги. Вместе с тем главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, нацеленная на получение прибыли и удовлетворение социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества.
В соответствии с функциональными различиями произведено разделение туристских организаций на туроператоров и турагентства.
Туроператорская деятельность – это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензии разработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос.
Туроператор – организация, формирующая стандартный пакет услуг (тур) в составе комплексных туристских услуг. При подготовке и реализации турпакета туроператор заключает разнообразные контракты и договора с перевозчиками, предприятиями средств размещения, питания, службами (предприятиями) туристско-экскурсионного обслуживания и другими участвующими в производстве и реализации тура. Кроме этого, в задачи туроператора входит определение цены на туристский продукт, организация его продвижения на рынок и реализация через собственную сбытовую сеть или через посредников. Организаторская деятельность туроператора является конкретным проявлением «производственной функции». Туроператор действует от своего имени, по своему усмотрению, а также за свой счет и под свою личную ответственность.
Турагентская деятельность – это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензии продвижение и реализацию туристского продукта и сопутствующих услуг.
Турагентство – посредническая организация, осуществляющая продвижение и розничную продажу туристского продукта туроператора, а также отдельных услуг других предприятий индустрии туризма за комиссионное вознаграждение. Основное направление деятельности турагентов (по определению ВТО) – предоставление информационных услуг и сбыт туристских услуг, предоставляемых предприятиями индустрии туризма.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия