2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
Единый хозяйственный комплекс любого государства представлен отраслевой и территориальной структурами.
Отраслевая структура — это совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого хозяйственного комплекса представлена двумя сферами:
материального производства;
нематериального производства.
Сфера материального производства включает:
отрасли, создающие материальные блага: промышленность, сельское хозяйство, строительство;
отрасли, доставляющие материальные блага потребителю: транспорт и связь;
отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения: торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.
Сфера нематериального производства включает следующие отрасли:
отрасли услуг: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения;
отрасли социального обслуживания: образование, здравоохранение, культура, искусство, наука и научное обслуживание;
отрасли, включающие кредитование, финансы и страхование;
аппарат органов управления;
оборону.
В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает региональная инфраструктура.
Инфраструктура региона — это совокупность материальных средств, обеспечивающих производственные и социально-бытовые потребности. В зависимости от выполняемых функций выделяют производственную и социальную инфраструктуру.
Производственная инфраструктура региона включает: транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо - и нефтепроводы, ирригационные системы и т. п.
Социальная инфраструктура региона включает: пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений.
Инфраструктура региона играет огромную роль не только в эффективном обеспечении процесса производства, но и в развитии социально-бытовой сферы населения, а также в развитии хозяйственного комплекса и в освоении новых территорий.
Становление рыночной экономики, как правило, сопровождается развитием рыночной инфраструктуры. Создаются и развиваются товарные, фондовые, валютные биржи; возрастает количество коммерческих банков в различных регионах страны.
Территориальная структура — деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям: зонам, районам разного уровня, промышленным центрам, узлам. Она меняется значительно медленнее, чем отраслевая структура, так как её основные элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Территориальная структура выступает основой территориальной организации хозяйства.
Любое государство заинтересовано в выравнивании экономического положения входящих в него территорий, поскольку благодаря этому обеспечивается его политическая стабильность.
Однако не каждое правительство имеет возможность выделить на нужды регионального развития необходимые и значительные финансовые и материально-технические ресурсы. Сказываются как экономические трудности и наличие проблем национального масштаба, так и влияние сильного политического давления со стороны более развитых регионов, интересы которых пострадают в результате подобного перераспределения ресурсов.
Таким образом, вырисовываются пять основных задач региональной экономической политики государства:
Ставки на использование для оживления экономики отсталых регионов накопленного там экономического, социального и других потенциалов в сочетании с увеличением предпринимательской активности переносит центр тяжести усилий государства на оказание помощи в мобилизации региональных внутренних резервов. Это позволяет уменьшить удельный вес прямой поддержки со стороны государства и увеличить значение различных методов внутрирегионального регулирования.
Достижение определенных политических целей, связанных с осуществлением курса на децентрализацию управления и усиление экономической самостоятельности регионов. Но в рамках описанной тенденции сохраняет свою роль прямая государственная поддержка самых отсталых в экономическом отношении регионов и территорий, столкнувшихся с острыми социально-экономическими проблемами и не способных решить эти проблемы самостоятельно.
Обновление традиционных и технологически отсталых и сконцентрированных преимущественно в старых промышленных центрах способов предоставления товаров и услуг. Без этого из-за более низкой производительности труда, высокий себестоимости предоставляемых товаров и услуг, их плохого качества в условиях рыночной экономики предприятиям рано или поздно грозит снижение конкурентоспособности, а значит, всему региону — спад производства и неминуемый рост безработицы.
Повышение научно-технического потенциала, так как это дает лучшие шансы на поддержание или повышение конкурентоспособности расположенных в регионах предприятий, что создает дополнительные рабочие места (за счет образования и расширения масштабов деятельности новых наукоемких фирм); привлечение филиалов крупных, в том числе иностранных, компаний. Последнее обстоятельство имеет немаловажное значение с точки зрения изыскания дополнительных финансовых ресурсов для целей регионального развития.
Реализация стратегии диверсификации (расширения) в регионах с высоким уровнем специализации производства, подверженных большому риску вследствие возможного изменения конъюнктуры или наступления экономического кризиса.
Таким образом, можно говорить о том, что обеспечение регионального экономического развития — это не только экономическая, но и важная политическая задача, требующая серьезного внимания со стороны федерального правительства и региональных (муниципальных) органов власти.
Региональная экономика туризма — это одна из важнейших отраслей экономических знаний в туристском бизнесе.
К числу факторов, обусловливающих экономическое развитие регионального туризма, относят:
рост численности населения, особенно городского, в регионе;
рост реальных доходов и соответственно покупательной способности населения;
изменение соотношения рабочего и свободного времени населения в регионе;
изменение структуры потребительского спроса (увеличение спроса на услуги, в том числе на туризм, образование, здравоохранение и т. д.);
развитие регионального транспорта;
развитие региональных средств массовых коммуникаций;
повышение культурного и образовательного уровня населения в регионе, что способствует развитию стремления к познанию, к использованию опыта других стран в своей профессиональной деятельности;
перераспределение собственности в регионах;
качественное изменение управленческих региональных функций;
необходимость обеспечения экономической самодостаточности территорий на основе, прежде всего, эндогенных процессов регионального общественного воспроизводства;
специализация экономических регионов на определенных видах экономической деятельности.
В последние годы в условиях перехода к рыночным отношениям возросла значимость экономики регионального туризма. Практически любая проблема в туризме, возникающая в процессе перестройки, тесно связана с воздействием тех или иных региональных факторов и условий.
*
* *
Экономика регионального туризма — это область научных знаний, изучающая развитие и размещение производительных сил туристского комплекса, его социально-экономических процессов на территории регионов в тесной увязке с природно-экологическими условиями.
Содержание экономики регионального туризма составляет:
выбор методов исследования региональных социально-экономических процессов, характерных для туристической сферы региона;
постановка целей и разработка экономических моделей развития регионального туризма для описания действующих процессов и прогнозирования его дальнейшего развития;
выработка концепции экономического развития регионального туристического 6изнеса в условиях действующих туристических производительных сил в регионе и размещения новых;
создания экономических рычагов воздействия на процессы размещения финансовых вложений.
Основные задачи экономики регионального туризма:
разработка теории экономики регионального туризма с учётом конкретной и перспективной социально-экономической ситуации (например, для рыночной системы хозяйства, для территорий нового освоения, для изменения туристского профиля обжитых территорий и т. п.);
изучение проблем размещения туристических производительных сил по регионам и выработка принципов управления этим процессом в пределах региона;
исследование тенденций в межрегиональных связях в сфере туризма (производственная и социальная интеграция регионов);
разработка принципов формирования новых туристических регионов (как правило, на базе вновь создаваемых туристических ресурсных баз);
анализ территорий со сложившимися туристическими ресурсами и их места и роли в развитии промышленного и сельскохозяйственного производства;
обоснование размещения в конкретных регионах крупных туристических объектов как очагов концентрации туристического бизнеса в целях их последующего увеличения или рассредоточения;
разработка схем производственной интеграции регионов для «экспорта» туристических региональных продуктов.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.