6.1. Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной физической культуре
Требования к профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре изложены в соответствующих Государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования по адаптивной физической культуре и тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников физической культуры и спорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. № 20. Эти должности называются: тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструктор-методист по адаптивной физической культуре (включая старшего).
Требования к специалисту на уровне госстандартов представлены в основных дидактических единицах по каждой дисциплине федерального компонента пяти циклов, рассмотренных в первой главе, в рабочих программах этих дисциплин и дисциплин и курсов национально-регионального (вузовского) компонента и по выбору студентов, факультетов, а также в специальном разделе госстандартов, где эти требования структурированы на три группы: что должен специалист знать, уметь, чем владеть.
Наиболее общие и в то же время важные требования к профессиональным знаниям специалиста по адаптивной физической культуре юридически закреплены в постановлении Минтруда России. В соответствии с ним специалист должен знать: основные положения Конституции Российской Федерации; основные положения законодательства о труде и охране труда Российской Федерации; федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам адаптивной физической культуры; нормативные правовые акты Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и иных федеральных органов исполнительной власти в части вопросов здравоохранения, образования
инвалидов; теорию и методику адаптивной физической культуры; основы комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) реабилитации инвалидов; средства и методы физической культуры, способы организации занятий физическими упражнениями при различных нарушениях функций организма; показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре; специфику развития интересов и потребностей занимающихся; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты в процессе занятий физическими упражнениями. Кроме того, тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего) должен знать возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию и гигиену, а также тенденцию возможного развития межличностных конфликтных ситуаций, а инструктор-методист - показания и противопоказания к проведению физкультурно-спортивных праздников, соревнований; принципы систематизации методических информационных материалов.
Что касается должностных обязанностей, то различия между тренером-преподавателем и инструктором-методистом по адаптивной физической культуре выражены значительно больше.
Тренер-преподаватель (включая старшего) проводит групповые и индивидуальные занятия с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, всех возрастных и нозологических групп по направлению врача или учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы. Использует средства и методы физической культуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии и здоровье занимающихся, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Анализирует индивидуальные программы реабилитации и исходные данные физической подготовленности занимающихся и на основе этого комплектует группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся, составляет план и подбирает наиболее эффективные методики проведения занятий. Осуществляет поэтапный контроль подготовленности занимающихся и на его основе коррекцию этого процесса. Способствует социализации занимающихся, расширению круга их общения в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, формированию общей культуры и физической культуры личности, максимальному саморазвитию и самосовершенствованию занимающихся путем разработки программ для их индивидуальных занятий. Разрабатывает годовые и текущие планы теоретической, физической, технической, психологической, волевой и спортивной подготовки занимающихся. Проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования занимающихся. Создает условия, предупреждающие случаи травматизма во время занятий и исключающие применение допингов. Ведет первичный учет, анализ и обобщение результатов работы, вносит предложения руководству учреждения по ее совершенствованию.
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре (включая старшего) организует методическую работу образовательных и других учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивной физической культуре с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, всех возрастных и нозологических групп с целью создания реальных возможностей для их интеграции в общество. Анализирует состояние образовательной, воспитательной, учебно-тренировочной, рекреационно-досуговой, оздоровительной и коррекцион-ной работы в учреждении, разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Оказывает методическую помощь тренерам-преподавателям по адаптивной физической культуре в комплектовании групп для занятий, определении содержания форм, средств и методов физической культуры для работы с занимающимися в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации и с учетом рекомендаций врача или учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы. Организует активный отдых занимающихся в режиме рабочего дня, учебного и внеучебного времени учреждений. Организует и проводит с участием работников учреждения, родителей (лиц, их замещающих), членов семьи занимающихся физкультурно-оздоровительные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия досугового и оздоровительного характера. Осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта. Осуществляет просветительскую работу в области адаптивной физической культуры среди родителей (лиц, их замещающих), членов семьи занимающихся, педагогических работников с привлечением соответствующих специалистов. Дает предложения руководству учреждения по повышению квалификации в области адаптивной физической культуры тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре, других специалистов учреждения. Постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм, обеспечением условий, предупреждающих случаи травматизма во время занятий и исключающих применение допингов. Ведет первичный учет, производит анализ и обобщение результатов работы учреждения.
Многосложность педагогического процесса в области адаптивной физической культуры приводит к необходимости его систематизации, упорядочении и научном обосновании.
