logo
Экономика туризма лекции

Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия

1. Экономическая сущность основных фондов их классификация особенности, состав, источники приобретения, амортизация. Показатели оценки состояния и эффективности использования основных фондов. Применение лизинга в туризме

2. Оборотные фонды, их сущность, структура, роль и источники образования. Нормируемые и ненормируемые оборотные фонды. Расчет потребности в оборотных фондах туристского предприятия и пути повышения эффективности их использования

1. Экономическая сущность основных фондов их классификация особенности, состав, источники приобретения, амортизация. Показатели оценки состояния и эффективности использования основных фондов. Применение лизинга в туризме

Основные фонды предприятий, учреждений и организаций представляют собой совокупность средств и орудий труда, действующих в натуральной форме в течение длительного периода времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере и в течение расчетного срока действия они постепенно, по частям, переносят свою стоимость на производящиеся продукты и услуги. Основные фонды подразделяются на основные производственные фонды, действующие на предприятиях и предназначенные для изготовления продукции (оборудования, механизмов и т.д.), и основные непроизводственные фонды, действующие в сфере обслуживания — медицинских, бытовых, торговых, оздоровительных, туристских и других учреждениях.

Туристское предприятие, как и любое другое, для достижения целей своей хозяйственной деятельности должно обладать хотя бы минимумом основных фондов. Основные непроизводственные фонды предприятий туризма представляют собой совокупность вещей, сохраняющих свою натуральную форму и используемых в течение длительного периода времени (не менее одного года) для производства туристских товаров и услуг. Основные фонды образуют производственно-техническую базу туристских предприятий, обеспечивающую полный комплекс оздоровительного и культурно-бытового обслуживания. Они являются важнейшим условием увеличения объема доходов и повышения эффективности хозяйствования.

По экономической сущности, функциональному назначению и срокам службы основные фонды в соответствии с Временным республиканским классификатором основных средств подразделяются на материальные и нематериальные.

Материальные основные фонды – это: здания; сооружения; машины, механизмы и оборудование, включая регулирующие приборы и устройства; жилища; вычислительная техника и оргтехника; транспортные средства; инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды. Согласно классификации наиболее значимые виды основных фондов с учетом специфики туризма можно выделить следующие:

Здания (кроме жилых) в туризме подразделяются на основные (гостиницы в комплексе и отдельно стоящие, спальные корпуса, спортивные комплексы с бассейном и др.) и вспомогательные (котельные, прачечные, материальные и производственные склады, овощехранилища, гаражи, склады спортивного инвентаря и др.). Каждое отдельно стоящее здание является инвентарным объектом, и ему присваивается инвентарный номер, учитываемый в балансе; и техническом паспорте основных фондов туристского предприятия.

Сооружения – инженерно-строительные объекты, создающие условия для производства туристского продукта или выполняющие технические функции при предоставлении отдельной услуги туристам. К ним относятся: водолодочные станции (насосные), артезианские скважины пресной и минеральной воды, бассейны (включая их фундамент, подогревательные устройства и арматуру), берегоукрепительные сооружения, подпорные стены, фонтаны, другие коммунальные сооружения, спортивные площадки, теннисные корты, гребные лодочные станции, аттракционы, дорожки парковые, скульптуры, ограждения и др.

Машины и оборудование – устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. Это силовые рабочие машины и оборудование к ним, генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, оборудование систем связи, средств измерения и управления, вычислительной техники и оргтехники, средства хранения информации.

Жилища – здания, предназначенные для временного проживания: щитовые домики, используемые в туристском комплексе в летний период.

Нематериальные основные фонды (нематериальные активы) представляют собой долгосрочные вложения предприятия в приобретение прав на имущество, не имеющее материальной формы, но приносящее предприятию доход. К нематериальным активам относят: приобретенные предприятием за плату лицензии, торговые марки и товарные знаки, другие права по использованию производственной информации, земли и природных ресурсов, программные продукты для ЭВМ, ноу-хау и организационные расходы (осуществленные в процессе приватизации и акционирования организации, при ее государственной регистрации или перерегистрации, а также другие расходы, являющиеся организационными в соответствии с законодательством); стоимость деловой репутации Организации (гудвилл) и др. Особенностями нематериальных активов являются отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при выявлении прибыли от их применения.

