1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
Туристический рынок можно рассматривать в качестве:
совокупности покупателей и продавцов туристического продукта;
инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристического продукта;
сферы реализации туристического продукта;
сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристического продукта.
В широком плане туристический рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов). При этом следует иметь в виду, что указанные сделки не всегда осуществляются в одном и том же месте, например в месте приема туристов в гостинице или у туроператоров. Они могут состояться и без прямого вовлечения продавца и покупателя туристического продукта, например посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. Это вызвано тем, что туристический рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной.
Более полно туристический рынок можно определить как сферу реализации туристического продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристического продукта, т.е. между туристом, турагентством, туроператором.
Туристический рынок выступает как сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристического продукта. Каждый производитель и потребитель туристического продукта имеют свои экономические интересы, которые могут и не совпадать, но если же они совпадают, то происходит акт купли-продажи туристического продукта. Поэтому рынок — своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления, который для данного туристического хозяйствующего субъекта (туроператора, турагента) представляет собой совокупность потребителей, заинтересованных в туристическом продукте этого хозяйствующего субъекта и имеют денежные средства купить его сегодня или завтра.
Сущность туристического рынка выражается в его функциях. Функция (от лат. functio — исполнение, совершение) экономической категории — это внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений.
Функции туристического рынка отражают форму проявления туристической деятельности и ее назначение в обществе.
Туристический рынок выполняет следующие функции:
реализацию стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристическом продукте;
организацию процесса доведения туристического продукта до потребителя (туриста);
экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.
В процессе выполнения туристическим рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги - туристический продукт. Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристическом продукте, и общественное признание его потребительной стоимости. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристической индустрии.
Функция организации процесса доведения туристического продукта до потребителя проявляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.
Турист, реализуя собственные денежные средства в обмен на туристический продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристический рынок непосредственно способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.
Содержание функции экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что на туристическом рынке в процессе обмена (деньги на туристический продукт) распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде.
Работники туристической фирмы при продаже туристического продукта получают за свой труд денежные средства, тем самым у них создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристического продукта, производству его в соответствии с запросами покупателей, росту производительности труда работников туристической индустрии.
Туристический рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристического продукта.
Емкость туристического рынка — его способность «поглотить» то или иное количество турпродукта, т.е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Вышеуказанная величина зависит от объема платежеспособного спроса населения и размеров туристического предложения. Емкость туристического рынка нельзя рассматривать в отрыве от уровня цен, которые являются существенным элементом рынка. В зависимости от уровня цен на турпродукт при той же емкости рынки (общего объема спроса) потребность в туристическом продукте может быть различной: при повышении цен она сокращается, при снижении — увеличивается.
На туристическом рынке сталкиваются спрос на турпродукт, который предъявляет турист, и предложение туристического продукта, которое предлагает турфирма.
Спрос на туристический продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристическом продукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.
Предложение на туристическом рынке — это вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения.
Предложение туристического продукта обусловлено определенными предпосылками, среди которых наиболее важными являются: наличие его производителей, уровень развития туристической индустрии, объем туристических ресурсов.
Обмен спроса на предложение на туристическом рынке означает обмен денег туриста на турпродукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), с другой — создаются условия для расширенного воспроизводства. Данный процесс зависит от цены на туристический продукт. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос. Если спрос превышает предложение — цены поднимаются; если же предложение превышает спрос — цены снижаются (рис. 4.1.1).
Спрос Предложение
Предложение Спрос
Рис. 4.1.1 Взаимодействие спроса и предложения на
туристическом рынке
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия