Глава 7
РОЛЬ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ
ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ
И СПОРТИВНОМ ДВИЖЕНИИ ИНВАЛИДОВ
С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
Организм человека развивается, совершенствуется и самообновляется в функционально-морфологическом отношении под влиянием биологического стимулятора — движения (В.В. Мошков, 1982).
Роль и значение движений, физических упражнений как лечебного и гигиенического средства высоко ценилось еще нашими далекими предками.
Подтверждением тому служат рукописи китайских ученых (Конг-фу, «Искусство жизни, 3000 до н.э.), индийских врачей («Аюрведы» — книга жизни, 1800 г. до н.э.), описывающих физические упражнения, использовавшиеся древними в лечебных целях.
Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) придавал огромное значение движениям (О.В. Качаровская, 1956; СМ. Иванов, 1964 и др.).
В Древнем Египте и Персии наряду с гимнастикой применялся массаж (А.Г. Дембо, 1975; Н. Lorenzen, 1975).
Клавдий Гален (131—200 гг. до н.э.) — врач школы гладиаторов — дал описание лечебной гимнастики при различных заболеваниях. Он же широко использовал греблю, верховую езду, охоту, косьбу, собирание плодов и винограда, экскурсии с лечебной целью.
Абу Али-аль Хуссейн Ибн Сина (Авиценна) 980—1037 гг. в труде «Канон врачебной науки» пропагандировал использование физических упражнений.
В 1573 г. выходит работа Меркуриалиса «Искусство гимнастики», прогрессивные ученые этого периода считают, что «движение — лучшая медицина тела» (Ф. Гофман, 1660—1742).
Несколько позднее французский врач Жозеф Тиссо (1791) утверждал, что «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарственное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».
В этот же период возникает шведская система врачебной гимнастики, основателем которой был Генрик Линг, а в Стокгольме открывается первый центр подготовки специалистов по лечебной физической культуре (ЛФК).
В конце XIX — начале XX века начинается развитие лечебной гимнастики применительно к различным заболеваниям: гинекологическим (Тюре Бранд, 1884), сердечно-сосудистым (Терренкур, Эртель, 1881; Шотт, 1884), нервным болезням (Френкель, 1889), бронхиальной астме и бронхитам (СМ. Иванов, 1964) и т.д.
В России зарождение лечебной физической культуры произошло в конце XVII — начале XVIII века. Русские ученые и общественные деятели М.В. Ломоносов, И.И. Бецкий, А.П. Протасов, С.Г. Забелин, А.Н. Новиков, А.Н. Радищев и другие выступали в защиту профилактического направления в медицине и смотрели на физические упражнения и спорт, особенно для детей, как на одно из основных средств в борьбе за здоровье подрастающего поколения.
Ф.И. Барсук-Моисеев в книге «Путь к здоровью, или наука о том как сохранить свое здоровье» (1791), пропагандировал физические упражнения.
Большое значение лечебной физической культуре придавал М.Я. Мудров — отец русской терапевтической школы. В своих работах он раскрывал пользу применения физических упражнений, растираний, использования средств природы, трудовых процессов как для больных, так и для здоровых людей.
В 1830 г. в Москве был открыт первый кабинет лечебной гимнастики, а в 1834 г. — аналогичный кабинет в Санкт-Петербурге, переименованный вскоре в Гимнастический институт.
Ортопедический институт в Москве открылся в 1838 г., где кроме лечения больных ежегодно подготавливаются 20 преподавателей ЛФК.
На практике эти идеи внедрялись выдающимися русскими врачами: Н.И. Пироговым, СП. Боткиным, Г.А. Захарьиным, А.А. Остроумовым, П.И. Дьяконовым и др. (О.В. Качаровская, 1956).
Первая докторская диссертация на тему: «Рациональная гимнастика как средство сохранить здоровье и исцелять некоторые недуги» была защищена Г. Бенезе в 1870 г.
Практический выход всем имеющимся наработкам был найден тогда, когда в Санкт-Петербурге была создана специальная поликлиника для лечения солдат, раненных в русско-турецкую войну.
Особенно велика заслуга в развитии ЛФК П.Ф. Лесгафта (1837—1909), который явился основоположником физического воспитания, создателем оригинальной системы физического образования, основателем курсов, а затем и института по подготовке педагогических кадров по физическому образованию.
В области врачебной гимнастики в 60—80-е годы XIX столетия передовая мысль русских ученых опережала идеи зарубежных специалистов, что подтверждается рядом фактов: выступление профессора Х.Я. Гюббенета на торжественном собрании Киевского университета в 1854 г. с докладом «О значении гимнастики в жизни человека и народов», издание в 1865 г.
газеты, освещавшей вопросы врачебной гимнастики, создание в 1870 г. в Петербурге первого в Европе Врачебно-гимнастического общества и первой в Европе (1877-1878) поликлиники для лечения раненых солдат лечебной гимнастикой и спортивными упражнениями.
Последующее развитие ЛФК получила после выхода Декрета В.И. Ленина (1921) об организации домов отдыха. Большой вклад в это движение внесли В.В. Гориневский, И.М. Саркизов-Серазини, И.А. Богашев, а также НА. Семашко.
По инициативе З.П. Соловьева с 1925 г. лечебная физическая культура применяется в санаториях, домах отдыха, в рядах Красной Армии (СН. Попов, 1978).
В этот период создаются кафедры ЛФК, выпускаются учебники.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в научно-методические разработки по лечебной физической культуре как в нашей стране, так и за рубежом.
В 1940-1945 гг. в ряде лазаретов Германии, США, Англии стали проводить спортивные занятия с целью ускорения лечения инвалидов, а после окончания войны возникла необходимость создания восстановительных центров для инвалидов, получивших впоследствии название «реабилитационных». Впервые они появились в Германии, Англии, Франции, США (СМ. Иванов, 1964; В.К. Добровольский, 1971).
В наши дни такие центры функционируют почти во всех развитых странах. Реабилитационные центры проводят большую работу по вовлечению инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в систематические, круглогодичные занятия физическими упражнениями.
Учреждение восстановительного типа в нашей стране стали создаваться с первых дней становления советского государства: диспансеры, санатории, профилактории, бальнеолечебницы и т.п. (К.И. Журавлева, 1980).
Во всех этих учреждениях, как за рубежом, так и в нашей стране, широко используется лечебная физическая культура, получившая признание как незаменимый помощник врача при лечении самых разнообразных заболеваний, и в том числе при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Зарубежные специалисты по ЛФК, улучшая и совершенствуя методики занятий с инвалидами, повышая их эффективность, после Второй мировой войны стали внедрять в практику занятий элементы спорта. Основоположником этого начинания стал английский врач Людвиг Гутман, проводивший занятия с параплегиками в Сток-Мэндвильском госпитале (Англия).
Значительно позднее, в 60-е годы, и отечественные специалисты стали пропагандировать и внедрять элементы спорта при восстановлении инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата (И.Е. Казакевич, 1951; П.И. Белоусов, 1968; В.К. Добровольский, Л.А. Власова, Н.В. Ступкина, 1971; В. Филатов, В. Добровольский, М. Сильвестрова, 1973 и др.).
Родоначальником этого направления в стране стал Ленинградский научно-исследовательский институт протезирования, где по инициативе директора института, профессора В.И. Филатова, под руководством профессора В.К. Добровольского па отделении ЛФК были внедрены обязательные занятия со спортивной направленностью наравне с применением традиционных методов лечебной физической культуры. Практика показала, что с применением в занятиях элементов различных видов спорта (легкой атлетики, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, плавания и других) двигательные возможности инвалидов с ПОДА восстанавливаются значительно быстрее (Е.К. Молодая, 1960; Н.В. Гритченко, 1972; О. Богата, 1976; Е.П. Маку-ни, Е.С. Ульрих, 1976; Б.В. Сермеев, 1976; В.К. Добровольский, В.П. Власенко, С.Н. Федоров, 1978; М.А. Полотерова, СИ. Найдина, 1978; В.И. Филатов, 1979; В.К.Добровольский, 1980 и др.).
