5.2. Международный туризм в России
Как мы уже говорили ранее, к категории международного относятся въездной и выездной туризм. Въездной туризм, как наиболее приоритетная категория практически для любого государства, предполагает въезд иностранных туристов в Россию. Выездной туризм, связанный с оттоком денежной массы из страны, подразумевает путешествия граждан Российской Федерации с места постоянного проживания в другую страну с различными целями. Последовательно рассмотрим основные направления развития выездного и въездного туризма, опираясь как на исторический опыт, так и на современные статистические данные.
В нашей стране процесс формирования рынка международного туризма начался вместе с перестройкой и был ускорен распадом СССР и изменениями в государственном, экономическом и политическом устройстве. Ряд факторов определяли ситуацию на выездном рынке России в начале 1990-х гг.1:
огромный спрос после снятия российскими властями ограничений на выезд за границу и упрощения процедуры оформления выездных документов;
постепенное расширение слоя населения, обладающего достаточной платежеспособностью для зарубежного путешествия;
изменение структуры потребления населения в пользу непродовольственных товаров и услуг;
переориентация граждан с внутреннего рынка туризма на внешний вследствие существенного повышения стоимости путевок на российские курорты, роста транспортных тарифов и дезорганизации пассажирских перевозок в России и странах СНГ, а также опасной обстановки в традиционных зонах отдыха бывшего СССР;
использование зарубежных поездок для решения материальных и бытовых проблем. Шопинг остается одним из главных мотивов путешествия за границу для многих россиян;
расширение деловых контактов и сотрудничества по линии новых коммерческих структур, активизация научных и культурных обменов.
Выездной рынок России менялся не только количественно, но и качественно. Происходили сдвиги в структуре и географии зарубежных путешествий, С начала перестройки до 1991 г. выезд за границу носил в основном частный характер (к родственникам и друзьям). Это объяснялось снятием ограничений на зарубежные поездки по приглашениям, ставшим первым шагом на пути упрощения туристских формальностей.
В 19911992 гг. в выездном потоке отчетливо обозначились два главных направления ближнее и дальнее зарубежье. Эти группы поездок различаются не столько дальностью и географией, сколько мотивами. Если в структуре потока в республики бывшего СССР преобладают частные и деловые визиты, то в страны дальнего зарубежья поездки на отдых и для развлечения, включая шоп-туры, а также со служебными целями.
Основной вид поездок россиян в страны дальнего зарубежья шоп-туры. На них падает 60% выездного туристского потока. По существу, речь идет о так называемой челночной торговле, которая на официальном языке означает «импорт физическими лицами потребительских товаров для следующей перепродажи без уплаты налогов, обязательных для выплаты юридическими лицами, занимающимися внешнеторговой деятельностью». В отличие от организаций и предприятий «челноки» освобождаются от уплаты таможенных тарифов, подоходных и иных налогов. Беспошлинный провоз товаров и высокая конкуренция среди продавцов привели к установлению очень низких цен на импортную продукцию, пользующуюся спросом у средне- и малообеспеченных слоев населения.
К началу XXI в. «челночный» бизнес, включающий и систему реализации доставляемых товаров, обеспечивает занятостью более 3 млн человек в России. «Шоп-туры» (за автомашинами в Германию, за шубами в Грецию, за мебелью в Польшу и ОАЭ, за стеклом и люстрами в Чехию, за обувью и трикотажем в Италию, Португалию и Сирию, за летним текстилем в Индонезию и т. д.) экономически становятся невыгодными по ряду причин. К настоящему времени этот вид туристских поездок постепенно сдает свои позиции2.
Зато стремительно растет число прибытий российских граждан в Китай. Поэтапное упрощение туристских формальностей, создание свободных приграничных торговых зон способствует расширению группового туристского обмена. Жители Новосибирска, Иркутска, Читы, Братска, Хабаровска и Владивостока составляют основную массу российских туристов, направляющихся в Китай. География их поездок преимущественно ограничивается северными районами страны: провинциями Хэйлунцзян, Ляонин, Гирин и Синьцзян-Уйгурским автономным районом. На них приходится более 60% всех прибытий. В последнее время на этом туристском направлении происходят изменения. Хотя шоп-поездки по-прежнему доминируют, растет спрос, особенно на московском туристском рынке, на экскурсионно-познавательные программы: тур Пекин Шанхай и обзорную поездку по Китаю.
