logo
афк евсеев 1 том

Глава 7

РОЛЬ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ

ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ

И СПОРТИВНОМ ДВИЖЕНИИ ИНВАЛИДОВ

С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО

АППАРАТА

Организм человека развивается, совершенствуется и самообновля­ется в функционально-морфологическом отношении под влиянием био­логического стимулятора — движения (В.В. Мошков, 1982).

Роль и значение движений, физических упражнений как лечебного и гигиенического средства высоко ценилось еще нашими далекими пред­ками.

Подтверждением тому служат рукописи китайских ученых (Конг-фу, «Искусство жизни, 3000 до н.э.), индийских врачей («Аюрведы» — книга жизни, 1800 г. до н.э.), описывающих физические упражнения, использовавшиеся древними в лечебных целях.

Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) придавал огромное значение движе­ниям (О.В. Качаровская, 1956; СМ. Иванов, 1964 и др.).

В Древнем Египте и Персии наряду с гимнастикой применялся мас­саж (А.Г. Дембо, 1975; Н. Lorenzen, 1975).

Клавдий Гален (131—200 гг. до н.э.) — врач школы гладиаторов — дал описание лечебной гимнастики при различных заболеваниях. Он же широко использовал греблю, верховую езду, охоту, косьбу, собирание плодов и винограда, экскурсии с лечебной целью.

Абу Али-аль Хуссейн Ибн Сина (Авиценна) 980—1037 гг. в труде «Ка­нон врачебной науки» пропагандировал использование физических уп­ражнений.

В 1573 г. выходит работа Меркуриалиса «Искусство гимнастики», прогрессивные ученые этого периода считают, что «движение — луч­шая медицина тела» (Ф. Гофман, 1660—1742).

Несколько позднее французский врач Жозеф Тиссо (1791) утверж­дал, что «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарственное средство, но все лечебные средства мира не мо­гут заменить действия движения».

В этот же период возникает шведская система врачебной гимнасти­ки, основателем которой был Генрик Линг, а в Стокгольме открыва­ется первый центр подготовки специалистов по лечебной физической культуре (ЛФК).

В конце XIX — начале XX века начинается развитие лечебной гим­настики применительно к различным заболеваниям: гинекологическим (Тюре Бранд, 1884), сердечно-сосудистым (Терренкур, Эртель, 1881; Шотт, 1884), нервным болезням (Френкель, 1889), бронхиальной аст­ме и бронхитам (СМ. Иванов, 1964) и т.д.

В России зарождение лечебной физической культуры произошло в конце XVII — начале XVIII века. Русские ученые и общественные дея­тели М.В. Ломоносов, И.И. Бецкий, А.П. Протасов, С.Г. Забелин, А.Н. Новиков, А.Н. Радищев и другие выступали в защиту профилакти­ческого направления в медицине и смотрели на физические упражне­ния и спорт, особенно для детей, как на одно из основных средств в борьбе за здоровье подрастающего поколения.

Ф.И. Барсук-Моисеев в книге «Путь к здоровью, или наука о том как сохранить свое здоровье» (1791), пропагандировал физические уп­ражнения.

Большое значение лечебной физической культуре придавал М.Я. Мудров — отец русской терапевтической школы. В своих работах он раскрывал пользу применения физических упражнений, растираний, использования средств природы, трудовых процессов как для больных, так и для здоровых людей.

В 1830 г. в Москве был открыт первый кабинет лечебной гимнасти­ки, а в 1834 г. — аналогичный кабинет в Санкт-Петербурге, переимено­ванный вскоре в Гимнастический институт.

Ортопедический институт в Москве открылся в 1838 г., где кроме лечения больных ежегодно подготавливаются 20 преподавателей ЛФК.

На практике эти идеи внедрялись выдающимися русскими врачами: Н.И. Пироговым, СП. Боткиным, Г.А. Захарьиным, А.А. Остроумовым, П.И. Дьяконовым и др. (О.В. Качаровская, 1956).

Первая докторская диссертация на тему: «Рациональная гимнасти­ка как средство сохранить здоровье и исцелять некоторые недуги» была защищена Г. Бенезе в 1870 г.

Практический выход всем имеющимся наработкам был найден тогда, когда в Санкт-Петербурге была создана специальная поликлиника для лечения солдат, раненных в русско-турецкую войну.

Особенно велика заслуга в развитии ЛФК П.Ф. Лесгафта (1837—1909), который явился основоположником физического воспитания, создате­лем оригинальной системы физического образования, основателем кур­сов, а затем и института по подготовке педагогических кадров по физи­ческому образованию.

В области врачебной гимнастики в 60—80-е годы XIX столетия передо­вая мысль русских ученых опережала идеи зарубежных специалистов, что подтверждается рядом фактов: выступление профессора Х.Я. Гюббенета на торжественном собрании Киевского университета в 1854 г. с докладом «О значении гимнастики в жизни человека и народов», издание в 1865 г.

