logo
sp 35-103-2001

8. Здания и сооружения вокзалов пассажирского транспорта

8.1 Помещения зданий, переходы вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), платформы, предназначенные для обслуживания населения, следует предусматривать доступными для всех категорий инвалидов и маломобильных лиц.

8.2 В пассажирских зданиях вокзалов разных видов транспорта следует предусматривать доступными:

помещения и сооружения обслуживания: вестибюли; операционные и кассовые залы; камеры хранения ручного багажа; пункты регистрации пассажиров и багажа; специальные помещения ожидания и отдыха - депутатские комнаты, комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдыха;

помещения, зоны в них или сооружения дополнительного обслуживания: торговые (обеденные) залы ресторанов, кафе, кафетериев, закусочных; торговые, аптечные и другие киоски, парикмахерские, залы игровых автоматов, торговые и прочие автоматы, пункты предприятий связи, таксофоны;

служебные помещения: дежурного администратора, пункта медицинской помощи, милиции и т.п.

8.3 Специальная полоса пешеходного движения может предусматриваться в составе общей пешеходной зоны (в общем потоке посетителей). В зонах интенсивного нерегулируемого пешеходного движения для пассажиров-инвалидов и маломобильных лиц рекомендуется предусматривать изолированную полосу параллельного движения (при входах в здание, выходах на перроны или посадочные платформы, в сложных транспортных узлах - выходов из метро, входов со стороны остановок наземного городского транспорта и т.п.).

Для организации рациональных графиков движения пассажиров к поезду широко используются крытые галереи-конкорсы над путями, ведущие к островным платформам. В конкорсе пассажир быстрее ориентируется и располагается ближе к нужной ему платформе. В опорах устраиваются как грузовые подъемники, так и лифты для маломобильных пассажиров.

8.4 В залах ожидания зданий вокзалов следует выделять специальные доступные зоны для пассажиров-инвалидов и маломобильных лиц (зоны отдыха и ожидания) и предусматривать доступность к ним.

Площадь таких зон определяется исходя из показателя - 2,1 м2 на одно место. Часть диванов или скамей для сидения в залах следует располагать у проходов шириной не менее 2,7 м.

Часть оборудования залов ожидания (киоски, телефоны, игровые автоматы и др.) должна быть доступна для инвалидов.

8.5 Специальную зону ожидания и отдыха в залах ожидания следует предусматривать в стороне от основных потоков пассажиров (магистральных проходов), изолировать от наиболее шумных помещений и соединять с перронами специальными выходами.

Специальную зону ожидания и отдыха рекомендуется размещать на основном этаже, в одном уровне с входом в здание вокзала и выходами к платформам (перронам, причалам) при обеспечении ясных, безопасных и коротких переходов между ними.

Залы ожидания должны иметь удобную связь с вестибюлем, рестораном (кафе-буфетом) и выходами на перрон, располагаясь, как правило, в одном с ними уровне. Расположение залов в подземном уровне или на втором (антресольном) этаже должно быть оправдано расчетными объемами движения или рельефом. Такое решение требует устройства специальных тоннелей для пассажиров или галерей, балконов, мостиков и трапов для доступности платформ. Для маломобильных пассажиров требуется устройство грузопассажирских лифтов.

8.6 В непосредственной близости от специальной зоны ожидания и отдыха следует предусматривать специальные туалеты для инвалидов - в отдельной кабине или в составе туалетов для пассажиров, но не менее чем по одной кабине для мужчин и женщин.

8.7 Специальную зону ожидания и отдыха, если отсутствуют ведомственные нормы, следует предусматривать из расчета 5% общего числа мест для сидения в залах ожидания, но не менее чем по одному месту для лиц с нарушениями ОДА, для лиц с дефектами слуха, недостатками зрения, а также с сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью.

В специальной зоне ожидания и отдыха следует предусматривать также площадь для хранения индивидуальных средств вспоможения при передвижении, а также места отдыха для лиц, сопровождающих инвалидов, и место дежурного социального работника.

8.8 В специальной зоне ожидания и отдыха для пассажиров-инвалидов следует обеспечивать условия оптимального визуального и акустического восприятия общих систем информационного обеспечения пассажиров (табло с расписанием движения транспорта, радиообъявлений и пр.).

8.9 Места для сидения в специальной зоне ожидания и отдыха следует оборудовать индивидуальными средствами информации и связи: наушниками, подключаемыми к системам информационного обеспечения вокзалов, дисплеями с дублированием изображения информационных табло, системой сурдоперевода звуковых объявлений, техническими средствами экстренной связи с администрацией, доступными тактильному восприятию, прочими специальными системами сигнально-информационного обеспечения (компьютеры, справки по телефону и т.п.).

8.10 В зоне специальных мест отдыха и ожидания допускается предусматривать дополнительные системы инженерного обеспечения, позволяющие корректировать физические параметры внутренней среды на местном уровне или при индивидуальном пользовании: освещенность, солнцезащиту, температуру воздуха и кратность воздухообмена с возможностью их ручного регулирования и размещением пультов управления в зоне досягаемости инвалидов (1,0-1,2 м от уровня пола), индивидуальную подсветку мест для отдыха, регуляторы индивидуальной приточной вентиляции, кнопку вызова дежурного по залу.

8.11 Для оборудования специальной зоны для отдыха и ожидания допускается предусматривать трансформируемое оборудование (кресла с откидными спинками для сна, откидные столики для чтения и приема пищи, оборудованные местной подсветкой).