Шоп-туристы посещают также Грецию, Италию, Египет. Они начали осваивать рынки Южной и Юго-восточной Азии и с этой целью устремились в Сингапур, Сянган (Гонконг), Индию, Таиланд, Южную Корею и Пакистан. Широкий выбор разнообразных товаров привлекает шоп-туристов в Объединенные Арабские Эмираты. Первоначально их интересовало только посещение вещевых рынков, но постепенно модель поведения «челноков» менялась и шоп-туризм в ОАЭ стал приобретать цивилизованные формы.
География выездного туризма в России начала 1990-х гг. в основных чертах сохраняется по настоящее время. Наряду с шоп-турами российские граждане выезжают за рубеж для отдыха на море. Например, популярны одно-двухнедельные поездки на Кипр и Мальту, в Испанию и на Канарские острова, в Болгарию, Тунис, Египет, Францию и Таиланд. Соотечественники отправляются в морские круизы и тематические туры, например в Диснейленд США, Францию. Они совершают туры по столицам европейских государств. Как правило, эти поездки рассчитаны на неделю. Туристы посещают Париж, Лондон, Вену, Мадрид, Рим, Амстердам, Брюссель. Существует также спрос на экзотические туры (Кения, Танзания, острова Самоа, страны Латинской Америки и др.) и поездки на культурные и спортивные мероприятия.
После пика 1995 г. общий выездной поток из России сократился почти на 50%, а затем стабилизировался на уровне 1112 млн поездок в год. Его сужение произошло в результате резкого уменьшения поездок в страны СНГ с частными и деловыми целями. Выезд российских граждан по линии организованного туризма, напротив, продолжал расти вплоть до 1998 г.
В 1998 г. граждане России, согласно их самооценке, собирались активнее участвовать в туризме. Однако эти прогнозы оказались слишком оптимистичными. Разразившийся в 1998 г. финансовый кризис привел к заметным изменениям на туристском рынке. Они носили скорее качественный, чем количественный характер. Число выездов за рубеж по туристским визам хотя и сократилось, но не сильно. После августа 1998 г., когда реальная стоимость зарубежной поездки в рублях сразу выросла в 34 раза, а доходы населения резко упали, потенциальные путешественники стали отдавать предпочтение дешевым турам и услугам. Цена превратилась в главный критерий выбора, поэтому многие туристы переориентировались с более дорогих зарубежных на всероссийские курорты. С этого времени в России начинается возрождение внутреннего туризма.
Въездной туризм неиссякаемый источник валютных поступлений и выгодная форма экспортной торговли развит слабо. Россия, обладая уникальными историко-культурными ценностями и природными достопримечательностями, принимает менее 1% мировых туристских потоков. Въездной туризм сдерживают многие факторы: политическая и экономическая нестабильность, обострение криминогенной обстановки, террористические акты. Серьезный ущерб туризму в России нанес распад СССР на ряд независимых государств и, как следствие этого, разрушение единого туристского пространства. Теперь в каждом регионе действуют свои законы и порядки. На границах в зонах отдыха вводятся таможенные, визовые и иного рода формальности и дополнительные сборы. Сократилось число маршрутов, которые прежде, как правило, проходили по нескольким республикам.
Ситуация усугубляется из-за отсутствия необходимой материальной базы. По числу гостиничных мест Россия в 22 раза отстает от США. Существующие же средства размещения отличаются чрезвычайно низким уровнем комфортности и технического оснащения, что делает отечественное туристское обслуживание неконкурентоспособным. Сервис, отвечающий международным стандартам, способны обеспечить лишь высококлассные отели в Москве и Санкт-Петербурге. Однако их услуги чрезвычайно дороги. Воспользоваться ими может только шестая часть гостей столицы.
