logo
афк евсеев 1 том

3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики

«Теория и организация адаптивной физической культуры» является главной профилирующей дисциплиной в Госстандарте высшего профес­сионального образования, а «Теория и методика адаптивной физической культуры» — в Госстандарте среднего профессионального образования по соответствующим специальностям. Они лежат в основе знаний любой из шести специализаций (см. гл. 1) и профессий в этой области.

В связи с тем, что термин «адаптивная физическая культура» по­явился в России лишь в 1996 г., до сих пор встречаются различные трак­товки как дисциплины, так и особенностей деятельности специалистов в этой сфере социальной практики. Поэтому необходимо обозначить основные отличия адаптивной физической культуры от физической куль­туры, медицины (включая профилактическую медицину), коррекци-онной педагогики, валеологии и других дисциплин, отраслей знаний и практической деятельности.

Как видно из названия, адаптивная физическая культура базиру­ется на классической или общей теории и методике физической куль­туры, которая выступает по отношению к ней в качестве более обще­го (родового) явления. Однако в отличие от базовой дисциплины адап­тивная физическая культура основным своим объектом познания и воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и инвалидов. Здесь необходимо подчеркнуть, что объектом деятельнос­ти будущих специалистов адаптивной физической культуры является именно та категория населения, которая утратила какие-либо свои функции па достаточно длительный срок, а зачастую — навсегда (на­пример, ампутация конечностей, хирургическое удаление поражен­ного органа и др.).

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (ви­дов) общей физической культуры, который называется оздоровитель­но-реабилитационная или лечебная физическая культура (Л.П. Матве­ев, 1983), или двигательная реабилитация (В.М. Выдрин, 1985). Данный раздел, как отмечает, например, Б.В. Евстафьев (1985), посвятивший специальную монографию анализу основных понятий в теории физи­ческой культуры, в качестве главной цели предусматривает «восста­новление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д.» (Б.В. Евстафьев).

Забегая вперед, отметим, что адаптивная физическая культура вклю­чает в себя и адаптивную физическую реабилитацию (для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями). В данном случае физическая реабилитация может использоваться, например, в работе с инвалидами-ампутантами по восстановлению временно утра­ченных функций тех или иных сохранных конечностей, внутренних ор­ганов, сенсорных систем и т.п., однако этим отнюдь не исчерпываются огромные потенциальные возможности инвалидов по участию в других видах и формах физкультурно-спортивной деятельности, которые, как правило, выпадают из поля зрения специалистов (медиков, психоло­гов, педагогов, социальных работников, юристов и др.).

По сложившейся в нашем обществе системе идеологических и ми­ровоззренческих взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми откло­нениями в состоянии здоровья должны были заниматься представите­ли федеральных и территориальных организаций и учреждений здраво­охранения, социального обеспечения, образования.

Что касается сферы физической культуры, то она была ориентиро­вана на людей здоровых или (как исключение) временно утративших

те или иные функции, а что касается наиболее развитого как в теорети­ческом, так и в практическом плане раздела данного вида культуры -спорта, то он вообще предусматривал активную деятельность лиц не просто здоровых, но и моторно-одаренных. В этой связи обратим вни­мание еще на тот факт, который наглядно подтверждает приоритеты физической культуры по отношению к той или иной категории населе­ния. Ведущий отечественный теоретик физической культуры Л.П. Мат­веев даже в ее оздоровительно-реабилитационном разделе вторым под­разделом называет спортивно-реабилитационный, который «способству­ет восстановлению функциональных и приспособительных возможнос­тей организма (уменьшенных в результате «перетренировки», переутом­ления и других причин)», возникающих в процессе спортивной подго­товки (Л.П. Матвеев, 1983), то есть здесь речь идет о реабилитации спорт­сменов.

Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин спе­циальности физическая культура и спорт последних десятилетий, а с 1994 г. и направления физическая культура, являющихся своеобразной моделью содержания знаний, умений и навыков выпускников вузов физической культуры и факультетов физического воспитания (культу­ры), педагогических институтов и университетов, то легко убедиться в том, что практически все дисциплины, включая дисциплины и медико-биологического, и психолого-педагогического циклов, содержат сведе­ния только о здоровом человеке. Исключением являлись две дисципли­ны: лечебная физическая культура и спортивная медицина, которые изучают в основном заболевания и повреждения, характерные для спортивной деятельности.

Уместно будет вспомнить и о Перечне медицинских противопока­заний для абитуриентов вузов физической культуры, который опреде­ляет значительно более высокие требования к состоянию здоровья будущих студентов вузов данного профиля по сравнению со всеми дру­гими образовательными учреждениями. Этот перечень, по существу, перекрывал путь в вузы физической культуры инвалидам и лицам с ограниченными физическими и сенсорными возможностями, а само содержание образования, состоящее из сведений практически только о здоровых и моторно-одаренных людях, значительно снижало моти­вацию его получения теми, кто хотел бы посвятить свою жизнь работе с инвалидами как полноправными членами общества.

Сказанное позволяет заключить, что в России высшее профессио­нальное образование в сфере физической культуры получали в подав­ляющем своем большинстве только здоровые люди, как правило, быв­шие и действующие спортсмены, а ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигателыю-одаренными детьми и взрос­лыми.

Авторы учебника не склонны считать, что подобное невнимание к проблемам инвалидов полностью обусловлено позицией представителей сферы физической культуры, хотя, очевидно, именно они должны были быть основными инициаторами расширения сферы влияния в обществе физической культуры, обоснования и доказательства ее действительной

социальной значимости1. Однако дело здесь гораздо более сложное, чем может показаться на первый взгляд. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет недостаточная разработанность теоретических, концеп­туальных проблем физической культуры инвалидов, не говоря уже об идеологических и мировоззренческих системах взглядов.

Проведенный А.В. Сахно (1993) анализ отечественной и зарубеж­ной литературы, посвященной проблеме здоровья, определению его качественных и количественных параметров, позволил ему утверждать, что между понятиями «здоровье человека» и «инвалидность человека» была воздвигнута непроходимая стена и что эти понятия трактовались как взаимоисключающие. В частности, понятие «здоровье», изложен­ное в уставе Всемирной организации здравоохранения как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов», фактически отож­дествляется с «абсолютным здоровьем», и, естественно, не допускает и мысли о возможности наличия здоровья у инвалида, так как он обла­дает тем или иным дефектом (физическим или психическим). Такая по­становка вопроса, по существу, отказывала огромной группе людей — инвалидам — в здоровье и здоровом образе жизни, ядром которого яв­ляется рациональная двигательная активность человека или, в более обобщенном виде, физическая культура. Чтобы убедиться в этом, до­статочно вспомнить, что допуск к занятиям физической культурой в школе, техникуме, вузе, в той или иной спортивной секции и, тем более, к участию в соревнованиях выдает врач, который должен кон­статировать соответствующий уровень здоровья у желающих участво­вать в физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, в силу целого ряда объективных условий и субъек­тивных фактов инвалиды оказались в сфере деятельности медицины, в которой сравнительно недавно зародилось самостоятельное направле­ние — реабилитация. В Энциклопедическом словаре медицинских терми­нов (1984) она определяется как «комплекс медицинских, педагоги­ческих и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также соци­альных функций и трудоспособности больных и инвалидов».

Как видно из определения, в понятие реабилитация входят: функ­циональное восстановление, или компенсация того, что нельзя вос­становить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к тру­довому процессу больного или инвалида.

Важно отметить, что медицинская реабилитация включает в себя лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного и психологическую подготовку пострадавшего к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации (А.В. Сахно, 1993). При

этом до настоящего времени существуют различные понимания сущ­ности реабилитации теми или иными специалистами — медиками. Так, в неврологии, терапии, кардиологии под реабилитацией прежде всего под­разумевают различные процедуры (массаж, психотерапию, лечебную гимнастику и т.д.); в травматологии и ортопедии — протезирование; в физиотерапии — физическое лечение; в психиатрии — психо- и трудо­терапию.

Все эти положения с учетом той или иной медицинской специаль­ности вполне понятны, однако они, с одной стороны, сужают цели, задачи, средства, методы, организационные формы реабилитации, ори­ентируют их в зависимости от профиля заболевания или инвалидности на общепринятые в официальной системе здравоохранения и явно не­дооценивают роли движения и вообще физической культуры личности участвующего в этом процессе; а с другой, — лишний раз подтвержда­ют, что медицинская реабилитация находится лишь на пути выхода из рамок лечебно-госпитальной парадигмы. В соответствии с последней, кстати говоря, неоднократно подвергавшейся критике (И.И. Брехман, 1987, 1990 и др.), главная цель медицины — излечение конкретных бо­лезней в больницах, поликлиниках, санаториях, реабилитационных центрах с помощью лекарств и медицинской техники под руководством и наблюдением специалистов-медиков, а не максимально возможное развитие жизнеспособности человека (здорового, больного, инвалида), его телесно-двигательных и психических потенций, отпущенных при­родой и имеющихся (оставшихся) в наличии в процессе жизни.

