logo
афк евсеев 1 том

Система реабилитации

В специальной литературе обнаруживаются упоминания о социаль­ной, медицинской, трудовой, профессиональной, культурной, быто­вой, семейной, эстетической, технической, первоначальной, полной, всесторонней, комплексной и других видов реабилитации.

На рисунке приводится классификация видов реабилитации, пред­ложенная В.З. Кантором (2000), которая и предусматривает выделение трех классификационных признаков.

Исходная теоретическая посылка для разработки системного пред­ставления о реабилитации инвалидов состоит в том, что она рассматрива­ется в качестве специфического направления социальной политики госу­дарства, которая, в конечном счете, и призвана утверждать или совер­шенствовать образ жизни общества в целом и отдельных социальных групп.

Классификация видов реабилитации (по В.З. Кантору, 2000)

С данной теоретической посылкой хорошо согласуется понимание цели реабилитации в связи с категорией образа жизни. Кроме того, эта посылка дает основания для утверждения, что всякая реабилитация является социальной.

Рассмотрение реабилитации инвалидов как специфической деятель­ности в области социальной политики обнаруживает ее многомерную структуру.

Во-первых, реабилитация предстает в своем морфологическом (ви­довом) измерении: поскольку социальная политика охватывает все ос­новные сферы жизнедеятельности людей, т.е. сферы труда, быта, куль­туры, постольку и реабилитация инвалидов должна охватывать как ми­нимум эти три сферы их жизнедеятельности. Отсюда определяются как минимум три объективно необходимых направления реабилитации ин­валидов: социально-трудовая, социально-бытовая и социально-куль­турная.

Обеспечение продвижения по всем этим направлениям следует по­нимать как комплексную (всестороннюю) реабилитацию инвалида. В свою очередь, профессиональная реабилитация инвалидов являет со­бой частный случай социально-трудовой реабилитации; эстетическая — социально-культурной, а семейная - социально-бытовой и т.п.

Во-вторых, реабилитацию необходимо рассматривать как динами­ческое (стадийно-уровневое) явление, в котором могут выделяться пер­воначальная, элементарная и полная реабилитация.

В-третьих, в зависимости от применяемых технологий, природы используемых средств и методов реабилитации последняя может под­разделяться на медицинскую, техническую (инженерную), психологи­ческую, педагогическую.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что реабилита­ция инвалидовэто специфическая деятельность в области социальной политики, предполагающая повышение уровня социальной дееспособности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (и инвалидов) в сферах труда, быта, культуры на основе комплексного применения медицинских, инже­нерных, психологических и педагогических технологий и имеющая своей целью обеспечение готовности этой категории населения к реализации норма­тивного для данных общественно-исторических условий образа жизни.

2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов

Прежде чем рассмотреть обозначенное в названии содержание дан­ного параграфа, остановимся на нескольких важных выводах, сделан­ных И.М. Быховской (1993, 1998), Ю.Н. Николаевым (1999, 2001) и ря­дом других авторов, развивающих общеконцептуальный подход к физи­ческой культуре как к сфере гармонизации естественно-природного и социально-преобразуемого в человеке, как область ценностно-ориен­тированного разрешения постоянно возникающих противоречий меж­ду ними.

  1. Взаимодействие природного и социального, естественного и «ру­котворного» лежит в основе любой человеческой деятельности, а сам действующий человек — это всегда прежде всего «человек телесный», а потом уже «человек разумный», «человек социальный» и т.д. Следова­тельно, физическая культура выступает как базовый, фундаменталь­ный слой культуры, присутствует (хотя и не всегда в осознаваемом и реализованном виде) в любой сфере культурной, трудовой, бытовой деятельности.

  2. Физическая культура — это интегрирующее звено культуры вслед­ствие заключенного в ней необходимого взаимодействия и взаимопре­образования атрибутов, характерных для различных уровней бытия че­ловека. В этом проявляется ее особенность как механизма «встраива­ния» природного начала в социокультурное и адаптации социально-тре­буемого к естественным основам человеческого существования.

