logo
Ответы к ГОСам 2011-2012

Общая характеристика договора

  • оговор-соглашение двух или нескольких лиц, объединенных едиными волеизъявлением об установлении, прекращении, изменением гражданских прав и обязанностей.

  • Договор – основной документ оформления взаимоотношений сторон в гражданско-правовой деятельности.

  • 4 принципа договоров;

  • 1) юридическое равенство сторон;

  • 2) экономическая независимость;

  • 3) свобода договора (только я как собственник решаю когда, с кем заключать договора);

  • 4) соблюдение договорной дисциплины (люди, заключившие договор будут его добросовестно исполнять его).

  • Всегда признается вина должника и нарушителя по договору.

  • Каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иного не предусмотрено ФЗ.

  • Содержание договора: перечень действий или условий, которые стороны обязаны совершить и по которым достигнуто взаимное согласие

  • Условия:

  • Случайные

  • Обычные

  • Существенные

  • 9.2. Требования к составлению договоров

    9.3. Договорные отношения между туроператором и турагентом

    9.4. Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг

      1. Договорные отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг

    Договоры с поставщиками услуг составляются на основе типового договора с включением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика услуг и туроператора).

    Все взаимоотношения с партнерами-поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются заключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму договора купли-продажи или договора комиссии, либо договора-обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).

      1. Договор с гостиничным предприятием

      2. Договор о квоте мест с гарантией заполнения 30-80%. По такому договору туристская фирма получает от гостиницы определенное количество мест, которые она обязана в течение периода, оговоренного в контракте, заполнить туристами. При этом она гарантирует оплату 30-80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использованы. Остальную часть квоты фирма имеет право аннулировать в установленные сроки. По этому договору фирма получает цены на гостиничные места более низкие, чем обычные тарифы.

      3. Договор о квоте мест без гарантии заполнения. По этому договору фирма не берет на себя никакой гарантии заполнения выделенной ей квоты мест. Поэтому в силу вступает обычное правило аннуляции мест, не использованных в установленные сроки. Фирма рассчитывается с гостиницей по обычным тарифам.

      4. Договор о твердой закупке мест с полной оплатой. По такому договору фирма гарантирует гостинице полную оплату выделенной квоты мест, независимо от их заполнения. При таких условиях фирма выторговывает более низкие цены на размещение в гостинице, чем обычно.

      5. Договор о текущем бронировании. Это наиболее типичный договор для туристских фирм, особенно тех, которые занимаются организацией индивидуального туризма. По такому договору фирма не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обращении клиента она направляет гостинице заявку на бронирование и только по получении от нее подтверждения производит продажу гостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничные места.

      6. В любом варианте договоров следует предусматривать (оговаривать) следующие условия:

      7. - стоимость номеров и бронирования;

      8. - тип номеров и их число;

      9. - продолжительность (сезоны) обслуживания;

      10. - свободные периоды;

      11. - графики заезда туристов;

      12. - сроки и продолжительность разового обслуживания;

      13. - набор входящих услуг;

      14. - количество и форму организации питания - варианты предоставления питания в ресторане гостиницы (завтрак, полу пансион, полный пансион, шведский стол и т.д.);

      15. - языки, на которых необходимо говорить персоналу;

      16. - сроки подтверждения заезда туристов (бронирования);

      17. - сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций;

      18. - штрафные санкции по величине и срокам отказа;

      19. - скидки на большой заезд или на постоянную загрузку;

      20. - материальная ответственность за недозаезд (количественный), срыв заезда, отказ от размещения гостей;

      21. - другие специфические вопросы (входит ли в стоимость пользование сауной, бильярдом, время работы бассейна, набор дополнительных услуг и пр.).

      22. Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые нам дает партнер - поставщик услуги (гарантирует ли гостиница обещанное размещение).

      23. Условие о невозможности обратного повышения цен (цены можно повышать только на не проданные услуги).

      24. Договор с предприятием питания

      25. Такой договор заключается с отдельным предприятием питания, если питание организуется вне средства размещения туристов и не входит в контракт с гостиничным предприятием. Это может иметь место на маршрутных тематических турах (питание в пути) и др.

      26. В таком договоре должны быть отражены:

      27. - количество единовременно обслуживаемых туристов;

      28. - регулярность и величина заказов;

      29. - вид питания (шведский стол, обслуживание и др.);

      30. - примерные варианты меню;

      31. - примерные цены на различные рационы питания;

      32. - скидки на большое количество клиентов или на постоянное обеспечение клиентуры;

      33. - сроки подачи заявок на питание;

      34. - определенные сроки снятия заказов без предъявления штрафных санкций;

      35. - материальная ответственность за срыв питания с той или с другой стороны с указанием сроков наступления материальной ответственности и др.

      36. Договор с автотранспортным предприятием

      37. Договорные взаимоотношения с автотранспортными предприятиями (АТП) строятся на основании договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями), регламентируемого Гражданским кодексом РФ (гл. 40 "Перевозка"); положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.97 г. № 2; уставом автомобильного транспорта.

      38. По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель (АТП) предоставляет арендатору (турфирме) транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

      39. Водители автобуса (их квалификация) должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора или требованиям обычной практики, т.к. они являются работниками арендодателя и подчиняются распоряжениям автотранспортной компании, касающимся управления и технической эксплуатации, а также распоряжениям турфирм, касающимся коммерческой эксплуатации автобуса. Как правило, расходы по оплате услуг водителя, а также расходы на их содержание несет АТП.