Нематериальные активы числятся в составе активов предприятия до тех пор, пока приносят доход. Туристское предприятие самостоятельно определяет срок полезного использования объекта нематериальных активов, а значит и норму износа. При невозможности определения срока их полезного использования норма амортизационных отчислений устанавливается на срок 20 и 10 лет, но не более срока деятельности предприятия. В течение расчетного срока действия активов они постепенно переносят свою стоимость на производящийся продукт. Источниками финансирования нематериальных активов выступают собственные, заемные и привлеченные средства.

В соответствии с Правилами бухгалтерского учета основные фонды туристских предприятий имеют другую классификацию:

К собственным относятся основные фонды, принадлежащие предприятию на правах собственности. Арендованными являются основные фонды, полученные от других юридических или физических лиц во временное пользование.

Производственными считаются основные фонды, непосредственно участвующие в процессе производства туристского продукта, оказании услуги. Непроизводственные — основные фонды, предназначенные для социально-бытового обслуживания персонала предприятия. В системе туризма практически все основные фонды являются производственными.

Действующими считаются находящиеся в эксплуатации объекты основных фондов. Те, что находятся в запасе или на консервации, называются бездействующими.

Основные фонды могут поступать на туристское предприятие разными путями. Наиболее распространенные из них:

Основные фонды могут быть списаны с баланса предприятия по следующим основаниям:

С течением времени основные фонды изнашиваются, утрачивают первоначальные качества и стоимость; При этом имеются в виду два вида износа — физический и моральный.

Физический износ — утрата основными фондами их потребительской стоимости, то есть ухудшение технико-экономических и социальных характеристик под воздействием процесса труда, сил природы, а также вследствие неиспользования основных фондов, нарушения правил эксплуатации.

Моральный износ — несоответствие основных фондов их современным требованиям и их досрочная замена. Примечательным примером в этом отношении является создание глобальной информационной сети Интернет, оказывающей в последнее время мощное влияние на состояние и развитие международного туризма.

Основным источником покрытия затрат, связанных с обновлением основных фондов, являются собственные средства туристского предприятия. Они накапливаются в течение всего срока службы основных фондов в виде амортизационных отчислений.

Амортизация — денежное выражение износа основных фондов путем включения части их стоимости в затраты на производство туристского продукта. Она осуществляется в целях полной замены основных фондов при их выбытии. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов предприятия производятся в течение срока полезного использования, выбранного в рамках установленного диапазона по группе объектов, в которую оно входит. За этот срок балансовая стоимость полностью переносится на издержки производства туристского продукта. Их сумма зависит от стоимости, основных фондов, времени их эксплуатации, затрат на модернизацию. Начисленная по нормам сумма амортизации относится на себестоимость туристского продукта, услуги.

Норма амортизации — доля (в процентах) стоимости объекта, подлежащая включению в издержки производства с установленной периодичностью на протяжении срока полезного использования или отнесению за счет соответствующих источников на протяжении установленного нормативного срока службы.

Объектами начисления амортизации являются основные средства и нематериальные активы предприятия (за исключением индивидуальных предпринимателей) — как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности.

К амортизационным основным средствам относятся: здания; сооружения; передаточные устройства, рабочие и силовые машины, механизмы и оборудование; транспортные средства; измерительные и регулирующие приборы и инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий скот; многолетние насаждения; объекты жилищного фонда; спортивные сооружения; автомобильные дороги.

К основным средствам не относятся и не являются объектами начисления амортизации:

Объектами начисления амортизации не являются земля и отдельные объекты природопользования: вода, нефть и другие природные ресурсы.

Амортизация не начисляется во время модернизации оборудования, реконструкции, достройки, восстановления, консервации (на срок менее одного года).

К амортизируемым нематериальным активам относятся:

а) распределение рациональным способом (самостоятельно выбранным организацией) стоимости объектов основных средств (или их части) и нематериальных активов между отчетными периодами, составляющими в совокупности срок полезного использования каждого из них;

б) систематическое включение амортизационных отчислений, относящихся к данному отчетному периоду, стоимости используемых объектов основных средств (или их части) и нематериальных активов в издержки производства.

Амортизация объектов основных средств и нематериальных активов, не используемых в предпринимательской деятельности, представляет собой процесс потери их стоимости вследствие изнашивания и списывается за счет чистой прибыли предприятия в течение нормативного срока службы каждого из них.