  3. Физическая культура — это не только область непосредственной «работы с телом», «создания физической готовности людей к жизни», «средства и способ физического совершенствования», хотя именно те­лесно-двигательные качества человека являются предметом приоритет­ного интереса в этой области. Как и всякая сфера культуры, культура физическая — это прежде всего «работа с духом» человека, его внут­ренним, а не внешним миром: без сформированного истинно ценно­стного отношения к телу невозможна никакая подлинно культурная деятельность, практика, направленная на тело, в связи с телом, на основе тела.

  1. Культура едина, а человек в культуре целостен, воспроизводится целостно. Физическая культура служит средством удовлетворения раз­нообразных потребностей человека и одновременно фактором его фи­зического, психического и духовного совершенствования. Нарушение баланса, гармонии между природным и социальным в человеке ведет либо к соматизации индивида, либо к его социологизации за счет подав­ления, уничижения естественного начала в нем - и то, и другое есть разрушение культуры, выход за ее «систему координат».

  1. Недостаточный уровень физической культуры личности, непол­ноценная двигательная активность человека, дефицит движений отри­цательно сказываются на развертывании всех компонентов генетичес­кой программы развития и жизнедеятельности личности: телесных ха­рактеристиках, интеллектуальных, эмоциональных и вообще духовно-психических свойствах человека. Особенно это проявляется, если в си­туации вынужденной гиподинамии оказывается ребенок (в данном слу­чае из-за низкого уровня физической культуры родителей, врачей, вос­питателей, учителей и др.), который с помощью движений не только активизирует функционирование всех своих органов и систем, но и по­знает окружающий мир, при этом формируя свои ощущения, воспри­ятия, представления, ориентировки, пространственно-временные шкалы и т.д. и т.п., в том числе и эмоционально-волевую сферу.

Не случайно в целом ряде исследований (В.П. Зинченко, Н.Д. Гор-деева, СВ. Дмитриев и др.) предметные действия рассматриваются в качестве единицы анализа психики человека.

При этом необходимо иметь в виду, что отстранение детей от физи­ческой культуры, например, с целью концентрации усилий на разви­тие у них тех или иных выдающихся задатков и способностей, обрекает юные дарования не только на постоянные болезни, физические и пси­хические перенапряжения и срывы и, в конечном счете, на преждевре­менное старение и сокращение заложенной генетической программой продолжительности жизни, но и на неполное раскрытие тех выдаю­щихся способностей, из-за которых дети лишаются полнокровной и разносторонней жизни.

Данный теоретический экскурс сделан для того, чтобы показать роль и место адаптивной физической культуры в жизни лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья и инвалидов, уточнить ее предмет, цель, приоритетность задач.

Адаптивная физическая культура является важнейшим компонен­том всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому со­ставляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важней­ших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важней­ших критериев стадийно-уровпевой характеристики процесса реабили­тации.

Это объясняется тем, что, например, любая приобретенная инва­лидность ставит перед человеком проблему адаптации к жизни в своем новом качестве, что, в свою очередь, практически всегда связано с необходимостью освоения новых жизненно и профессионально важ­ных знаний, перцептивных, двигательных умений и навыков, развития и совершенствования специальных физических и психических качеств и способностей. А это немыслимо без использования средств и методов адаптивной физической культуры.

Среди многих факторов, ограничивающих поддержание оптималь­ного психофизического состояния инвалидов, осуществления их тру­довой, бытовой, культурной деятельности, а главное, способствую­щих развитию целого «букета» негативных изменений в организме, яв­ляются гиподинамия и гипокинезия. Отрицательное влияние последних на все без исключения органы и функциональные системы человека хорошо известны и неоднократно описывались как в научной, так и популярной литературе. Поставить надежный заслон различным забо­леваниям, наваливающимся подобно снежному кому на человека, по­павшего в условия вынужденной гиподинамии и гипокинезии (ограни­чения естественных движений-локомоций и т.п.), оптимизировать его психофизическое состояние может только разумно организованная дви­гательная активность. Здесь уместно вспомнить крылатое выражение И.А. Аршавского: «... человек, двигаясь и развиваясь, сам заводит часы своей жизни».