Наряду со сдерживающими существуют и факторы, способствующие развитию въездного туризма в России. Это высокая покупательная способность иностранных валют; неосвоенные рынки сбыта и широкие сферы приложения капитала, привлекающие компании из-за рубежа; обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород, куда прежде путь иностранцам был закрыт, и др. Они хотя и не могут пока переломить в целом неблагоприятную для страны ситуацию на рынке въездного туризма, но содействуют увеличению числа прибытий и улучшают структуру туристских поездок.
Основные страны поставщики организованных туристов в дальнем зарубежье Польша, Финляндия и Китай одновременно самые популярные туристские направления среди российских граждан. На их долю приходится более половины всех прибытий из дальнего зарубежья по туристским визам. На протяжении последних пяти лет чаще других посещают Россию поляки, занимающиеся шопингом.
Существенные изменения происходят в географии въездного туризма. Если раньше потоки иностранных туристов концентрировались вокруг Москвы, Ленинграда и Киева, причем две российские столицы фиксировали до 80% всех туристских прибытий из-за рубежа, то сегодня они более равномерно распределяются по территории страны. Все новые субъекты Федерации проявляют заинтересованность в развитии международного туризма и постепенно начинают втягиваться в эту перспективную сферу деятельности.
К примеру, Хабаровский край и Амурская область привлекают китайцев возможностью шопинга. Республику Саха посещают туристы из Германии, США, а также Великобритании, прибывающие на круизных судах. Немецкие туристы отправляются в ностальгические туры по Калининградской области. В Мурманской области американцы и англичане отдают предпочтение рыбалке, туристы из Скандинавских стран занятиям горнолыжным спортом в Хибинах, а среди азиатских туристов, прежде всего японцев, пользуются спросом минералогические туры. Более продвинута на западных рынках Иркутская область благодаря главной достопримечательности озеру Байкал. Она 40 лет принимает иностранных туристов.
Вместе с тем все потоки иностранных туристов в регионы России отличаются слабостью и неустойчивостью. Это вызвано целым рядом причин, по которым иностранцы не жалуют Россию, даже если она находится в непосредственной близости от места их постоянного проживания.
К примеру, в Японии количество отпускных дней в году составляет всего лишь 56 дней. Естественно, японцы предпочли бы путешествовать в те места, куда дорога занимает меньше времени. Таким принимающим регионом, по оценкам специалистов и самих жителей Японии, мог бы стать Дальневосточный регион России. Но, к сожалению, по объективным причинам (уровню сервиса, разнообразию туристских продуктов) наши соседи пока отдают предпочтение странам Европы и США.
Обстоятельный анализ современного состояния и тенденций развития туризма в России представили в своей работе Н. Н. Ахмедиев, Т. С. Теряева3. Приводим результаты их исследования ниже с сокращениями, авторскими комментариями и дополнениями.
Общее число прибытий иностранных граждан в Российскую Федерацию, по данным Росстата России, за период с 1995 по 2004 гг. более чем удвоилось, составив около 22 млн человек. Однако пока численность иностранных граждан, приезжающих в Россию с туристскими целями, в которые включены и деловые поездки, и с целью отдыха, а также частные поездки, из всех стран не превышает 8,6 млн человек (в 2004 г.). Причем в 2005 г. количество иностранных туристов, посетивших Россию, по предварительным данным, снизилось на 1517%.
Структура въездного потока в Россию (на основании данных Росстата, 2005 г.) выглядит следующим образом: туристы 10,75%; частные поездки 64,6%; по служебным делам 14,54%; персонал транспорта 7,83%; транзит 2,24%; постоянное место жительства (ПМЖ) малая величина (0,04%), но важна статья учета, свидетельствующая, что все другие въехали как временные посетители.
Анализ ведущей десятки стран мира по въезду в Россию в 2003 г. показывает, что основные посетители нашей страны соседи: Польша, Финляндия, Китай, страны Прибалтийского региона. На их долю приходится 57% всех приезжающих в Россию (без стран СНГ). Далее следуют наиболее богатые страны мира: США, Великобритания, Германия, Франция, жители которых могут позволить себе подобные путешествия.