Срок службы — период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов сохраняет свои потребительские свойства.

Нормативный срок службы основных средств — установленный нормативными правовыми актами период их полезного использования.

Срок полезного использования — ожидаемый или расчетный период эксплуатации основных средств и нематериальных активов в процессе предпринимательской деятельности предприятия. Для основных средств он определяется при их приобретении собственником или балансодержателем по решению комиссии исходя из:

• утвержденных бизнес-планов или планов технического обновления;

• нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (срок аренды).

Туристское предприятие самостоятельно определяет нормы амортизации в рамках установленных диапазонов сроков полезного использования объектов по каждой амортизационной группе (прил. 3).

Способы начисления амортизации:

а) по объектам, используемым в предпринимательской деятельности:

б) по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности, — исходя из нормативного срока службы линейным способом.

Линейный способ состоит в равномерном (по годам) начислении амортизации в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов: амортизируемая стоимость объекта умножается на годовую линейную норму амортизационных отчислений.

Пример.Амортизируемая (балансовая) стоимость объекта – 120 тыс. руб., срок полезного использования – 5 лет, годовая норма амортизационных отчислений – 20%. Годовая сумма амортизации равна 120 х 20: 100 =24 тыс. руб.

Нелинейный способ заключается в неравномерном (по годам) начислении амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов. Применение этого способа имеет ограничения. Так как он не распространяется на предметы, предназначенные для отдыха, досуга и развлечений.

Производительный способ начисления амортизации заключается в начислении предприятием амортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ и услуг) выполненных в текущем периоде, к ресурсам объекта. На Западе большое распространение имеет ускоренный метод начисления амортизации.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете" туристские предприятия проводят Инвентаризацию основных фондов, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Инвентаризации подлежат все основные фонды предприятия независимо от их местонахождения, в том числе не принадлежащие предприятию, но числящиеся в бухгалтерском учете, и фонды, не учтенные по каким-либо причинам. Основные цели инвентаризации: выявление фактического наличия основных фондов; сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерско­го учета. проверка отражения в учете обязательств.

Основные фонды предприятии системы туризма учитываются в натуральных и стоимостных показателях. Посредством натурального показателя учитывается количественный состав основных фондов, единицей учета которых является инвентарный объект. Инвентарным объектом считается законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями, а также отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс, представляющий собой единое целое и совместно выполняющий определенную работу.

Различают следующие виды стоимостных показателей состояния основных фондов:

первоначальная стоимость (Пс) — фактическая стоимость их ввода в эксплуатацию, включающая затраты на доставку, монтаж, наладку и т.п. Эта стоимость выражается в ценах, действовавших на момент приобретения, и учитывается в балансе предприятия. Вследствие этого она называется еще балансовой стоимостью с) основных фондов;

восстановительная стоимость (Вс) — стоимость воспроизводства основных .фондов в настоящих условиях. На восстановительную стоимость оказывает влияние инвентаризация основных фондов, их переоценка;

Стоимостная оценка основных фондов туристского предприятия является показателем его мощности и позволяет выявить степень эффективности использования основных фондов.

Существует ряд коэффициентов, позволяющих определить уровень состояния фондов на определенную дату или за определенный период времени. К ним относятся коэффициенты годности, износа, выбытия, обновления и прироста.

Коэффициент годности г) характеризует величину стоимости основных фондов, не перенесенную на производство туристского продукта, и рассчитывается по формуле

Кг = Ос / Псс).

Ос – остаточная стоимость

, Псс). – первоначальная или балансовая стоимость

Коэффициент износа изн) характеризует степень изношенности основных фондов (Иф). Величина этого коэффициента является основанием для принятия решения о ликвидации, модернизаций Или обновлении основных фондов как в целом, так и в разрезе отдельных групп. Он рассчитывается по формуле

Кизн = И0.ф / Пс (Бс), или Кизн = 1 - Кг.

Коэффициент, выбытия ВЫб) характеризует часть стоимости основных фондов (В0>ф), выбывших из эксплуатации за определенный период времени

Кв ы б = Во:ф / Пс (Бс).

Коэффициент обновления (Кобн) характеризует удельный вес новых основных фондов (Н0.ф), введенных в эксплуатацию в определенный период времени, и выражается формулой

Кобн = Н0.ф / Псс).

