4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
Рабочая сила — это совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует для производства материальных благ и услуг. Она характеризует уровень и качество работника как главной производительной силы общества и реализуется в процессе труда. Эффективность использования рабочей силы измеряется производительностью труда.
Производительность труда в широком смысле — это его результативность, т.е. максимум продуктов труда при минимуме затрат труда.
Результативность труда определяется количеством продукции (материальных благ, услуг), произведенной и реализованной в единицу времени, или же обратной величиной — количеством времени, затрачиваемого на производство и реализацию единицы продукции.
Таким образом, производительность труда есть степень эффективности целесообразной деятельности людей или способность производить за единицу рабочего времени определенный объем потребительных стоимостей.
Производительность труда может быть часовой, сменной, месячной, квартальной, годовой.
Уровень производительности труда измеряется двумя способа ми. Первый — прямой способ. Он показывает выработку продукции и услуг на одного работника. Выработка служащих туристской фирмы измеряется отношением выручки от реализации услуг туризма к среднесписочной численности работающих. Второй — обратный способ, показывающий трудоемкость продукции и услуг. Трудоемкость продукции и услуг измеряется в человеко-часах. Она определяется отношением фонда затраченного рабочего времени (чел./ч) к количеству произведенной продукции и услуг в натуральном выражении (ед., кг и т.д.).
Трудоемкость — величина, обратная выработке. Зависимость между повышением выработки и снижением трудоемкости выражается формулами:
где:
У — темп снижения трудоемкости, %;
Х — темп роста выработки, %.
Снижение трудоемкости продукции и услуг может происходить не только за счет технического прогресса, но и вследствие уплотнения рабочего времени, т.е. за счет ликвидации непроизводительных потерь рабочего времени и повышения интенсивности труда.
Определение уровня производительности труда работников туристской фирмы на основе трудоемкости продукции и услуг не нашло широкого применения в туризме. Оно применяется лишь для расчета норм выработки и обслуживания.
Рост выработки работников вызывает при прочих равных условиях дополнительный рост объема реализации услуг туризма. Этот дополнительный рост определяется по формуле
где:
П — значение повышения производительности труда в увеличении объема услуг туризма в %;
∆ч — индекс прироста численности работников в %;
∆т — индекс увеличения выручки от реализации услуг туризма в %.
Эффективность использования рабочей силы в туризме на уровне отрасли (региона) измеряется производительностью труда работников туристической индустрии данного региона.
Производительность труда работников туризма может иметь три показателя:
производительность труда в стоимостной оценке;
производительность труда в натуральном выражении;
комплексный показатель динамики эффективности труда.
Первый показатель – это выработка работников туристической индустрии. Она измеряется отношением выручки от реализации турпродукта в регионе к среднесписочной численности работников туристической индустрии.
где:
В – выработка одного среднесписочного работника туристической индустрии, руб.;
Т – выручка от реализации туристического продукта, руб.;
R – среднесписочная численность работников туристической индустрии, чел.
где:
В – производительность труда в натуральном выражении, чел.;
Ч – численность туристов, чел.;
R – среднесписочная численность работников туристической индустрии (турфирмы).
Вышеприведённые показатели производительности труда могут иметь разные тенденции и направления изменения, которые вызываются факторами, не зависимыми от трудовой активности человека (изменение цен, тарифов, увеличение численности туристов, покупающих путёвки по льготным ценам, и др.). Поэтому для объективной оценки динамики производительности труда работников туристической индустрии следует использовать комплексный показатель динамики эффективности труда, который означает уровень эффективности использования рабочей силы в отрасли.
Он представляет собой корень квадратный из произведения двух индексов: производительности труда в стоимостной оценке и производительности труда в натуральном выражении:
где:
— комплексный показатель динамики эффективности труда, %;
В — индекс изменения производительности труда в стоимостной оценке, %;
Н — индекс изменения производительности труда в натуральном выражении, %.
На эффективность использования рабочей силы и повышение производительности труда работников туристической индустрии влияет большое количество факторов, которые можно подразделить на две группы:
народнохозяйственные факторы;
факторы, действующие на уровне предприятия туристической индустрии (туристской фирмы).
К народнохозяйственным, т.е. внешним, факторам роста эффективности труда в туризме относятся: интенсификация отрасли и научно-технический прогресс в ней; оснащение турфирм новейшим оборудованием и автотранспортом; создание крупной туристической индустрии; мероприятия по подготовке квалифицированных кадров, повышению их квалификации и др.
К факторам, действующим на уровне отдельной турфирмы, т.е. к внутренним факторам, относятся: совершенствование форм организации производства услуг туризма; производство новых, более качественных услуг; совершенствование форм обслуживания туристов; применение методов нормирования и стимулирования труда; внедрение мероприятий НОТ; рост объема (выручки) реализации услуг и др.
Рассмотрим влияние отдельных факторов на рост эффективности труда работников туристической фирмы.
Большое значение для роста эффективности труда имеют интенсификация отрасли туризма и технический прогресс, в том числе оснащение туристических фирм различными видами современного оборудования, новыми средствами транспорта и малой механизации и т.п. Повышение уровня механизации производства услуг и обслуживания туристов должно сопровождаться интенсивной заменой ручного труда машинным.
Существенное влияние на рост эффективности труда оказывает производство новых, более качественных услуг туризма, например новых туров, вызывающих интерес у потребителей и удовлетворяющих их запросы, повышение качества обслуживания туристов, применение новых форм обслуживания. Эти факторы удовлетворяют потребности каждого потребителя и тем самым увеличивают объем реализации услуг туризма и рост эффективности труда работников. Следовательно, все факторы, которые способствуют увеличению выручки от реализации услуг туризма, одновременно оказывают влияние на рост эффективности труда работников данной отрасли.
Аналогичное явление наблюдается и при применении методов нормирования и стимулирования труда. Эти методы создают материальную заинтересованность работников в количестве и качестве их труда.
На уровне отдельной туристической фирмы важным фактором повышения эффективности труда является научная организация труда (НОТ). НОТ — это система мероприятий, направленных на улучшение организации и обслуживания рабочих мест, улучшение условий труда, разработку оптимальных режимов труда и отдыха, совершенствование приемов и методов труда, соблюдение трудовой дисциплины. В результате НОТ сокращаются потери рабочего времени путем уменьшения простоев, невыходов на работу.
На рост эффективности труда оказывает решающее влияние рост объема реализации услуг туризма. Эго влияние происходит двояким образом.
Во-первых, рост объема реализации услуг туризма способствует сокращению перерывов в работе и тем самым повышению интенсивности труда, в результате увеличивается выработка на одного среднесписочного работника.
Во-вторых, влияние объёма реализации услуг туризма на выработку одного среднесписочного работника проявляется в том, что численность административного персонала увеличивается более медленными темпами, чем общий рост выручки от реализации услуг туризма. Поэтому в результате относительного уменьшения численности административного персонала происходит рост производительности труда.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.