      40. Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и ответственность за ущерб им или третьим лицам в связи с эксплуатацией автобуса возлагается на арендодателя (АТП) в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора. Например, при организации зарубежных поездок необходимо оформление специальной страховки (зеленой карты) и страхования ответственности за ущерб причиненный третьим лицам.

      41. В договоре с АТП следует обязательно оговорить наличие такой страховки на автобус.

      42. Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, турфирма обычно несет расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, в том числе расходы на оплату топлива и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, а также сборов (дорожных, стояночных и пр.). Кроме того, в договоре с автотранспортным предприятием необходимо оговорить следующее:

      43. марки автотранспортных средств, выделяемых для обслуживания туристов (автомашин, автобусов);

      44. цены и тарифы;

      45. графики и сроки работы автотранспорта;

      46. маршруты, на которых будет использоваться автотранспорт;

      47. сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;

      48. сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций;

      49. материальную ответственность АТП за срыв использования автотранспорта;

      50. максимальные сроки ожидания автотранспорта при опоздании туристов;

      51. основные права и обязанности туристов, гида, экскурсоводов при пользовании автотранспортными средствами на обслуживании;

      52. скидки и льготы (возможные варианты).

      53. Договор с авиакомпаниями

      54. Все правила авиа поездок в нашей стране регулируются воздушным кодексом РФ от 19.03.1977 г., а также рядом международных соглашений, одним из которых можно назвать Варшавскую конвенцию 1929 г. (Гамбургские правила).

      55. Договорные взаимоотношения с авиа перевозчиками строятся на основе Гражданского кодекса РФ (гл. 40 "Перевозка").

      56. Договоры с авиа компаниями могут быть трех видов:

      57. - договор на квоту мест на регулярных авиа рейсах;

      58. - агентское соглашение;

      59. - чартер (аренда самолета).

      60. Договор на квоту мест на регулярных авиа рейсах. Квота мест может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора так и на специальные льготы и скидки.

      61. При жесткой квоте мест вся ответственность за не реализацию мест падает на туристскую фирму, независимо от причины не реализации. Финансовые потери несет турфирма.

      62. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туристской фирмы от квоты или части квоты мест по причине не реализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или другими ее агентами.

      63. Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:

      64. - график функционирования туров в направлении туда и обратно с указанием мест назначения;

      65. - количество туристов в каждой группе (квота мест);

      66. - сроки подачи заявок и выкупа билетов;

      67. - сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);

      68. - виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия их предоставления;

      69. - скидки и льготы на квоту мест;

      70. - порядок и сроки возврата выкупленных, но не использованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).

      71. Агентское соглашение с авиакомпанией. Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение - это работа по реализации авиабилетов, т.е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже билетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Туристская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т.е. сама выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании.

      72. В этом случае авиакомпания имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения является продажа под туры билетов именно этой авиакомпании). Агентское соглашение с авиакомпанией оговаривает следующие моменты:

      73. - кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудования для оформления билетов и их бланков;

      74. - вопросы подготовки кадров для обслуживания этого оборудования;

      75. - объемы продаж (чаще всего по количеству билетов за период или по размеру выручки);

      76. - пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);

      77. - по чьей цене продаются билеты (чаще по цене компании);

      78. - цены и тарифы продаж билетов;

      79. - условия оплаты авиабилетов - предоплата или оплата по мере продажи (предоплата устанавливается для групп туристов);

      80. - размер комиссионного вознаграждения за продажу билетов (до 9 % от проданного тарифа);

      81. - сроки и регулярность предоставления отчетов, их форма и прилагаемая документация;

      82. Чартер (аренда самолета). При организации чартерных перевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, которая включает стоимость аренды самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.

      83. Затем заключается специальный чартерный договор, в котором оговариваются:

      84. - вид (марка) самолета;

      85. - число мест, подлежащих продаже;

      86. - стоимость аренды самолета;

      87. - маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;

      88. - сроки действия договора (сезон, год и т.д.);

      89. - регулярность совершения рейсов;

      90. - возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и соответствующие санкции.

      91. Особенность чартерных авиарейсов состоит в том, что на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов, т.е. действует формула N + 1. Таким

      92. Мягкий блок, при котором заказчик не имеет никакой финансовой ответственности, но имеет право в заранее оговоренные сроки полностью или частично отказаться от своих мест. Отказ в более поздние сроки облагается штрафом. Применяют их достаточно редко, т.к. оптовикам это не выгодно.

      93. Жесткий блок предусматривает строгие договорные обязательства по срокам продажи и оплате. Заказчик вносит предоплату, размер которой обычно включает сумму стоимости двух парных авиарейсов. Тарифы на 10-15 % ниже, чем на мягком. Цена фиксируется на весь сезон, что дает возможность реализаторам варьировать цены в пик сезона и в конце его.

      94. Комбинированный блок наиболее распространен. Он сочетает элементы двух предыдущих вариантов. Общее число мест, входящих в реализуемый блок, делится в определенной пропорции на две части, одна из которых реализуется по жесткой системе, другая - по мягкой.

    9.6. Договорные отношения между рецептивным и инициативным туроператорамиИнициативные туроператоры отправляют туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего (по нормам Всемирного туристического объединения) из не менее, чем трех услуг: размещение туристов; транспортировка туристов; любая другая не связанная с вышеназванными услуга;

    Классические инициативные туроператоры формируют из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту) сложные туры, обеспечивают проезд к месту начала путешествия и обратно и организуют предоставление внутримаршрутного транспорта. К ним относятся выездные и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой туристов в другие регионы страны.

    Рецептивные туроператоры работают на приеме, то есть комплектуют туры и программы по обслуживанию туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.)

    Согласно действующему международному и российскому законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).