Туризм основная цель этих поездок для Польши (77,5%), Франции (62%), Великобритании (51%), США (45%), Китая (30%). Для Финляндии основная служебная поездка (55%). Тут две причины: тесные экономические отношения и ограничения на потребление спиртных напитков в Финляндии. Для Прибалтики основные частные поездки к русскоязычным родственникам в России (более 50%). С сожалением можно отметить, что в первой десятке нет наших бывших друзей, по-прежнему соседей: Болгарии, Чехии, Словакии, Румынии.
Первая десятка стран, в которые чаще всего выезжали российские граждане в 2003 г., также представлена нашими соседями: Финляндией, Китаем, Турцией, Польшей, странами Прибалтики. Туризм основная цель поездок в Египет (88%), Турцию (79%), Испанию (78%), Польшу (63%), Китай (50%), Францию (48%), Германию (35%). Частные поездки основная цель выезда в Финляндию (37%), Эстонию (89%), Литву (83%). Латвия, как ни странно, не входит в первую десятку, хотя по въезду в Россию она в первой десятке. Видимо, сказываются ограничения на въезд в эту страну российских граждан. И снова нет среди них наших соседей и бывших друзей: Болгарии, Чехии, Словакии, Румынии. Всего выехало в 2003 г. в первые 10 стран 8,9 млн россиян, что составило 76,1% всех выезжавших за границу (исключая страны СНГ).
В первой десятке стран по въезду в Россию в 2003 г. с целью туризма лидирует Польша (956 тыс. человек), но поляки не прибегали к услугам российских фирм. Наибольший процент туристов, которые пользовались услугами турфирм, имеют США (85,5%), Китай (79%), Великобритания (30%). В других странах услуги турфирм составили менее 25%. Всего в нашей стране в 2003 г. побывало 2,8 млн иностранных туристов, из которых первая десятка стран составила 81%. Из общего числа побывавших у нас иностранных туристов к услугам турфирм обратились 533 тыс. человек, или всего 19% туристов.
Наиболее популярные страны, в которые предпочитали ездить российские туристы в 2003 г., Турция, Китай, Польша и Египет в них самые дешевые туры. Замыкает список лидеров Кипр страна, в которой численность туристов соизмерима с численностью населения. Наибольшие успехи у наших турфирм в работе с Китаем 66% всех туристов на их счету. В работе с другими странами успехи турфирм значительно скромнее.
Из общего числа россиян, выезжавших за границу в 2003 г., туристов было 3,8 млн, или 82%. Заметим, что процент туристов как среди въезжавших, так и среди выезжавших примерно одинаков. В первую десятку стран и по въезду, и по выезду входят Финляндия, Китай, Польша, Литва, Эстония, Франция, Германия. Отметим также следующий факт: число наших туристов, выезжавших в 2003 г. в другие страны, в 1,7 раза превышает число туристов, въехавших в том же году в Россию, и, значит, деньги, которые могли бы остаться у нас, будь наш турбизнес расторопнее и лучше, уходят за границу.
Число всех приезжающих в Россию за десять лет выросло в 1,5 раза. Особенно существенный рост наблюдается в последние три года, число туристов выросло в 1,8 раза. В 19952000 гг. поток туристов меняется волнообразно, то убывая, то возрастая. За десятилетие число выездов за границу российских туристов увеличилось почти в 3 раза, хотя общее число выезжающих увеличилось за это время всего на 37,4%. Таким образом, наблюдается хорошая динамика выездного туризма, увеличение в среднем составляет ежегодно 30%, но рост идет крайне неравномерно, каждые один-два года то спад, то подъем. Заметим, что темп роста выездного туризма примерно в 1,5 раза больше въездного. Если в различные годы въезжающие туристы составляют 3035% всех въезжающих, то выезжающие туристы составляют 3045%.