Огромна роль адаптивной физической культуры (особенно адаптив­ного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (худо­жественно-музыкальных) и экстремальных видов адаптивной двигатель­ной активности и др.) в решении задач социализации данной категории населения, реализации соответствующего современным условиям об­раза жизни как конечной цели реабилитации, повышения уровня каче­ства их жизни.

Для многих инвалидов адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для обще­ния, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учат­ся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье пре­одоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»...

Сказанное позволяет сформулировать цель и основную установку (лейтмотив) адаптивной физической культуры.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культу­ры — максимально возможное развитие жизнеспособности человека, име­ющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалид­ность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования от­пущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гар­монизации для максимально возможной самоактуализации в качестве со­циально и индивидуально значимого субъекта.

Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста).

Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляют каждому инвалиду шансы реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здо­ровых людей, но и даже превышающих их. Достаточно вспомнить такие имена, как: Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Ва­лентин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многие дру­гие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустрем­ленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести уме­ния и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.

Задачи, решаемые в адаптивной физической культуре, должны ста­виться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приори­тет тех или иных задач во многом обусловливается компонентом (видом) адаптивной физической культуры, учебным материалом, ма­териально-техническим обеспечением образовательного процесса и дру­гими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в адаптивной физической культу­ре можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся - лиц с отклонениями в состоянии здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Вторая группа - образовательные, воспитательные и оздоровительно-развивающие задачи - наиболее традиционные для физической культуры.

В связи с тем, что объектом внимания в адаптивной физической культуре является человек с отклонениями в состоянии здоровья, то вполне логично попытаться, используя огромный потенциал этого вида деятельности, исправить имеющийся недостаток, скорректировать, если это возможно, основной его дефект. Причем, чем раньше будет заме­чен тот или иной дефект, тем больше вероятность его коррекции.

Говоря о коррекционных задачах, авторы имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоско­стопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональ­ных систем и др.

Так, например, целенаправленная работа по укреплению глазод­вигательных мышц может привести к улучшению зрения; этап форми­рования умственных действий в материальной форме (по П.Я. Гальпе­рину) значительно повышает эффективность этого процесса; обучение умениям произвольного расслабления мышц позволяет снимать психо­логические «зажимы», корректировать эмоциональное состояние и т.п.

Разумеется, коррекционная работа может проводиться как по от­ношению к основному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным ос­новным дефектом.

В том случае, когда коррекция невозможна, на первый план высту­пают компенсаторные задачи (формирование пространственно-времен­ной ориентировки у незрячих, «тренировка» сохранных сенсорных си­стем, обучение ходьбе на протезах и т.п.).

И, наконец, тот или иной дефект, то или иное заболевание требу­ют обязательной профилактической работы (решения профилактичес­ких задач). Так, например, ограничение мобильности человека настоя­тельно требует целенаправленной деятельности по профилактике за­болеваний, обусловленных гиподинамией и гипокинезией.

Разумеется, все перечисленные задачи решаются в контексте обу­чения тем или иным знаниям, умением, навыкам (образовательные задачи); воспитания тех или иных свойств личности занимающихся (воспитательные задачи); развития их физических качеств и способнос­тей, укрепления мышц стопы, совершенствования осанки и т.п. (оздо­ровительно-развивающие задачи).

В заключении главы отметим, что предметом профессиональной деятельности в адаптивной физической культуре как педагога, так и занимающихся является целенаправленное решение перечисленных за­дач в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, в процессе их комплексной реабилитации, а так­же осуществление типичного для конкретных исторических условий образа жизни, достижение соответствующего уровня ее качества.

\