1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика — область научных знаний о размещении производительных сил, об экономике регионов.
Прочно вошедшее в научную терминологию и общественную практику слово «регион» и его производные («региональный», «регионизация» и т. п.) имеют английское происхождение (region — область, сфера). Слово «региональный» в последнее время широко применяется к различным экономическим понятиям.
Макрорегион обозначает территорию страны, охватывающую множество различных регионов. Например, в России к макрорегионам относятся такие территории, как север Европейской части, Дальний Восток и др.
Микрорегион обозначает сравнительно небольшую территорию. Обычно это город с прилегающими сельскими районами, связанными с ним суточной миграцией населения или общими экономическими задачами, а также группы однотипных, взаимосвязанных сельских районов.
Сравнительно новым в качественном отношении является понятие «экономический регион». В определении сущности и границы этого территориально-хозяйственного образования встречаются различные мнения. Однако в научной литературе для удобства определяют понятия «экономический район» и «экономический регион» как синонимы и рассматривают их в совпадении с традиционной сеткой экономического районирования в Республике Беларусь. В этом смысле экономический комплекс государства рассматривается как интегрированная система региональных хозяйственных комплексов, каждый из которых с определенной долей автономности в рамках общегосударственных законов функционирует как целостная территориально-экономическая единица.
В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.
Каждый регион государства имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свои структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.
Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний обо всех её регионах. И это придает большую значимость научным знаниям о регионах, изучению региональной экономики.
Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.
Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики и стратегии.
Среди отраслей научных знаний, изучаемых в экономических вузах, региональная экономика — единственная, предметом которой являются территория, регион, его природно-ресурсный потенциал, демографические, трудовые ресурсы, его экономика и ее структура, экономические связи.
Объектом изучения региональной экономики является региональная экономика последнего уровня обобщения, в России – это экономика крупных российских регионов, в Республике Беларусь – экономика районов административного деления: областей, районов.
Предметом региональной экономики является исследование законов и тенденций функционирования хозяйства регионов как составных элементов региональной системы страны.
Предметом региональной экономики туризма является изучение размещения производительных сил туристической сферы, отраслей туризма, важнейших природно-экономических туристических ресурсов, демографических и экологических особенностей регионов, их социально-экономического развития, а также межрегиональных, внутрирегиональных связей.
Методом изучения в региональной экономике является системный анализ, заключающийся в поэтапном исследовании отдельных элементов с последующим их соединением в целостный хозяйственный комплекс региона как составного элемента интегрированной региональной экономической системы государства.
Структура метода изучения региональной экономики имеет определенную последовательность анализа ее особенностей и проблем. Это исследование:
проблем научного категорирования;
проблем экономического районирования;
функционирования отраслевых процессов на региональном уровне;
особенностей функционирования территориально-экономических образований с местным самоуправлением;
проблем общественного воспроизводства на региональном уровне, абстрагированного от межрегиональных взаимодействий;
возникновения и функционирования множественных межрегиональных взаимодействий;
становления экономического комплекса государства как целостной системы региональных хозяйств.
Экономика регионов приобретает особую значимость в условиях становления и развития рыночных отношений для обоснования экономических реформ, в том числе и реформ в туристическом бизнесе.
Обобщая сказанное, можно определить, что региональная экономика — область научных знаний о развитии и размещении производительных сил, социально-экономических процессов региона. Это наука, которая исследует законы функционирования больших населенных территорий.
Региональная экономика исследует внутрирегиональное развитие всех элементов производительных сил (фонды, люди) и производственных отношений (производство и присвоение материальных благ), а также межрегиональные отношения в территориальном разрезе.
Изучение экономики региона основано на постановке и изучении логически выстроенных вопросов:
административный состав региона;
особенности экономико-географического положения;
место региона в хозяйственном комплексе республики;
краткая экономическая оценка природных условий и ресурсов;
экологические проблемы региона;
характеристика населения и трудовых ресурсов;
демографические проблемы;
развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации региона;
отрасли, дополняющие территориальный комплекс;
внутрирегиональные и межрегиональные экономические связи;
промышленные центры, узлы, территориально- производственные комплексы;
основные направления развития региона в условиях становления и совершенствования рыночных отношений.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.