Постепенно эта идея, казавшаяся вначале нереальной, получила большой отклик и практическое развитие во всем мире.
Таким образом, лечебная физическая культура является первым, основополагающим этапом развития физкультурно-оздоровительного и спортивного движения инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.
Окончание становления первого этапа этого движения в мире приходится на 1948 г., когда доктор Гутман провел первые соревнования среди инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга в Сток-Мэндвиле, в нашей же стране - с создания в 1980 г. первой и единственной в то время Федерации спорта инвалидов Ленинграда, председателем которой был избран профессор В.И. Филатов, а ответственным секретарем — КМ. Болтушевич.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Лечебная физическая культура является основой, базой первого этапа развития адаптивной физической культуры для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.
2. Введение в практику лечебной физической культуры элементов спорта и соревновательных моментов послужило толчком к дальнейшему развитию этого направления, которое за рубежом получило название реабилитационного спорта, а в СССР - физическая культура и спорт инвалидов.
- Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Содержание
- Часть первая введение в специальность. История адаптивной физической культуры
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- Часть вторая организация и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Предисловие
- Методические рекомендации
- Введение
- Раздел I
- Глава 1
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ - современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- Система реабилитации
- Глава 3 теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов)
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.1. Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II история
- Глава 7
- Глава 8
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим — Италия
- 1964 Год. Токио - Япония
- 1968 Год. Тель-Авив, Рамат-Тан - Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг — Германия
- 1976 Год. Торонто - Канада
- 1980 Год. Арнхем - Нидерланды
- 1984 Год. Нью-Йорк — сша; Эйлесбери — Англия
- 1988 Год. Сеул - Корея
- 1992 Год. Барселона — Испания
- 1996 Год. Атланта — сша
- 2000 Год. Сидней — Австралия
- 2004 Год. Афины — Греция
- Результаты сборных команд 15 стран на XI (2000 г.) и XII (2004 г.) Паралимлийских играх (страны отобраны по результатам в Афинах, 2004 г.)
- Медали, завоеванные российскими спортсменами на
- X, XI и XII Паралимпийских играх
- Общекомандные места, занятые сборной командой России на Паралимпийских играх (неофициальный подсчет)
- Вклад субъектов Российской Федерации в завоевание спортсменами России медалей на XII Паралимпийских играх в Афинах (Греция)
- 1960 - Настоящее время
- 8.3. История развития адаптивной физической культуры в нашей стране
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- Лучшие национальные сборные мира на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Итоги выступления по видам спорта на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Лучшие национальные сборные команды мира на Сурдлимпийских играх 2005 года
- Глава 10
- Глава 11
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Зимние Всемирные Специальные Олимпийские игры
- Раздел III
- Глава 12
- Глава 13
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 организация адаптивного спорта
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- Паралимпийский комитет России
- Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов России
- Федерация спорта слепых России
- Российская ассоциация «Олимп»
- Сурдлимпийский комитет России
- Специальная Олимпиада России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15 организация адаптивной двигательной рекреации
- Глава 16 организация физической реабилитации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 организация креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV
- Глава 18
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в пюцессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1. Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья с сохранным интеллектом
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями _на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Контрольные вопросы и задания
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Адаптация и компенсация в теории физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специально-методические принципы
- Контрольные вопросы и задания
- Заключение
- Литература
- Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
- План учебного процесса
- Итоговая государственная аттестация5'
- 1. Защита выпускной квалификационной работы.
- 2. Государственный междисциплинарный экзамен по специализации.
- Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Факультет адаптивной физической культуры программа
- Санкт-Петербург
- I. Основы медицинских знаний в обасти адаптивной физической культуры (18 часов аудиторных занятий)
- II. Основы коррекционной педагогики
- II. Теория и методика адаптивной физической культуры
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел II основы коррекционной педагогики
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры
- 105064, Москва, ул. Казакова, 18.
- 160001, Г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.