газеты, освещавшей вопросы врачебной гимнастики, создание в 1870 г. в Петербурге первого в Европе Врачебно-гимнастического общества и пер­вой в Европе (1877-1878) поликлиники для лечения раненых солдат ле­чебной гимнастикой и спортивными упражнениями.

Последующее развитие ЛФК получила после выхода Декрета В.И. Ле­нина (1921) об организации домов отдыха. Большой вклад в это движение внесли В.В. Гориневский, И.М. Саркизов-Серазини, И.А. Богашев, а также НА. Семашко.

По инициативе З.П. Соловьева с 1925 г. лечебная физическая культу­ра применяется в санаториях, домах отдыха, в рядах Красной Армии (СН. Попов, 1978).

В этот период создаются кафедры ЛФК, выпускаются учебники.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в научно-методические разработки по лечебной физической культуре как в на­шей стране, так и за рубежом.

В 1940-1945 гг. в ряде лазаретов Германии, США, Англии стали про­водить спортивные занятия с целью ускорения лечения инвалидов, а после окончания войны возникла необходимость создания восстанови­тельных центров для инвалидов, получивших впоследствии название «реабилитационных». Впервые они появились в Германии, Англии, Франции, США (СМ. Иванов, 1964; В.К. Добровольский, 1971).

В наши дни такие центры функционируют почти во всех развитых странах. Реабилитационные центры проводят большую работу по во­влечению инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в си­стематические, круглогодичные занятия физическими упражнениями.

Учреждение восстановительного типа в нашей стране стали создавать­ся с первых дней становления советского государства: диспансеры, сана­тории, профилактории, бальнеолечебницы и т.п. (К.И. Журавлева, 1980).

Во всех этих учреждениях, как за рубежом, так и в нашей стране, широко используется лечебная физическая культура, получившая при­знание как незаменимый помощник врача при лечении самых разнооб­разных заболеваний, и в том числе при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Зарубежные специалисты по ЛФК, улучшая и совершенствуя ме­тодики занятий с инвалидами, повышая их эффективность, после Вто­рой мировой войны стали внедрять в практику занятий элементы спорта. Основоположником этого начинания стал английский врач Людвиг Гутман, проводивший занятия с параплегиками в Сток-Мэндвильском госпитале (Англия).

Значительно позднее, в 60-е годы, и отечественные специалисты стали пропагандировать и внедрять элементы спорта при восстановле­нии инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата (И.Е. Каза­кевич, 1951; П.И. Белоусов, 1968; В.К. Добровольский, Л.А. Власова, Н.В. Ступкина, 1971; В. Филатов, В. Добровольский, М. Сильвестрова, 1973 и др.).

Родоначальником этого направления в стране стал Ленинградс­кий научно-исследовательский институт протезирования, где по ини­циативе директора института, профессора В.И. Филатова, под руководством профессора В.К. Добровольского па отделении ЛФК были внедрены обязательные занятия со спортивной направленностью на­равне с применением традиционных методов лечебной физической культуры. Практика показала, что с применением в занятиях элементов различных видов спорта (легкой атлетики, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, плавания и других) двигательные возможности инвалидов с ПОДА восстанавливаются значительно быстрее (Е.К. Молодая, 1960; Н.В. Гритченко, 1972; О. Богата, 1976; Е.П. Маку-ни, Е.С. Ульрих, 1976; Б.В. Сермеев, 1976; В.К. Добровольский, В.П. Власенко, С.Н. Федоров, 1978; М.А. Полотерова, СИ. Найдина, 1978; В.И. Филатов, 1979; В.К.Добровольский, 1980 и др.).

Постепенно эта идея, казавшаяся вначале нереальной, получила большой отклик и практическое развитие во всем мире.

Таким образом, лечебная физическая культура является первым, основополагающим этапом развития физкультурно-оздоровительного и спортивного движения инвалидов с поражением опорно-двигатель­ного аппарата.

Окончание становления первого этапа этого движения в мире при­ходится на 1948 г., когда доктор Гутман провел первые соревнования среди инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга в Сток-Мэндвиле, в нашей же стране - с создания в 1980 г. первой и единствен­ной в то время Федерации спорта инвалидов Ленинграда, председате­лем которой был избран профессор В.И. Филатов, а ответственным секретарем — КМ. Болтушевич.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Лечебная физическая культура является основой, базой первого этапа развития адаптивной физической культуры для инвалидов с пора­жением опорно-двигательного аппарата.

2. Введение в практику лечебной физической культуры элементов спорта и соревновательных моментов послужило толчком к дальней­шему развитию этого направления, которое за рубежом получило на­звание реабилитационного спорта, а в СССР - физическая культура и спорт инвалидов.