1.1. Природа и характер сервисной деятельности
Сервис - это обслуживание населения или предоставление ему услуг. Реализация сервиса осуществляется через сферу услуг с ее наиболее развитым компонентом - сферой обслуживания. Вполне можно принять, что понятия "услуга" и "сервис" имеют одина-. ковый смысл, хотя используется и такое словосочетание, как "сер-висная услуга" (современный тип обслуживания).
В соответствии с российским ГОСТ 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения" услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Исполнитель - предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю. В качестве производите^-лей услуг выступают коллективы, конкретные работники предприятий сервиса, генераторы новых идей и технологий в сервисе, менеджеры и предприниматели.
Потребитель - гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд. Потребителями услуг являются покупатели, клиенты, заказчики, посетители, пользователи.
Согласно российскому ГОСТу "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения" туристическая услуга - это результат деятельности туристического предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов/экскурсантов.
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальная услуга - услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Социально-культурная услуга - услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.
Сфера обслуживания населения - совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению. Обслуживание - деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги. Туристско-экскурсионное обслуживание ГОСТ определяет как деятельность предприятий и организаций, направленную на удовлетворение потребностей населения и иностранных граждан в туристских и экскурсионных услугах. Заметим, что нормативные документы не содержат определения экскурсионной услуги.
Предоставление услуги можно.подразделить на отдельные этапы: обеспечение необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, процесс обслуживания.
Сфера услуг является составной частью народнохозяйственного комплекса, она участвует в общей системе экономических отношений и подчиняется общим экономическим законам, действующим в данном обществе.
Как правило, в экономической литературе к сфере услуг относят: бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования и культуры, туристско-экскурсионные услуги, медицинские и санитарно-оздоровительные услуги, услуги правового характера и другие.
Структура затрат в сфере услуг резко отличается от таковых, например, в промышленности и строительстве. Так, материальные затраты, включая амортизацию, в театрах составляют 13,3%, в цирках - 17%, в концертных организациях - 3,5%, в парках - 20,3%, а в промышленности - 82,8%, в строительстве - 64,8%.
Продукт труда в сфере услуг выступает в виде услуги (полезного эффекта труда). В экономической литературе обоснована как трудовая основа услуг, так и возможность их стоимостной оценки.
Трудовая природа услуги не вызывает возражений, а в условиях товарного производства услуги обязательно приобретают и цену. Однако далеко не все услуги социально-культурной сферы оплачиваются потребителями непосредственно, поэтому их разделяют на платные и бесплатные.
В экономической литературе в социально-культурный комплекс иногда включают и науку какютрасль производственной деятельности. С одной стороны, наука наряду с образованием, информационным обслуживанием, а также здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством формирует человеческий фактор. Результаты науки - новые знания, которые вовлекаются в процесс производства. И в этом смысле наука производит нематериальные услуги, увеличивающие совокупный фонд потребления.
Производство или оказание услуг, с давних времен составляло существенную часть хозяйственной деятельности человека и его социально-общественной жизни. Именно наличие услуг как социально-общественного института, как формы взаимоотношения людей, как полезной деятельности и, наконец, как акта доброй воли конкретного человека является атрибутом человеческого общества и бытия. Можно утверждать, что именно услуги отражают и:воплощают в себе уровень развития общества и не только его производительных сил, но и духовного, нравственного состояния.
Из изложенного следует двойственный характер услуг, что нашло отражение в этимологии слова "услуга". Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, слово "услуга" имеет 2 значения:
- действие, приносящее пользу другому;
- хозяйственные удобства, предоставляемые кому-нибудь.
Первое значение характеризует нравственное начало услуг, второе - производственную сторону услуг.
Небезынтересно отметить, что услуга рассмотрена с нравственных позиций и В.И. Далем:" Услуга - самое дело, помощь, пособие или угождение. Оказать кому услугу - сделать нужное, угодное".
В настоящий момент под услугой понимается работа (совокупность мероприятий), выполняемая для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость
Отличительными особенностями услуг являются:
1) неосязаемость, то есть их нематериальный характер, другими словами, услуга не может быть предложена клиенту в осязаемой форме до завершения процесса его обслуживания. Хотя для производства услуг, как правило, необходимы материальные ресурсы, оборудование;
2) услуги нельзя хранить, то есть процесс предоставления и потребления услуг протекает одновременно, и потребители являются непосредственными участниками этого процесса;
3) оказание услуг - это деятельность, поэтому услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их оплатит;
4) изменчивость по своим качествам, поскольку они во многом зависят от квалификации работника, его индивидуаль-но-личностных черт и настроения.
Основное и принципиальное отличие услуги от товара заключается в следующем. Товар есть материализованный и отчужденный от производителя результат труда. Процесс доведения'товара до потребителя осуществляется посредством стандартного набора процедур (передача продукта в оптовую и розничную торговлю и последующая его продажа). При производстве же услуг отсутствуют стадии "хранение" и "продажа" (фактически производство услуги совмещено с ее потреблением).
С развитием производительных сил общества усиливался производственный, хозяйственный аспект услуг, а главное - возросла потребность в услугах и спрос на них со стороны населения. Услуги стали играть вполне самодостаточную роль в экономике - сложились сфера услуг и рынок услуг.
Одной из глобальных.тенденций в современной экономике является феноменальный рост предоставляемых услуг. По данным государственных статистических органов, доля услуг в валовом национальном продукте развитых индустриальных стран сейчас составляет от 2/3 до 3/4. В США количество работающих в сфере услуг достигло 77% от общего числа занятых, и эта сфера, согласно прогнозам, должна дать в ближайшие десять лет 90% всех новых рабочих мест.
По данным Госкомстата России, в 2002 году население России потребило платных услуг на сумму около 1,1 трлн руб., в Том числе услуг гостиниц и аналогичных средств размещения на 32,1 млрд руб. (3,0%), санаторно-оздоровительных учреждений на 22,9 млрд. руб. (2,1%), туристских на 15,2 млрд руб. (1,4%). При этом, например, услуги транспорта составили 263\9 млрд руб. или 24,2%.
В число занятых в сфере обслуживания входят не только работающие непосредственно в индустрии услуг (банки, авиакомпании, туристический и гостиничный бизнес и т. п.), но также ряд работников других секторов экономики.
Во многих корпорациях, принадлежащих по определению государственных статистических органов к обрабатывающей, сельскохозяйственной и добывающей отраслям, есть еще и скрытый сектор услуг. Так называемые "внутренние услуги" потенциально включают в себя самую разнообразную, деятельность по подбору кадров, осуществлению публикаций, юридические услуги, управление трудовыми ресурсами, уборку помещений, перевозки и многое другое.
Подразделения указанных категорий работников все чаще рассматриваются как "предприятия по производству услуг" для фирмы, производящей товары. По мере передачи этих работ организациям, имеющим статус юридического лица, выполняемые ими услуги становятся частью конкурентного рынка и включаются статистиками в валовой национальный продукт в раздел "услуги".
В рыночной экономике услуги являются полноправным объектом купли-продажи. Вследствие этого услуги включаются в основные показатели экономического развития стран, а именно:
- валовой национальный доход (ВНД) - стоимость товаров и услуг (конечных), т. е. потребленных населением, в рыночных ценах, а также государственные закупки, капиталь-ные вложения, сальдо платежного баланса;
- национальный доход (НД) - валовой национальный доход за вычетом амортизации;
- валовой общественный продукт (ВОП) или совокупный общественный продукт - национальный доход, а также материальные затраты на производство товаров и услуг.
В мировой практике рассчитывается также валовой национальный продукт (ВНП) как стоимость всех товаров и услуг (исключая стоимость сырья и полуфабрикатов). Для избежания повторного счета суммируют всю добавленную стоимость, созданную во всем хозяйстве. Как известно, добавленная стоимость есть разность между доходами от реализации товаров и услуг и материальными затратами на их производство.
Из этого определения следует, что добавленная стоимость включает оплату труда, прибыль, а также процент тем, кто работает по найму, владельцам предприятия и капитала. Это означает, что сумма всех добавленных стоимостей равна сумме всех доходов, т. е. национальный продукт равен национальному доходу. Иными словами, все произведенные товары и услуги должны быть оплачены и, следовательно, соответствовать доходам.
Важным показателем экономического развития страны является внутренний валовой продукт (ВВП). ВВП включает продукцию и услуги, произведенные непосредственно внутри страны и только с использованием факторов производства данной страны.
В таблице 2 приведены данные Госкомстата России о вкладе сферы услуг в ВВП Российской Федерации за последние годы. Доля производства услуг составляет 50-53% и выше доли товаров.
Из изложенного следует важная роль услуг в экономике, которая обусловлена следующими, факторами:
а) высокой доходностью (ликвидностью) услуг, которые, как правило, потребляются в момент их производства;
б) относительно невысокой материалоемкостью (включая так называемые нематериальные услуги), что увеличивает объем добавленной стоимости, а, следовательно, национальныйдоход;
в) коротким сроком-получения платы за выполненные услуги.
Таблица 2
Показатель 2001 2002 2003
ВВП, млрд руб. 8 943,60 10 834,20 13 304,70
В том числе (%):
Пр-во товаров 37,40 35,50 34,90
Пр-во услуг 50,30 53,00 53,00
Чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты 12,30 11,50 12,10
- Предисловие
- Глава 1. Становление и развитие сервисной деятельности
- 1.1. Природа и характер сервисной деятельности
- 1.2. Влияние научно-технического прогресса на сферу услуг
- 1.4. Особенности сферы сервиса
- 1.5. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
- 1.6. Характеристика социально-культурной сферы
- 1.7. Прогрессивные формы обслуживания
- 1.8. Культура сервиса
- 1.9. Контактная зона
- 1.10. Психология процесса обслуживания
- 1.11. Жалобы и конфликты при обслуживании клиентов
- Глава 2. Классификация услуг
- 2.1. Состав и структура сферы услуг
- 2.2. Классификация услуг по функциональной направленности
- 2.3. Общероссийские классификаторы услуг населению
- 2.4. Классификация услуг по отраслевому принципу
- 2.5. Комплексная классификация услуг
- Глава 3. Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности
- 3.1. Проблемы регулирования сервисной деятельности на федеральном уровне.
- 3.2. Формирование региональной кадровой политики малого предпринимательства в сервисной деятельности.
- 3.2.1. Характеристика малого бизнеса в России.
- 3.2.2. Региональная политика малого бизнеса
- 3.3. Качество услуги в сервисной деятельности
- 3.4. Стандартизация в управлении качеством услуг
- 3.5. Сертификация в управлении качеством услуг
- 3.6. Лицензирование видов деятельности
- Глава 4.Характеристика инновации в сервисной деятельности
- 4.1. Инновационный менеджмент в сервиснбй деятельности
- 4.2. Особенности жизненного цикла услуги
- 4.3. Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности
- 4.4. Мерчандайзинг как современная форма розничной торговой услуги