Коэффициент прироста цр) характеризует степень прироста основных фондов за определенный период времени в результате обновления и составляет разницу Кцр=Кобн - Кв ы б

Одним из условий повышения эффективности экономической деятельности туристского предприятия является оптимальное использование основных фондов, с тем, чтобы получать от них наибольшую отдачу.

Показатели оценки экономической эффективности основных фондов являются важными характеристиками, отображающими условия и результаты хозяйственной деятельности туристского предприятия.

К ним относятся фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность.

Фондоотдача (ФО) — стоимостный показатель, отражающий участие и отдачу основных фондов в производстве туристского продукта. Он рассчитывается по формуле

ФО = ОП / ОФ,

где ОП — объем произведенных туристских продуктов (услуг) в течение года; ОФ — среднегодовая стоимость основных фондов.

Следует отметить, что фондоотдача исчисленная на базе валового продукта, не всегда правильно отражает эффективность использования основных фондов. В расчет принимается весь объем производства независимо от удельного веса промежуточного продукта в его полной стоимости. Внедрение дорогих материалов, изменение ассортимента продукта, интенсивный ввод в отдельные годы новых фондов, которые медленно осваиваются, изменение технологии производства услуг, и ряд других, объективных причин могут вызвать рост или снижение фондоотдачи. Поэтому наряду с показателем фондоотдачи по валовой продукции следует исчислять этот же показатель по чистой продукции, которая представляет отношение разницы между стоимостью товарной продукции (Т) и материальными затратами (М) на ее изготовление к среднегодовой стоимости основных фондов (Фср):

ФО1=(Т - М) / Фср.

Достоинство показателя чистой продукции перед валовой состоит в том, что он не содержит в себе части стоимости овеществленного труда и отражает объем, вновь созданной стоимости. Отношение чистой продукции к фондам является более совершенным показателем, характеризующим уровень фондоотдачи.

Темпы роста производства в значительной степени зависят от изменения, отраслевой структуры основных фондов. В этой связи было бы правильным подчеркнуть, большую роль исчисления коэффициента фондоемкости для анализа эффективности использования основных фондов, достижения оптимальных соотношений различных их видов.

Коэффициент фондоемкости (ФЕ) непосредственно связывает основные фонды с производством продукта и представляет собой отношение среднегодовой стоимости основных фондов к объему произведенных туристских продуктов (услуг):

ФЕ = ОФ/ОП.

С помощью коэффициента фондоемкости можно определить, сколько основных фондов приходилось в данном периоде на единицу продукта, то есть можно получить общую картину участия основных фондов в производстве туристского продукта.

Основные фонды состоят из различных элементов, участие которых в производстве неодинаково. Для того, чтобы проанализировать фондоемкость более глубоко, необходимо выяснить степень участия различных видов основных фондов в производстве туристского продукта, установить взаимосвязь между наличием (или потребностью) основных фондов и производством туристского продукта. Это можно сделать с помощью формулы

ФЕii = ОФii / ОПi;,

где ФЕii — коэффициент фондоемкости продукта для 1-го вида основных фондов на единицу продукта 1-й отрасли; ОФii — среднегодовая стоимость 1-го вида основных фондов 1-й отрасли; ОПi; — объем производства продукции 1-й отрасли.

По приведенной формуле можно получить более точные данные о том, какой вид основных фондов и в какой степени участвовал в производстве продукта конкретного предприятия, какова взаимосвязь между наличием данного вида основных фондов (или потребностью в них) и объемом производства.

Внедрение в производство современных, более производительных основных средств увеличивает фондовооруженность труда. Это ведет к росту его производительности и соответственно фондоотдачи.

Производительность труда (ПТ) можно рассчитать по формуле

ПТ = ОП/ЧП, где ЧП — среднесписочная численность персонала.

Фондовооруженность (ФВ) рассчитывается по формуле

ФВ = Фср/ЧП, где Фср — среднегодовая стоимость основных фондов.

Отношение производительности труда к его фондовооруженности позволяет получить показатель фондоотдачи

Одним из основных показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов, является рентабельность (Роф), которая представляет собой отношение прибыли (П) к среднегодовой стоимости основных фондов:

Роф=П/Фср х 100%.