Итак, нашей стране следует делать ставку в первую очередь на развитие въездного туризма. Однако существует целый ряд лимитирующих факторов, сдерживающих его:
образ России как страны, непривлекательной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными СМИ;
отсутствие за рубежом государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;
неблагоприятный для туристских посещений визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их оформления;
неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса;
отсутствие благоприятного режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, в том числе несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
1 Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2004.
2 Воронкова Л. П. История туризма и гостеприимства. М., 2003.
3 Ахмедиев Н. Н., Теряева Т. С. Современное состояние и тенденции развития туризма в Российской Федерации // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды международной научно-практической конференции. М., 2006.
- Глава 1 Концептуальные основы туризма
- Глава3 Пространственная организация туризма
- Глава 5 туризм в россии
- Глава 1. Концептуальные рамки туризма
- 1.1. Понятие, цели и функции туризма. Путешествие и туризм
- 1.2. Значение туризма для человека и общества
- 1.3. Классификация, виды и формы туризма
- 1.4. Турист как субъект туризма
- 1.5. Туризм в системе научного знания. Науки о туризме
- Глава 1. Концептуальные рамки туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Ресурсы и инфраструктура туризма
- 2.1. Туристский потенциал территории
- 2.2. Туристские ресурсы как основа пространственной организации туризма
- 2.3. Туристские объекты и комплексы
- 3 Кольцевая; 4 смешанная
- 2.4. Туристские учреждения
- Глава 2. Ресурсы и инфраструктура туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Пространственная организация туризма
- 3.1. Территориальные системы туризма
- 3.2. Туристские маршруты и их типы
- 3.3. Туристские центры и дестинации1
- 3.4. Туристские регионы и зоны
- Этапы развития туристской территории6
- Глава 3. Пространственная организация туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Международный туристский рынок
- 4.1. Понятие, особенности и функционирование туристского рынка
- 4.2. Дифференциация и факторы развития туристского рынка
- 4.3. Международный туризм и его значение. Сезонность в туризме
- 4.4. Факторы развития международного туризма1
- 4.5. Тенденции развития международного туристского рынка1
- Глава 4. Международный туристский рынок
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Туризм в России
- 5.1. Особенности и структура национального туристского рынка
- 5.2. Международный туризм в России
- 5.3. Современное состояние и развитие внутреннего туризма
- 5.4. Приоритетные направления развития туризма в России
- Глава 5. Туризм в России
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Туристская индустрия
- 6.1. Индустрия туризма, досуга и гостеприимства
- 6.2. Транспортная составляющая туристского бизнеса
- 6.3. Особенности и модели организации гостиничной индустрии
- 6.4. Индустрия питания туристов
- 6.5. Индустрия досуга и развлечений. Туристская анимация
- 6.6. Экскурсионная деятельность
- Глава 6. Туристская индустрия
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Туроператорская и турагентская деятельность
- 7.1. Туристские предприятия и их формы
- 7.2. Понятие и основные функции туроператора
- 7.3. Классификация и виды туроперейтинга и туроператоров
- 7.4. Основные технологии операторского бизнеса
- Поставщики услуг при прямой и опосредованной организации туров
- Основные формы сотрудничества туроператора с поставщиками туристских услуг
- 7.5. Особенности и процедуры агентского бизнеса
- 7.6. Технологии взаимоотношений туроператора с турагентами
- Глава 7. Туроператорская и турагентская деятельность
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Турпродукт как результат агентско-операторского производства
- 8.1. Туристские услуги
- Основные характеристики услуг
- 8.2. Турпродукт как комплекс туристских услуг
- 8.3. Структура и уровни туристского продукта
- 8.4. Пакет услуг и классы обслуживания в туристском бизнесе
- Глава 8. Турпродукт как результат агентско-операторского производства
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Регулирование туризма
- 9.1. Международное и государственное регулирование туризма
- 9.2. Туристские организации и мероприятия
- 9.3. Характеристика международных туристских организаций
- Руководящие органы Всемирной туристской организации1
- 9.4. Национальные туристские организации
- Глава 9. Регулирование туризма
- Контрольные вопросы