4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
Для решения экономических задач регионального туризма в условиях конкурентно-рыночной экономики и расширившихся полномочий регионов возрастает потребность в региональных экономических исследованиях.
Базовым звеном региональных экономических исследований являются схемы экономического развития туристической сферы территорий. Содержащийся в них ретроспективный анализ туристической региональной экономики может охватывать период 15 лет. В нем содержатся оценки общего регионального развития: хозяйства региона, уровня природопользования, степени реализации основных производственно-экономических и социальных программ, динамики состава и уровня жизни населения и др., а также оценки развития туристического комплекса в данном регионе.
Основным принципом системного анализа экономики регионального туризма является рассмотрение территориальной экономической проблемы в сфере туризма как особой системы, которая взаимодействует с другими социально-экономическими ориентированными системами хозяйственного комплекса региона и государства.
Принцип системного анализа экономики регионального туризма предполагает: четкую формулировку конкретной региональной проблемы туризма, выявление целей и нахождение эффективных методов ее решения.
Системный подход требует перехода от разрозненных частных моделей экономики регионального туризма, изолированного рассмотрения экономических категорий к общей концепции, позволяющей видеть всю систему связей и отношений в экономике, весь комплекс параметров, определяющих наилучшие пути ее развития и способствующих выполнению намеченных планов.
Модели функционирования отраслей регионального туризма основываются на следующих принципах:
социально-экономические факторы конкретного региона рассматриваются как составная часть общегосударственного комплекса;
социально-экономические факторы туризма конкретного региона рассматриваются как составная часть регионального комплекса;
региональная экономическая модель туризма корректирует общереспубликанские модели на данной территории, увязывая ее в единый территориально-хозяйственный комплекс государства;
региональная экономическая модель туризма органически связана с общегосударственной экономико-математической моделью и является её проекцией на конкретную территорию (на экономический район, регион и т. д.).
Основные этапы системного анализа региональной экономики – постановка цели и разработка модели.
Цель исследований экономики регионального туризма идентична цели территориальной организации экономики страны в целом. В общем виде цель исследований формируется как поэтапное создание высокоэффективного, гармоничного территориального отраслевого хозяйства — региональной туристической сферы.
Эта цель определяет экономику регионального туризма как большую систему, которая имеет следующую конкретизацию:
рациональное размещение отраслей туристической сферы в экономическом регионе;
целенаправленное формирование определенного «лица» туристического экономического региона;
построение оптимальной сети туристических отраслей, взаимоувязанных с остальными отраслями хозяйства региона.
Разработка экономико-математических моделей региональных экономических процессов включает:
моделирование этапов социально-экономического развития туристической сферы в целом по региону на перспективу;
моделирование размещения туристических производительных сил в регионе в их объемных пропорциях и во времени;
моделирование экономического функционирования хозяйства туристической сферы во взаимодействии внутренних многофункциональных комплексов;
моделирование экономического функционирования хозяйства туристической сферы как единого комплекса во взаимодействии с другими отраслями региона.
Целью создания экономической модели регионального туризма является получение оценки эффекта от вариантов размещения объектов туристической индустрии в конкретном регионе и нахождение его оптимального значения в согласовании общегосударственных и региональных интересов.
Содержанием экономической модели регионального туризма является то, что в качестве критерия увязки решений в региональном разрезе выбирается минимум перерасхода затрат, вызываемых отказом от размещения производства в конкретных пунктах региона. При этом в качестве базового параметра выступает мощность туристической сферы как региональной отрасли, размещаемой в данном регионе. Эта мощность варьируется от нуля до максимально возможной величины, и путем сравнения вариантов выбираются оптимальный ее размер и место размещения.
Методом создания экономической модели регионального туризма является системный метод.
Особенностью системного метода является возможность согласования разрабатываемых региональных моделей размещения и развития производительных сил как с многоотраслевыми моделями экономики хозяйств региона, так и между автономными экономическими моделями внутри туристической сферы.
Комплексным показателем уровня экономического развития туристической сферы является плотность хозяйственной деятельности в регионе — величина совокупного общественного продукта региона на 1 кв. км его территории.
Объектами территориального моделирования размещения и развития производительных сил туристической сферы в регионе являются население и производство.
Население. Существует несколько различных методов прогноза численности и состава населения. Они базируются на ретроспективном анализе демографических процессов. Все методики составления прогноза делятся на две принципиально разных группы:
сравнительный метод;
экстраполяция.
Сравнительный метод заключается в том, что в его основе лежит допущение, согласно которому население изучаемой территории будет увеличиваться (или уменьшаться) так же, как это наблюдается на другой известной территории. Этот метод подходит для прогнозирования демографических процессов на территориях хозяйственного освоения:
при разработке и создании новых отраслей сферы регионального туризма;
при разработке и создании вновь создаваемой туристской сферы на данной территории;
при совершенствовании существующих и внедрении новых структурных преобразований в производственные процессы и управление.
Выбрав в качестве эталона территорию, развитие туристической сферы в которой в основном уже завершено, можно спрогнозировать по такому методу процесс роста населения на предполагаемой к освоению территории.
Более распространенной является группа методов прогноза, основанная на графической и математической экстраполяции.
Экстраполяция при помощи названных методов базируется на допущении, что зависимости и тенденции в прошлом периоде продолжаются и в будущем.
Производство. В анализе производственных процессов в регионе большое значение имеет определение реального душевого дохода. Это обусловлено тем, что от величины данного показателя зависит целесообразность расширения существующих и создания новых отраслей туристической сферы, поскольку это влияет на себестоимость продукции и решающим образом отражается на заполняемости создаваемых рабочих мест.
Выяснение показателя личного дохода населения по регионам позволяет определять целесообразность направления потока инвестиций в туристическую сферу.
Информация о личных доходах важна для экономических прогнозов развития туристической сферы на будущий период, а также для оценки реальных программ развития регионального туризма.
Одной из разновидностей учета доходов населения региона является расчет минимальной потребительской корзины и его соотнесение с доходами различных групп населения. Результаты таких исследований дают материал:
для разработки текущих программ адресной помощи региональному туризму;
корректировки шкалы налогообложения в региональной туристской сфере;
разработки региональной инвестиционной политики в сфере туризма.
Другим показателем производства является межрегиональный поток туристических услуг.
Межрегиональные потоки туруслуг изучаются для того, чтобы:
использовать через импорт преимущества других регионов;
конкурировать с продукцией других регионов на рынках.
Поток услуг исследуется с целью однозначно выразить все операции по их обмену и переводу активов. Это важно для выработки долговременной региональной кредитной, налоговой и других видов финансовой политики в сфере туризма как в региональном, так и в национальном масштабе.
Достижение оптимальных величин размещения производительных сил в туристической сфере предполагает исследование аналогичных отраслевых структур регионов и уровня их специализации относительно общереспубликанских показателей.
Комплексная программа развития регионального туризма содержит следующие подходы:
Реакреционный (включает специфику ландшафта, экологии, памятники культуры).
Экономический (включает расчет стоимости турпродукта в комплексе).
Маркетинговый (связан с анализом сегментов туристического рынка).
Межотраслевой подход. Он подразделяется на два этапа:
а) оценка современного состояния объекта;
б) перспективы его развития.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.