Рентабельность имеет абсолютное выражение как сумма прибыли, полученной от производственно-хозяйственной деятельности, и относительное выражение – как отношение прибыли к себестоимости или к стоимости основных фондов.

Различают общую рентабельность – отношение плановой суммы балансовой стоимости к планируемой среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств и расчетную рентабельность, которая определяется после вычета из плановой суммы балансовой стоимости платежей в бюджет. Рентабельная работа фирмы определяется по расчетной рентабельности.

В настоящих условиях для приобретения необходимого количества основных фондов, более современного оборудования при недостатке финансовых ресурсов туристские фирмы прибегают к использованию лизинговых отношений.

Лизинг – ( от англ. аренда) – разновидность арендных отношений, Он заключается в инвестировании временно свободных или привлеченных средств в имущество, передаваемое по договору аренды юридическим или физическим лицам за определенную плату во временное пользование.

Законодательство Республики Беларусь под лизинговой компанией (фирмой) понимает коммерческую организацию, которая в соответствии со своими учредительными документами осуществляет лизинговую деятельность (функции лизингодателя).

Другая сторона — лизингополучатель. Это юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), получающее предмет лизинга во владение и пользование. Учитывая тот факт, что предметом лизинга может быть только имущество, передаваемое для предпринимательских целей, лизингополучателями могут являться только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Однако в соответствии с п. 3 ст. 146 ГК некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Таким образом, некоммерческой организации также может быть передано в лизинг имущество, если оно будет использоваться для осуществления предпринимательской деятельности, необходимой для достижения уставных целей.

Продавцом (поставщиком) могут выступать физическое лицо, индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, которое заключило договор купли-продажи (поставки) с лизингодателем и продает ему предмет лизинга.

Можно выделить следующие особенности лизинга.

Во-первых, в отличие от обычного договора аренды в данном случае в пользование передается, как правило, технический объект, специально приобретенный для передачи в лизинг определенному лицу по его просьбе.

Во-вторых, сумма платежей за пользование полученным в лизинг оборудованием включает его стоимость с учетом амортизации, стоимость услуг лизингодателя, а также проценты за пользование кредитом, полученным для приобретения соответствующего объекта (если имело место получение кредита).

В-третьих, распределение прав и обязанностей между сторонами договора лизинга отличается своеобразием: основные обязанности закрепляются за лизингополучателем, кроме того, последний наделяется несвойственными арендатору правами предъявлять претензии продавцу оборудования.

В-четвертых, как уже упоминалось, лизингополучателю предоставляется право выкупить объект лизинга по истечении срока действия договора.

Таким образом, лизинг включает в себя отношения по купле-продаже и пользованию имуществом.

2. Оборотные фонды, их сущность, структура, роль и источники образования. Нормируемые и ненормируемые оборотные фонды. Пути повышения эффективности использования оборотных средств туристского предприятия

Наряду с основными фондами для работы туристского предприятия огромное значение имеет наличие оптимального количества оборотных средств (оборотных активов). Последние представляют собой совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного производства и реализации туристского продукта (услуги).

Оборотные производственные фонды — средства производства, вещественные элементы которых в процессе труда расходуются в каждом производственном цикле, а их стоимость полностью переносится на продукт труда целиком и сразу. Вещественные элементы оборотных фондов в процесcе труда претерпевают изменение своей натуральной формы, по мере их производственного потребления теряют потребительную стоимость. Новая потребительная стоимость возникает в виде произведенного из них продукта - тура, услуги. Оборотные фонды - обязательный элемент процесса производства, основная часть себестоимости. Чем меньше расход сырья, топлива, энергии на единицу турпродукта, тем он дешевле.

Фонды обращения — средства туристского предприятия, внесенные им авансом партнеру за его услугу; являющуюся составляющей туристского пакета; средства, вложенные в туристский продукт (услугу), реализованный потребителю, но не оплаченный, а также средства в расчетах и денежные средства в банке и кассе туристского предприятия.

Оборотные производственные фонды и фонды обращения находятся в постоянном движении, обеспечивая бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм авансированной стоимости:

Д - Т...П...Т'- Д\ то есть из денежной (Д) она превращается в товарную (Т), затем в производственную (П) и снова в товарную и денежную.