Таким образом, в отличие от адаптивной физической культуры ме­дицинская реабилитация направлена лишь на восстановление нарушен­ных функций организма, а не на максимальную самореализацию чело­века в новых условиях, что требует от больного или инвалида значи­тельно большей активности и самостоятельности. Кроме того, исполь­зуемые в реабилитации средства так или иначе ориентированы на сред­ства традиционной медицины — медицинскую технику, массаж, физио­терапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы — движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.

На значительное расширение сферы традиционной медицины, «опь­яненной» успехами в лечении ранее неизлечимых болезней и спасении умирающих и «видящей» только в этом главную задачу служения лю­дям, направлены такие ее «ветви», как валеология (И.И. Брехман, 1987, 1990 и др.) и профилактическая медицина (П.П. Горбенко и др., 1995, 1996 и др.).

Главная цель валеологии состоит в реализации «прямого пути» к здоровью, в его сохранении, укреплении и «воспроизводстве». В отличие от медицины основными средствами валеологии являются компонен­ты здорового образа жизни:

1. Сознание (воспитанное с детства разумное отношение к своему здоровью, правильному режиму труда и отдыха).

  1. Движение (физическая культура и закаливание организма).

  2. Рациональное питание.

4. Профилактические применяемые лекарственные препараты (ле­карства для здоровых) (И.И. Брехман, 1990).

Однако, подчеркивая, что в отличие от медицины, занимающейся больными, валеология - это наука о здоровье здоровых людей, а также находящихся в состоянии предболезни или имеющих факторы риска, И.И. Брехман — один из авторов и инициаторов ее появления, по суще­ству, как бы по инерции исключает хронических больных и инвалидов из числа тех, для кого она предназначена. Хотя, безусловно, он, ско­рее по сложившейся традиции, забывает эту категорию населения, не­жели полагает, что валеология и вообще валеологический подход к жизни им не нужен. Как это ни парадоксально, но здесь повторяется ситуа­ция, сложившаяся в сфере физической культуры. Те люди, которым и валеология, и физическая культура нужны более, чем кому бы то ни было, оказываются «за бортом» их концептуальных схем.

Что же касается профилактической медицины, то, безусловно, при­знавая ее огромную роль в оздоровлении населения России, особенно с учетом его сегодняшнего состояния, необходимо обратить внимание на то, что это все-таки медицина: 1) и по главной цели — профилактике конкретных заболеваний; 2) и по кадровому обеспечению - медицинс­ким работникам; 3) и по средствам — различным лекарственным препа­ратам, рекреационно-реабилитационным комплексам и т.п.

Если проанализировать современные технологии Российского ин­ститута профилактической медицины — одного из лидеров данного на­правления (Медицинские технологии, № 4, 1995): ингаляция различ­ных лекарственных и растительных препаратов, гало-, аэрофито-, аэро-ионо-, фитотерапия; музыкальная аудиовизуальная терапия; диетоте­рапия; биосауны, гидромассаж, солярий и другие, — то станет вполне очевидной их экологически-медицинская направленность. Однако надо отдать должное директору данного института, профессору П.П. Гор­бенко, который в отличие от многих медицинских работников уделяет в своей концепции профилактики большое внимание двигательной ак­тивности пациентов (работе на универсальных тренажерах, тредбане, велоэргометре, степ-тренажере и т.п.) и вообще формированию их физической культуры в самом современном понимании этого слова. Разумеется, двигательная активность, предлагаемая в технологиях Ин­ститута профилактической медицины, представляет собой реализацию в большей степени рекреационного направления физической культу­ры, главная идея которого состоит в активизации, поддержании или восстановлении физических и духовных сил, профилактике утомления, развлечении и вообще в оздоровлении через удовольствие (В.М. Выд-рин, 1982, 1995; Б.В. Евстафьев, 1985 и др.).

Таким образом, отмечая несомненную пользу для инвалидов со­временных технологий профилактической медицины, подчеркнем, что адаптивная физическая культура предполагает значительно более ши­рокое привлечение средств и методов данного вида культуры, являю­щихся базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазви­тия, самовыражения и самореализации.