Одним из возможных подходов к решению этой проблемы является рассмотрение педагогической деятельности специалиста по адаптивной физической культуре с позиции общей теории управления. Идею использовать такой подход к анализу педагогический явлений в области спорта высказывали многие ученые (В.М. Дьячков, Ю.В. Верхошанс-кий, В.М. Зациорский и др.). При этом главным здесь является не формальная замена педагогических понятий, а стремление увидеть проблему в целом, определить пути рационализации педагогической деятельности на основе оправдавшей себя методологии. Разумеется, сам подход не отвечает на вопрос «как управлять?», но дает алгоритм действий самого процесса управления.
Наука об управлении, получившая название кибернетика, рассматривает такой алгоритм управления любыми сложными динамическими системами, к которым может быть отнесен и педагогический процесс в адаптивной физической культуре.
Под управлением в кибернетике понимают воздействие управляющей системы на состояние структурных элементов управляемой системы с целью изменения ее функции в соответствии с поставленной целью (Н. Винер).
Для реализации управления необходимо знать исходное состояние управляемой системы, ее конечное состояние (цель управления), средства и методы воздействия на нее и регистрации реакций системы на воздействия, средства и методы коррекции управляющих воздействий.
Информационная блок-схема управления процессом педагогической деятельности в адаптивной физической культуре представлена на рис. 1.
Информация об исходном состоянии системы (человек с отклонениями в состоянии здоровья) представлена в блоке диагностирования.
До начала любой деятельности в области адаптивной физической культуры необходимо самым тщательным образом изучить все особенности человека, собирающегося заняться этой деятельностью.
Для этого надо ознакомиться с индивидуальной программой реабилитации инвалида или заключением врача, если занимающийся им не является. Выясняется степень того или иного поражения, являющегося причиной инвалидности или составляющего основную проблему человека (основной дефект), наличие сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских противопоказаний и ограничений на двигательную активность. Далее с помощью методов врачебно-педагогического тестирования определяется состояние сохранных функций, уровень физического развития и физической подготовленности, особенности основных функциональных систем.
Очень важным вопросом является выявление характерных особенностей личности, ее общей направленности, свойств темперамента и др.
Следующим шагом процесса управления педагогической деятельностью должен быть шаг описания конечного состояния управляемой системы. Этот шаг отображен блоком цели управления.
В наиболее общем виде цели управления можно сформулировать как формирование ценностей физической культуры личности занимающегося, его личностное развитие, социализацию и интеграцию в общество, т.е. приобщение к образу жизни, характерному для современных социально-экономических условий.
Определение цели управления должно осуществляться с обязательным активным участием самих занимающихся и (или) их родителей, близких с учетом их представлений о терминальных (конечных) ценностях жизни, возможностей профессиональной деятельности, культурного развития, семейно-бытовых особенностей и других факторов.
Управляющая система (педагог) на схеме включает в себя три блока — моделирования, педагогических задач и управляющих воздействий.
Блок моделирования предполагает процедуры прогнозирования и планирования динамики индивидуальных показателей, позволяющих решить поставленные цели управления.
Конкретизация цели управления и планирования проводится в блоке педагогических задач, которые должны ставиться педагогом на основе анализа и учета текущего состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов и данных прогноза.
Педагогические задачи должны быть направлены на коррекцию личностного развития всех лиц независимо от характера и степени конкретного заболевания; коррекцию сенсорных систем; коррекцию движений и вегативных функций; развитие и совершенствования физических качеств и способностей; коррекцию и развитие координационных способностей; профилактику и коррекцию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений; освоение жизненно и профессионально важных качеств; коррекцию физического развития и др.
В блоке управляющих воздействий сосредоточены средства, методы, методические приемы обучения, развития и совершенствования человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
При реализации управляющих воздействий вначале необходимо определить потребности занимающегося, которые будут удовлетворяться в первую очередь, и, в соответствии с этим, выбрать приоритетный вид (компонент) адаптивной физической культуры (адаптивное физическое воспитание, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивный спорт, физическую реабилитацию, креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды двигательной активности.
Исходя из выбранных приоритетов определяются средства, методы, методические приемы обучения, развития, воспитания, коррекции, профилактики и т.п.; формы организации занятий; величины индивидуальных психофизических нагрузок — направленность, продолжительность, интенсивность, интервалы отдыха и т.п.
В итоге должна быть составлена программа управляющих воздействий на занимающихся, которая и будет реализовываться в учебно-тренировочном, воспитательном и соревновательном процессах.