Туристское предприятие производит затраты в долг на договорной основе, приобретая все необходимые материалы с целью производства туристского продукта или оказания услуги. Только после их реализации возмещаются авансированные средства и происходит накопление за счет прибыли. Это позволяет вновь направить средства в Оборот.

Различают состав и структуру оборотных средств. Под составом понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства. Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, представляет собой структуру оборотных средств.

Особенности состава и структуры оборотных средств системы туризма обусловлены ее специфическими свойствами: организацией производственного процесса, структурой затрат на производство туристского продукта, местонахождением партнеров, наличием потребителей, условиями реализации и др. Наибольший удельный вес в оборотных средствах туристских предприятий составляют фонды обращения, тогда как на туристских базах, в гостиницах, других предприятиях индустрии туризма этот показатель характеризует оборотные производственные фонды. Следует отметить, что структура оборотных средств подвержена изменению, что связано с финансовым состоянием туристского предприятия, финансово-расчетной дисциплиной и другими факторами.

В структуру оборотных производственных фондов туристских предприятий входят оборотные средства, находящиеся в производственных запасах, оборотные средства, находящиеся в процессе производства и оборотные средства, находящиеся в составе расходов будущих периодов. В свою очередь они представляют собой нормируемые оборотные средства туристского предприятия.

В структуру фондов обращения входят: готовая продукция, товары отгруженные, денежные средства, дебиторская задолженность. Все они кроме средств в расчетах и денежных средств на текущих расчетных счетах в банках составляют ненормируемые оборотные средства туристских предприятий.

В структуре оборотных производственных фондов туристских предприятий наибольший удельный вес имеет элемент "Расходы будущих периодов". К ним относятся затраты, связанные: с подготовительными работами к началу туристского сезона (по неравномерно производимому текущему ремонту основных средств, содержанию туристских учреждений во время сезонной консервации); с пусконаладочными работами и содержанием в предпусковой период обслуживающего персонала вновь открываемого туристского учреждения; с формированием путевок и других документов.

Элемент "Готовая продукция" отражает количество предназначенных к продаже туристских путевок (туров), а также запланированные к продаже туристские услуги (открытие виз, продажа дополнительных экскурсионных программ, оформление индивидуального ваучера и др.). Для туристских товаров, относящихся к данному элементу, невозможно точно установить норматив количества, тем более что их специфика такова, что они не подлежат складированию. Это означает для туристской фирмы их безвозвратную потерю, то есть прямой убыток, (например, непроданные путевка или место в автобусе, поезде, самолете или гостинице).

Элемент "Товары отгруженные" обусловлен в основном агентскими соглашениями, договорами по оптовой продаже туристских продуктов крупными предприятиями, учреждениями и организациями. С ним в значительной степени согласуется элемент "Дебиторская задолженность". На ее уровень влияют следующие факторы: оценка и классификация покупателей в зависимости от вида туристского продукта, объем закупок, платежеспособность клиентов, состояние кредитных отношений, предлагаемые условия оплаты, контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности. Исходя из этого, туристскому предприятию ради максимизации притока денежных средств следует обеспечить разнообразие моделей договоров с гибкими условиями оплаты и ценообразования.

Для туристских предприятий, работающих на принципах хозяйственного расчета, особое значение имеет определение потребности в оборотных средствах. Процесс разработки экономически обоснованных величин оборотных средств, необходимых для организации нормальной работы предприятия, называется нормированием оборотных средств.

Норматив оборотных средств — плановая сумма денежных средств, постоянно необходимая туристскому предприятию для его производственной деятельности. Ее размер зависит от объема и скорости продаж туристских продуктов. Основная часть оборотных средств относится к ненормируемым оборотным средствам, которые не планируются и поэтому не имеют твердо фиксированных источников покрытия. Например, на расчетном и других счетах не предусматриваются остатки денежных средств.

Источниками покрытия нормируемых оборотных средств обычно являются прочие пассивы и средства временно свободных специальных фондов. В системе туризма по большинству элементов достаточно сложно четко разграничить оборотные средства на нормируемые и ненормируемые. В отдельных случаях, как уже отмечалось выше, они переходят из одной категории в другую или одновременно относятся к той и другой. Главное в этой ситуации — выбор эффективной политики комплексного управления оборотными средствами.

