Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
Сегодня туризм становится одной из наиболее интенсивно развивающихся локомотивных (диверсифицированных) и доходных отраслей экономики, активных форм общения людей, что способствует установлению и расширению культурных связей между странами, укреплению дружбы и сотрудничества народов мира.
Он выступает мощным катализатором региональной экономики, отраслью с высокой скоростью оборота капитала, окупаемостью и рентабельностью инвестиций. Туризм оказывает огромное влияние на развитие социально-экономической инфраструктуры страны.
Путешествия и экскурсии, как ни одно другое социальное явление способствуют не только оздоровлению, но и познанию мира и самого себя, гармонии и созданию новых форм симбиотического развития человека, природы и культуры. Туризм позволяет увязывать потребности в общении, развитии личности и мышления с факторами социальной справедливости, охраны окружающей среды, возрождения исторического наследия, культуры и искусства. В туристических услугах нуждается подавляющая часть населения Беларуси.
Усилению значения туризма в жизни современного общества в последние годы способствовал рост доходов населения, увеличение количества свободного времени, появление скоростных видов транспорта, возросшая информационная открытость регионов и другие факторы.
В настоящее время туризм можно рассматривать и как один из факторов содействующих повышению качества жизни населения, поскольку важнейшим компонентом в обеспечении достойных условий жизни является отдых, способствующий восстановлению жизненного потенциала человека, а ведь именно туризм выступает одним из эффективных способов организации отдыха.
В настоящее время в экономике многих стран индустрия туризма занимает ведущие позиции. Рост значимости туризма, сопровождаемый усилением предпринимательской активности, происходит и в Республике Беларусь, что предъявляет все более высокие требования к подготовке высококвалифицированных специалистов в этой области.
Поэтому авторами, при написании курса лекций, поставлена задача раскрыть сущность туризма как сложной системы во всей его многогранности и взаимосвязи с многочисленными отраслями экономики, уровнями управления индустрией туризма и государственными органами, выявить направления решения проблем в области туризма с использованием различных методологических подходов, а также обеспечить необходимый стиль их изложения в студенческой аудитории.
Предлагаемый курс лекций поможет студентам, изучающим даннуюдисциплину, освоить учебный материал в соответствии с требованиями учебной программы вуза, овладеть ключевыми понятиями и категориями, подготовиться к сдаче экзамена. А всем, кто проявляет интерес, сформировать представление о современном состоянии и тенденциях развития туризма.
Курс лекций подготовлен в соответствии с требованиями образовательного стандарта Министерства образования Республики Беларусь и в соответствии с программой вуза по данной дисциплине.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.