8.12 В непосредственной близости от специальной зоны мест для отдыха и ожидания в зависимости от местных условий допускается разместить несколько блоков индивидуальной камеры хранения и телефон местной и междугородней связи, а также специальный текстовый телефон и/или факсимильный аппарат для получения и передачи информации инвалидами по слуху. Все оборудование должно быть установлено в зоне досягаемости инвалидов.

8.13 Специальную полосу пешеходного движения инвалидов, специальную зону в зале ожидания следует оборудовать поручнями на высоте 0,5; 0,7 и 0,9 м, а также, при необходимости, и сигнальными визуальными и тактильными указателями входов и выходов, туалетов, вестибюля, кассового и операционного залов, камеры хранения, ресторана, пункта медицинской помощи, милиции, справочного бюро.

8.14 Для перемещения детских колясок на лестницах вокзальных переходов допускается устройство двух пологих полос, разделенных ступенями, шириной не менее 0,4 м для наружных лестниц, не менее 0,3 м - для внутренних. Для удобства передвижения лиц с недостатками зрения рекомендуется использовать пандусы.

8.15 На железнодорожных вокзалах, где доступ пассажиров с платформ на привокзальную площадь или на противоположную ей селитебную территорию пересекается железнодорожными путями с интенсивностью движения поездов до 50 пар в сутки и скоростью прохождения поездов до 120 км/ч, для перемещения инвалидов на креслах-колясках допускается использовать переходы в уровне рельсов, оборудованные сигнализацией автоматического действия и световыми указателями. На всем протяжении такого перехода вдоль железнодорожного пути (включая торцевой по отношению к платформе пандус) следует предусматривать защитное ограждение высотой не менее 0,9 м с расположенными на этой же высоте поручнями.

8.16 На открытых автостоянках у вокзалов следует выделять места для личного автотранспорта инвалидов. Количество таких мест следует принимать из расчета:

4% - при общем числе мест на стоянке до 100;

3% - при числе мест от 100 до 200;

2% - при числе мест от 201.

8.17 В автоматических камерах хранения не менее 3% мест, расположенных в нижнем ряду, должно резервироваться и приспосабливаться для пассажиров-инвалидов.

8.18 Окна и прилавки операционных помещений (касс, камер хранения, справочных служб, автоматов продаж и т.д.) рекомендуется размещать на высоте 0,7-0,8 м. Перед зоной обслуживания должно быть предусмотрено достаточное пространство для маневрирования кресел-колясок с учетом возможного их сопровождения (рис. 8.1).

8.19 При расчете ширины перронов следует учитывать возможность параллельного движения инвалидов на креслах-колясках и багажных тележек по объездам выходов из тоннелей, опор навесов и осветительных мачт.

8.20 На перронах следует применять предупредительные полосы вдоль краев платформы - информационные разного цвета, а также тактильные для пассажиров с недостатками зрения. На перронах необходимо предусматривать возможность дублирования визуальной и звуковой информации, в том числе о расположении вагонов.

8.21 В аэровокзалах (рис. 8.2) доступность перронов вылета/прибытия следует обеспечивать размещением специального выхода для маломобильных пассажиров в центральной части здания или с помощью движущихся тротуаров (других механизированных средств передвижения) к удаленным выходам. В посадочных галереях с уровня 2-го этажа через каждые 10 м следует предусматривать горизонтальные площадки для отдыха размером не менее 1,5x1,5 м.

При посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска (высадки) маломобильных пассажиров следует предусматривать специальное устройство - приставной механизированный трап-эскалатор или автолифт.

8.22 На аэровокзалах рекомендуется предусматривать помещение для специальной службы сопровождения и помощи инвалидам и другим маломобильным пассажирам, а также зону хранения малогабаритных колясок, используемых для обслуживания инвалидов при прохождении регистрации, контроля, досмотра и в полете.

8.23 Регистрация билетов и оформление багажа для маломобильных пассажиров без сопровождения должны осуществляться при необходимости за специальной стойкой высотой от уровня пола не более 0,7-0,8 м. Столы для заполнения деклараций в аэропортах международных авиалиний должны быть доступны для инвалидов на креслах-колясках.

8.24 В автовокзалах для обслуживания маломобильных пассажиров не рекомендуется использование островных перронов. Перроны с береговым, полуостровным или пирсовым расположением в автовокзалах междугородних перевозок должны оборудоваться стационарными или передвижными подъемниками для посадки/высадки инвалидов из автобусов, не оборудованных подобными средствами.

8.25 В каждом ряду турникетов входа/выхода метрополитена следует предусматривать не менее одного расширенного прохода, позволяющего проезд кресла-коляски. Его следует размещать вне зоны контроля проездных билетов, оборудовать горизонтальными поручнями, выделяющими зону перед проходом на расстоянии 1,2 м, а также обозначать специальной символикой.

8.26 Для пересадочных узлов вокзальных комплексов могут использоваться подъемники лестничные (наклонные, вертикальные), переносные (съемные), которые могут быть с платформой или кабиной.

8.27 Комнаты длительного отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, а также помещения для отдыха эксплуатационного персонала в привокзальных гостиницах следует размещать изолировано от основных потоков пассажиров и, как правило, на втором и третьем этажах. В комнатах для отдыха пассажиров следует предусматривать не менее 3% мест (но не менее 1) для инвалидов (рис. 8.3).