Для формирования источников оборотных средств туристское предприятие использует собственные и заемные средства. Собственные оборотные средства — это средства, постоянно находящиеся в распоряжении предприятия и формируемые за счет собственных ресурсов (прибыль и др.). Заемные оборотные средства — кредиты банка, кредиторская задолженность (коммерческий кредит) и прочие пассивы. (Более подробно материал по источникам формирования оборотных средств изложен в теме 6.)

Управление оборотными средствами состоит в обеспечении непрерывности процесса производства и реализации туристского продукта. Одной из важнейших задач управления является повышение эффективности использования оборотных средств. Она определяется рядом показателей, среди которых — коэффициенты оборачиваемости оборотных средств, фондоемкости, эффективности использования оборотных средств и длительности одного оборота.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 0) равен

к0 = вр/ос,

где Вр — выручка от реализации туристского продукта, услуги; ОС — сумма средних остатков оборотных средств.

В зависимости от цели анализа сумму остатков рассчитывают:

• за год — делением суммы четырех среднеквартальных остатков оборотных средств на 4.

При этом из среднего остатка оборотных средств вычитаются суммы, находящиеся на расчетном счете в банках.

Коэффициент оборачиваемости показывает число оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период (месяц, квартал, год), или величину выручки от реализации на единицу оборотных средств.

Коэффициент фондоемкости (загрузки) (Кз) равен;

К3 = ОС / Вр, или К3 = 1 / К0.

Коэффициент фондоемкости обратно пропорционален коэффициенту оборачиваемости оборотных средств и показывает, какая величина оборотных средств приходится на единицу выручки от реализации, а также свидетельствует о степени рационального использования на туристском предприятии имеющихся оборотных средств. Благодаря ему можно рассчитать величину оборотных средств по каждому структурному элементу.

Длительность одного оборота оборотных средств 0б) рассчитывается по формуле

Доб = Дп / К0,

где Дп — длительность периода, за который определяется степень использования оборотных средств (Дп = 30, 90, 360 дней).

Коэффициент длительности оборота характеризует среднюю продолжительность одного оборота в днях за период. Скорость оборота зависит от времени производства и времени обращения, то есть времени превращения оборотных средств из денежной формы в товарную и из товарной в денежную. Ускорение: оборачиваемости — важнейший показатель эффективности: использования оборотных средств; источник экономии денежных средств. Ускорение оборачиваемости способствует накоплению оборотных, средств. Чем больше оборотов они сделают, тем меньше их потребуется для получения, того же объема продукта. Одновременно происходит освобождение оборотных средств за счет уменьшения; потребности в их пополнении из других источников. В конечном итоге это ведет к снижению себестоимости туристского продукта.

Коэффициент эффективности использования оборотных средств э) равняется

Кэ = П/ОС.

Этот коэффициент характеризует величину прибыли, полученную на единицу оборотных средств.

Постоянный расчет и анализ коэффициентов позволяет стабилизировать финансовое состояние туристского предприятия. Для финансового состояния предприятия благоприятно получение отсрочек, платежа от поставщиков (коммерческий кредит), работников предприятия, государства и т.д. Эти отсрочки образуют источник финансирования, порождаемый самим эксплутационным циклом. Неблагоприятны замораживание определенной; части средств в запасах, предоставление отсрочек платежа клиентам, поскольку они становятся причиной возникновения:

• дебиторской задолженности;

• кредиторской задолженности.

Финансовую потребность (ФП) туристокого предприятия можно рассчитать; в рублях, в процентах к обороту (объему продаж, выручке от реализации), а также во времени относительного оборота. Если она составляет около 50 %, это значит, что полгода туристское предприятие будет работать только на то, чтобы покрыть свои финансовые потребности. Величина финансовой потребности для предприятий индустрии туризма может быть неодинаковой. На нее оказывают влияние следующие факторы:

• договорные условия поставок и обеспечение их выполнения;

• длительность производственного цикла и периода реализации;

• темпы роста производства и соответственно объёмов продаж;

• организация маркетинговой работы и состояние менеджмента;.

• конъюнктура, рынка туристских продуктов (услуг) и потребителей;

• организация расчетов за туристские товары с партнерами (особенно зарубежными) и потребителями и др.

Как уже отмечалось, важнейший способ снижения финансовых потребностей — ускорение оборачиваемости оборотных средств.