Выдвигая данный тезис, авторы учебника хорошо осознают те трудности, которые стоят на пути не только его практической реализации, но и теорети­ческого осмысления и признания специалистами, изучающими проблемы че­ловека (философами, медиками, психологами и др.). Хорошо известно, что физическая культура как атрибут развития и воспитания личности постоянно присутствовала на протяжении многих лет во множестве концептуальных мате­риалов, ориентированных на идеал «гармоничного и всестороннего развития личности». Однако регулярность тиражирования этого лозунга не компенсиро­вала его декларативной сути: единение физического развития с духовностью человека было совершенно внешним, механическим, не сопрягающим два человеческих начала ни в подлинно теоретическом, ни в практическом смысле слова (И.М. Быховская, 1993), а отсюда все, что так или иначе принадлежит к сфере телесного, по существу, не относили к истинно культурному, челове­ческому вопреки провозглашающимся лозунгам. Здесь необходимо согласиться с И.М. Быховской, которая отмечает, что приоритет дихотомического подхо­да, «заживо расчлененного человека» (М. Монтень) на бестелесную духовность и бездуховную телесность оказался доминирующим в развитии взглядов на телесность человека вплоть до настоящего времени. Возвышение разума как посредника между человеком и абсолютом и, соответственно, приземление всего материального, телесного, плотского стало во многих обществах и куль­турах той парадигмой, которая на протяжении двух тысяч лет не только опре­деляла характер теоретического осмысления феномена человеческого тела, но и дала «пышный цвет» в массовом сознании. Однако в отличие от рефлекси­рующего рассудка, все чаще возвращающегося к пересмотру сложившейся ситуации в этой области (принцип сенсуализма, философия гедонизма, ниц­шеанский гимн человеческому телу; школы: феноменологии, «философии жизни», философской и интегративной антропологии и др., способствовав­шие повышению «рейтинга» вопросов телесности на аксиологической шкале человекознания и реальной жизни), обыденное сознание и, к сожалению, очень часто произведения искусства продолжают воспроизводить эту дихото­мию, возможно, и не подозревая об этом. Художественные фильмы или те­лепередачи демонстрируют, как правило, негативное (или в лучшем случае скептическое) отношение к теоретическим проблемам телесного в гумани­тарном познании и презрительно-недеятельное отношение к реальному телу в практическом смысле, а также уничижительно-саркастическое отношение ко всем работникам сферы физической культуры вообще.

Разумеется, среди представителей данной области деятельности (кстати, равно как и других) имеются и те, которые заслуживают такого к себе отноше­ния. Однако же не до такой степени и не до такого примитивного уровня: если «физкультурник», то непременно второсортный, второстепенный, если не ска­зать больше.

Таково место адаптивной физической культуры среди дисциплин, использующих движение в работе с различными контингентами насе­ления.

Что же касается других дисциплин, занимающихся проблемами лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и инвалидов (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика, логопедия и др.), то в них те или иные компо­ненты физкультурно-спортивной деятельности практически не исполь­зуются. Это объясняется предметом этих дисциплин, специфическими целями, задачами, средствами и методами.

То же самое можно сказать и о целом ряде дисциплин, рассматри­вающих отдельные компоненты здоровья и здорового образа жизни. Например, гигиена изучает главным образом среду обитания, диетоло­гия - преимущественно лечебное питание и т.д.

Возвращаясь к проблеме подготовки специалистов для работы с ин­валидами в области физической культуры, необходимо констатировать, что здесь уже сделаны первые шаги, имеется определенный, хотя и не­большой опыт, опубликованы научные статьи и учебные материалы.

При этом особо следует отметить подвижническую деятельность специалистов-дефектологов бывшей Академии педагогических наук СССР, Одесского, Славянского и Красноярского государственных пе­дагогических институтов, МОГИФКа и ВНИИФКа. Представители двух последних организаций А.В. Сахно и B.C. Дмитриев подготовили к изда­нию двухтомный Сборник материалов к лекциям по физической куль­туре и спорту инвалидов, являющейся этапной работой в этом направ­лении.

Начиная с 1995 г. активно работает в этом направлении Санкт-Петер­бургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лес-гафта, где были созданы первые в России кафедра теории и методики адап­тивной физической культуры (1995 г.) и факультет адаптивной физической культуры (1999 г.).

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие области знаний интегрирует в себе адаптивная физическая культура?

  2. Перечислите основные отличия адаптивной физической культу­ры от физической культуры, медицины, валеологии, профилактичес­кой медицины, коррекционной педагогики и других отраслей знаний и практической деятельности.

  3. Проиллюстрируйте пространство научных проблем адаптивной физической культуры с помощью декартовой системы координат.

  4. Охарактеризуйте особенности адаптивной физической культуры как учебной дисциплины.

  5. В каких учреждениях и организациях, в каких ведомствах может работать специалист по адаптивной физической культуре?