3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
По видам предоставляемых туристам услуг различают следующие типы предприятий:
обеспечивающие туристов всем комплексом услуг (туристские фирмы, имеющие собственные гостиницы);
предназначенные для организации туризма (турагентства, бюро путешествий и экскурсий, бюро реализации путевок, бюро приема);
предназначенные для размещения туристов, т.е. проживания и ночлега (гостиницы, турбазы и др.);
предприятия питания (рестораны, бары и др.);
предприятия, предназначенные для обслуживания транспортом;
объекты культурного обслуживания туристов (театры, концертные залы и т.п.)
предприятия, обеспечивающие экскурсионное обслуживание (бюро путешествий и экскурсий и др.)
Отдельные типы предприятий туристической индустрии характеризуются следующими признаками и условиями обслуживания:
Предприятия, предназначенные для размещения туристов (проживание, ночлег): гостиницы (отели), туристские базы, мотели, отели, кемпинги и т.д. Для остановок групп на маршрутах на ночь предусматривается организация лагерных стоянок или хижин, которые находятся в ведении туристских баз или туристских фирм;
Предприятия размещения туристов различаются по совместимости, комфортности, времени функционирования.
Комфорт — это совокупность бытовых условий для полного отдыха человека. По уровню комфортабельности гостиницам в нашей стране, как и в ряде других стран, присваивается классификация, по которой категория обозначается понятием «звезда». Классификация гостиниц, мотелей и требования к ним установлены ГОСТом Р50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», введенным в действие в 1994 г. Данный стандарт устанавливает классификацию гостиниц я мотелей различных организационно-правовых форм вместимостью не менее 10 номеров. Требования к туристско-экскурсионному обслуживанию установлены ГОСТом 28681 — 90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения». Для гостиниц ГОСТом Р50645-94 установлено 5 категорий звезд: от одной звезды (низшая категория) до пяти звезд (высшая категория); для мотелей — 4 категории: от одной звезды (низшая категория) до четырех звезд (высшая категория). Турбазы, кемпинги, приюты имеют три разряда А, Б, В. Для номеров установлено пять категорий — «высшая», «первая», «вторая», «третья», «четвертая». Классификация гостиниц по категориям основана на комплексе требований:
к материально-техническому обеспечению;
к номенклатуре и качеству предоставляемой услуги;
к уровню обслуживания.
Общие требования к гостиницам (мотелям) любой категории следующие:
1) гостиница (мотель) должна иметь удобные подъездные пути с необходимыми дорожными знаками, благоустроенную и освещенную прилегающую территорию, площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки и маневрирования автотранспорта (в том числе автобусов), вывеску с названием предприятия и указанием его категории, при наличии отдельного входа в ресторан вывеску с названием и режимом работы;
2) гостиница, занимающая часть здания, должна иметь отдельный вход;
3) архитектурно-планировочные и строительные элементы гостиницы и используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02.89 «Общественные здания и сооружения»;
4) гостиница должна быть оснащена инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими:
горячее и холодное водоснабжение (круглосуточно);
в районах с перебоями в водоснабжении необходимо иметь емкость для минимального запаса воды не менее чем на сутки;
канализацию;
отопление, поддерживающее температуру не менее 18,5'С I в жилых и общественных помещениях;
вентиляцию, обеспечивающую нормальную циркуляцию воздуха и исключающую проникновение посторонних запахов в номера и общественные помещения;
радиовещание и телевидение (подводка во все номера);
телефонную связь;
освещение в номерах естественное и искусственное.
При проектировании новых и реконструкции старых гостиниц (мотелей) необходимо предусматривать условия для приема и обслуживания инвалидов, использующих кресла на колесах, в соответствии с требованиями ВСМ 62 — 91 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».
Определение категории гостиниц (отеля) — наиболее важная задача туристского бизнеса. Существуют рекомендации ВТО, однако каждая страна трактует эти рекомендации по-своему. Руководствуясь именно этими критериями, одна немецкая турфирма, к примеру, судилась с отелями в Болгарии. Предметом разбирательства была скорость движения лифта в четырехзвездном отеле — она на 15 см/с отличалась от стандарта.
В целом под категорией отеля подразумеваются совокупность услуг, оказываемых в самом отеле, и уровень развития соответствующей туристской инфраструктуры. Окончательный вердикт по каждому конкретному отелю выносит министерство по туризму соответствующей страны (региона). Именно этим объясняется весьма любопытный факт, что в таком признанном туристами всего мира городе, как Париж, нет ни одного отеля категории «пять звезд».
Неодинаковы и «звезды» гостиниц в разных странах. Однако их категория совершенно не зависит от места нахождения. Пятизвездный отель «Hilton», например, расположен на окраине Амстердама, а в центре города — в основном двух- и трехзвездные гостиницы.
Питание туристов, как правило, осуществляется сетью ресторанов и баров. ГОСТ Р50762 — 95 «Общественное питание. Классификация предприятий» установил следующие категории для ресторанов и баров: «люкс», «высшая», «первая».
В зависимости от условий и формы обслуживания варьируется стоимость питания, включаемого в цену пакета. Формы обслуживания:
«шведский стол» - свободный выбор блюд, самообслуживание;
«табльдот» - по единому меню, как правило, групповое обслуживание;
«а ля карт» - свободный выбор блюд по меню.
Важную роль в обслуживании туристов играют автобусы, прежде всего для экскурсионных целей и для дальних регулярных рейсов. Конструкции автобусов по вместимости и уровню оборудования салонов различны: от микроавтобусов (вместимостью до 8 человек) до особо больших (вместимостью до 100 человек). По этажности автобусы бывают одноэтажные, полутороэтажные, двухэтажные и специальные. В салоне оборудуется настоящее жилое помещение со спальными местами, кухней с газовой плитой, холодильником, санузлом, умывальником и душем, а в больших автобусах — ванной. Вместимость такого жилого дома на колесах до 6 человек (по количеству спальных мест).
По уровню комфортности автобусы делятся на пять категорий: «вне категории», «две звезды», «три звезды», «четыре звезды», «пять звезд».
Атрибутами комфорта являются мягкие кресла, кондиционеры, отопление, бар, мини-кухня, туалет, гардероб, телевизор и т.д.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.