3. Структура и содержание социально-экономических
потребностей туристских организаций
в основных и оборотных фондах
Материальной основой воспроизводственной деятельности любого хозяйствующего субъекта являются производственные потребности. Производственные потребности турфирмы выражаются, в первую очередь, в потребностях в производственных фондах. Последние, как известно, состоят из основных и оборотных.
Основные производственные фонды играют ключевую роль в эффективной работе турфирмы. Они состоят из активной и пассивной частей. К последней относятся здания, сооружения, зоны отдыха, туристские маршруты и др.
К активной части основных производственных фондов турфирмы относится: подвижной состав, компьютеры, кассовые аппараты, средства связи, туристское снаряжение со сроком службы более одного года и др. Если турфирма наряду с оказанием туристических услуг занимается производством материальных благ (например, изготовлением туристского снаряжения, ремонтом подвижного состава, отделочными работами и др.), то к активной части основных производственных фондов относят станки, машины, приборы и т. д.
Активную часть основных производственных фондов назовём оборудованием (от слова «оборудовать»). Размер потребностей турфирмы в оборудовании зависит от многих факторов:
Её размеров, степени специализации и кооперирования, вида (т. е. объема и структуры турпродукта), технологичности, продолжительности и сложности туристского маршрута либо сложности технологического процесса;
Прогрессивности оборудования, роста его производительности;
Качественных характеристик оборудования, его надежности, соответствия срокам морального износа, долговечности;
Срока морального старения, а, следовательно, и темпов обновления оборудования;
Степени использования оборудования;
Объема и уровня специализации и кооперирования вспомогательного производства;
Величины запаса оборудования.
Запас оборудования проявляется в двух формах:
в неустановленном оборудовании;
в частичном или полном бездействии определенной доли установленного оборудования.
Научно обоснованная потребность в запасе оборудования создает теоретическую и методологическую базу для совершенствования финансового механизма турфирмы, ее кредитных отношений с целью повышения эффективности производства (создания и оказания услуг).
Величина запаса оборудования должна рассчитываться для каждой отдельной туристической фирмы на основе статистического и бухгалтерского учета и отчетности функционирования оборудования за ряд лет, что предполагает дальнейшее совершенствование всей системы отчетности.
Учитывая перечисленные факторы, потребности турфирмы в оборудовании в течение планируемого периода (в 1 год) для расширенного производства (оказания услуг) и обновления парка (Ппл) в самом общем виде можно выразить следующей формулой:
, где:
— объем работы турфирмы в году, предшествующем новому;
— среднегодовой прирост объема работ турфирмы в течение планируемого года;
— годовая производительность единицы оборудования начало планового года;
— планируемый коэффициент увеличения производительности оборудования;
— коэффициент освоения вводимых в действие мощностей в соответствии с нормами;
— среднегодовой парк оборудования на начало планируемого года;
— парк оборудования в планируемом году;
— доля выбытия оборудования вследствие износа в планируемом году;
— запасы оборудования (включая дополнительное оборудование и детали для устранения конструктивных и других недостатков осваиваемого оборудования, когда оно проходит период «детства»).
Более детальный анализ предложенной формулы позволяет выявить три варианта определения величины потребностей турфирмы в оборудовании.
Первый вариант. Увеличение производственной программы осуществляется за счет прироста оборудования на старой технической основе. Размер потребности в оборудовании находится в прямой зависимости от объема производства и выбытия оборудования. Это чистый случай экстенсивного пути развития, который маловероятен в современных условиях.
Второй вариант. Увеличение производственной программы (оказания услуг) осуществляется не за счет прироста оборудования, а за счет замены старого оборудования более прогрессивным. В этом варианте возможны две ситуации:
Прирост производительности оборудования совпадает с приростом объема производства (оказания услуг). В этих условиях не происходит прироста оборудования;
Прирост производительности оборудования превышает прирост объема производства. В этом случае увеличение количества оборудования имеет отрицательное значение. Турфирма должна пересмотреть производственную программу, в противном случае будет наблюдаться большая недогрузка мощностей. Этот вариант отражает чистый случай интенсивного пути развития. Он более вероятен в современных условиях.
Третий вариант. Увеличение производства осуществляется более высокими темпами, нежели прирост производительности оборудования. Этот путь развития включает экстенсивные и интенсивные факторы. Он является более типичным, хотя удельный вес этих факторов может изменяться в зависимости от экономической ситуации.
Коллектив авторов «Справочника по материально-техническому снабжению и сбыту» предлагает следующую упрощенную формулу расчета потребности в оборудовании для выполнения заданного объема работ:
где:
- потребность в оборудовании для выполнения заданного объема работ;
- норма времени на выполнение единицы работ;
Ч - число дней в плановом периоде;
- объём работ в плановом периоде;
- число смен работы;
- длительность рабочей смены;
- коэффициент использования оборудования, учитывающий ремонт и настройку;
- коэффициент выполнения норм.
Из потребности в оборудовании, полученной по указанной формуле, вычитается наличное оборудование.
При определении потребностей в оборотных производственных фондах необходимо исходить из того, что они должны рассчитываться для каждой туристской организации в отдельности и по каждому виду номенклатуры и ассортимента турпродукта, а не вообще и в среднем. Для этого в каждой турфирме разрабатывается нормативная база определения потребностей в оборотных фондах с максимальной дифференциацией конкретных условий производства (оказания услуг).
Потребность в них должна сообразовываться с условиями договоров и стимулироваться по качеству и срокам выполнения поставок. Важной задачей туристской организации является определение кооперированных связей и их изменений в процессе развития туристического производства.
В общем виде потребность в предметах труда на выполнение производственной программы турфирмы может быть рассчитана по следующей формуле:
где:
— потребность в предметах труда;
— объем выпуска продукции (оказания услуг) на плановый период;
— норма расхода предметов труда на единицу продукции (оказания услуг);
— нормативный переходящий производственный запас, необходимый для обеспечения непрерывности производства;
— ожидаемый запас данного вида продукции на начало планового периода.
При отсутствии норм расхода труда на какое-либо изделие (услугу) оно приравнивается к другому аналогичному изделию (услуге), на которое они имеются. При отсутствии производительных норм расхода предметов труда (сырье, топливо, энергия и т. д.) потребность определяется на основе показателей материалоемкости на одну условную денежную единицу (1 тыс. руб., 10 тыс. руб., 100 тыс. руб., 1 млн. руб.) продукции (услуг).
Ориентировочная потребность в предметах труда на перспективный период может быть рассчитана методом динамических коэффициентов по следующей формуле:
где:
— фактический расход предметов труда за предыдущий период;
— коэффициент роста уменьшения выпуска продукции (оказания услуг) в плановом периоде по сравнению с предыдущим;
— коэффициент снижения норм расхода на единицу продукции (услуги).
В последнем коэффициенте должна быть учтена также тенденция к снижению количества данного вида предметов труда при выпуске изделий (оказании услуг) с учетом более рационального их использования и технического прогресса.
Важным условием функционирования туристического производства и повышения его эффективности является формирование и постоянное совершенствование конкретного совокупного работника туристской организации. При этом совокупный работник рассматривается как единство кооперирования и специализации труда работников, выполняющих различные функции в производственно-хозяйственной деятельности. Конкретный совокупный работник должен выступать как коллектив трудящихся, связанный единством труда, интересов, потребностей и целей.
Логика функционирования туристических средств производства требует адекватной рабочей силы с соответствующим профессиональным и квалификационным уровнем. Поэтому необходимо готовить высококвалифицированные кадры для туристской сферы. Для этого требуется определенное образование, связанное с затратами. С этими затратами туристическая сфера не может не считаться. Ей необходимо изыскивать резервы для их снижения. Затраты на производство рабочей силы должны быть общественно необходимыми. Это одно из условий повышения эффективности производства как на макро -, так и на микроуровне.
В среднем и долгосрочном периодах функционирования туристской организации ее потребности в производственных фондах существенно корректируются или изменяются. Эго связано с жизненным циклом туристического продукта (товара).
Проблема жизненного цикла товара была разработана американским экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По Вернону новый товар проходит пять циклов своей жизни:
внедрение на рынок;
рост продаж;
их зрелость;
насыщение рынка;
спад продаж.
Международный цикл туристического продукта (услуги) выглядит несколько иначе и проходит четыре стадии:
Исключительное производство и экспорт нового продукта;
Появление иностранного конкурента аналогичного продукта и его внедрение на рынке, прежде всего на рынке своей страны;
Выход конкурента на рынки третьих стран и соответственно сокращение экспорта из страны создания нового продукта;
Выход конкурентов на рынок страны-родоначальницы.
Как правило, передовая в технологическом отношении туристическая фирма уже на второй стадии цикла формирует задел производства и внедрения другого продукта. Этому способствует снижение издержек производства на стадии роста и зрелости жизненного цикла товара (услуги). Фирма способна в этот момент снизить цену товара и увеличить его производство в стране базирования, но может наладить его зарубежное производство. Последнее предпочтительнее, если:
имеется возможность обойти таможенные барьеры;
стоимость рабочей силы в другой стране ниже, чем в стране базирования;
велики транспортные расходы (не считая конкурирующих и политических целей).
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.