Технология воздействия на объект управления предусматривает вовлечение занимающегося в активную сознательную деятельность по самосовершенствованию и должна строиться только на основе субъект-субъектных отношений между педагогом и человеком, вовлеченным в занятия адаптивной физической культурой. Другими словами, последний должен быть активным соучастником педагогического процесса.
Сложность объекта управления в адаптивной физической культуре, отягощенного различными отклонениями в состоянии здоровья, выдвигает на одно из центральных мест блок контроля и коррекции управляющих воздействий.
Контроль за правильностью выполнения двигательных действий, не приводящего к ошибкам; наблюдения за внешними признаками утомления (цвет кожи, потливость, частота дыхания и др.) занимающихся; технические средства, позволяющие получить объективную информацию о биомеханических, физиологических и других характеристиках
деятельности учащегося, играют очень важную роль в выборе необходимых коррекций и реализации процесса управления.
Информация, получаемая в процессе контроля, служит основой для внесения коррекций в блок цели управления и во все блоки управляющей системы: блок моделирования, блок педагогических задач и блок управляющих воздействий (см. рис. 1).
В случае если все процедуры управления процессом педагогической деятельности в адаптивной физической культуре выполнены правильно, то в качестве результата управления можно ожидать улучшение качества жизни, поступательное личностное развитие занимающихся, улучшение отношения к ценностям физической культуры, «вплетение» их в аксиологическую концепцию своей жизни. При этом ожидается улучшение состояния здоровья, показателей функционального состояния, физического развития и физической подготовленности занимающихся.
- Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Содержание
- Часть первая введение в специальность. История адаптивной физической культуры
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- Часть вторая организация и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Предисловие
- Методические рекомендации
- Введение
- Раздел I
- Глава 1
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ - современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- Система реабилитации
- Глава 3 теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов)
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.1. Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II история
- Глава 7
- Глава 8
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим — Италия
- 1964 Год. Токио - Япония
- 1968 Год. Тель-Авив, Рамат-Тан - Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг — Германия
- 1976 Год. Торонто - Канада
- 1980 Год. Арнхем - Нидерланды
- 1984 Год. Нью-Йорк — сша; Эйлесбери — Англия
- 1988 Год. Сеул - Корея
- 1992 Год. Барселона — Испания
- 1996 Год. Атланта — сша
- 2000 Год. Сидней — Австралия
- 2004 Год. Афины — Греция
- Результаты сборных команд 15 стран на XI (2000 г.) и XII (2004 г.) Паралимлийских играх (страны отобраны по результатам в Афинах, 2004 г.)
- Медали, завоеванные российскими спортсменами на
- X, XI и XII Паралимпийских играх
- Общекомандные места, занятые сборной командой России на Паралимпийских играх (неофициальный подсчет)
- Вклад субъектов Российской Федерации в завоевание спортсменами России медалей на XII Паралимпийских играх в Афинах (Греция)
- 1960 - Настоящее время
- 8.3. История развития адаптивной физической культуры в нашей стране
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- Лучшие национальные сборные мира на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Итоги выступления по видам спорта на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Лучшие национальные сборные команды мира на Сурдлимпийских играх 2005 года
- Глава 10
- Глава 11
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Зимние Всемирные Специальные Олимпийские игры
- Раздел III
- Глава 12
- Глава 13
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 организация адаптивного спорта
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- Паралимпийский комитет России
- Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов России
- Федерация спорта слепых России
- Российская ассоциация «Олимп»
- Сурдлимпийский комитет России
- Специальная Олимпиада России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15 организация адаптивной двигательной рекреации
- Глава 16 организация физической реабилитации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 организация креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV
- Глава 18
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в пюцессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1. Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья с сохранным интеллектом
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями _на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Контрольные вопросы и задания
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Адаптация и компенсация в теории физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специально-методические принципы
- Контрольные вопросы и задания
- Заключение
- Литература
- Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
- План учебного процесса
- Итоговая государственная аттестация5'
- 1. Защита выпускной квалификационной работы.
- 2. Государственный междисциплинарный экзамен по специализации.
- Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Факультет адаптивной физической культуры программа
- Санкт-Петербург
- I. Основы медицинских знаний в обасти адаптивной физической культуры (18 часов аудиторных занятий)
- II. Основы коррекционной педагогики
- II. Теория и методика адаптивной физической культуры
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел II основы коррекционной педагогики
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры
- 105064, Москва, ул. Казакова, 18.
- 160001, Г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.