logo
афк евсеев 1 том

3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука

Начиная с января 2000 г. адаптивная физическая культура являет­ся одной из составляющих частей специальности научных работников 130004 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тре­нировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

В данном случае она представляет собой компонент системы науч­ных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всесто­роннего гармоничного развития людей, в том числе имеющих откло­нения в состоянии здоровья и (или) инвалидность.

До 2000 г. в номенклатуре специальностей научных работников была только одна специальность, в которой рассматривались проблемы ис­пользования средств и методов физической культуры в работе с людь­ми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Это — спортивная медицина и лечебная физическая культура.

Однако эта специальность предусматривала изучение проблем лишь одного из большого количества направлений адаптивной физической культуры — лечебного, что не могло, конечно, удовлетворить много­численные запросы практики.

Включение адаптивной физической культуры в проблемное науч­ное поле специальности, традиционной для физической культуры (130004), безусловно, расширяет возможности проведения и оформле­ния результатов своих научных исследований представителям адаптив­ной физической культуры. Однако это также не решает проблему, ко­торая состоит в необходимости открытия отдельной специальности на­учных работников — «Теория и методика адаптивной физической куль­туры», что и будет сделано в ближайшем будущем соответствующими федеральными органами управления наукой.

Адаптивная физическая культура интегрирует в себе как минимум три крупных области знания — физическую культуру, медицину, кор-рекционную педагогику — и большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику физической культуры, теорию и мето­дику отдельных видов спорта и их групп, теорию и методику физическо­го воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидно­сти, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д. и т.п.

Чтобы наглядно представить поле научных проблем адаптивной фи­зической культуры (АФК), воспользуемся геометрическим образом — декартовой системой координат (см. рис.). На одной оси поместим ком­поненты (виды) адаптивной физической культуры — адаптивное физи­ческое воспитание (АФВ), адаптивный спорт (АС), адаптивную двига­тельную рекреацию (АДР), физическую реабилитацию (ФР), креатив­ные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практи­ки (КТОП), экстремальные виды двигательной активности (ЭВДА) и другие. На второй оси — вид (профиль, нозологическую группу) заболе­вания или инвалидности — зрение (3), слух (Сл.), опорно-двигательный аппарат (ОДА), речь (Р), интеллект (И), психика (П), соматические за­болевания (СЗ), сочетания различных заболеваний (СРЗ). На третьей — возрастные периоды жизни человека (возраст).

Каждая точка пространства в данной системе координат будет пред­ставлять собой проблему использования движений для развития и со­вершенствования инвалида с учетом его возраста и особенностей забо­левания (например, точка А представляет собой проблему, вернее ком­плекс проблем, адаптивного спорта у инвалидов по зрению в возрасте 30 лет).

« Заполнение» данного пространства конкретными рекомендация­ми и технологиями сопряжено с необходимостью проведения фунда­ментальных комплексных научных исследований, с преодолением ус­тоявшихся стереотипов лечения больных и инвалидов преимуществен­но фармакологическими средствами.

Крайне важно при реализации комплексного подхода в исследовании проблем адаптивной физической культуры не просто суммировать до­стижения различных наук, а создать единую концепцию, позволяющую избежать эклектики, односторонностей, абсолютизации в выводах от­дельных наук об инвалиде и интегрировать их в большинстве случаев противоречивые выводы в единую логику развития и совершенствования человека с ограниченными функциональными возможностями.

Необходимость объединения в единый исследовательский коллек­тив представителей физической культуры, медицины, коррекционпой педагогики приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтения­ми научных работников, их предшествующим опытом работы.

Так, например, в среде специалистов и научных работников, и осо­бенно в массовом сознании, доминирует представление о тождествен­ности адаптивной физической культуры и лечебной физической куль­туры или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в облас­ти адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. Адап­тивная физическая культура представляет собой значительно более ем­кий и широкий научный и социальный феномен, целью которого яв­ляется социализация или ресоциализация личности инвалида или чело­века с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Побывав на соревнованиях инвалидов, каждый может воочию убе­диться в том, что для спортсменов участие в них это прежде всего воз­можность общения, расширения круга знакомых и друзей, ощущение и сопереживание настоящего праздника. Радость победы, горечь пора­жения значительно активизируют эмоциональную сферу спортсменов, наполняют ее чувствами, позволяют забыть о своих недугах и, в конеч­ном счете, почувствовать, что их жизнь полнокровна и одухотворенна. Таким образом, адаптивный спорт, оказывая благотворное оздорови­тельное и лечебное воздействие на спортсмена, является к тому же и прекрасным средством и способом вхождения в социум, завоевания своего «социального пространства».

Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является раз­работка методологических основ адаптивной физической культуры, фундаментализация образования в этой области.

Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по физической культуре, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дис­циплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; преодолевать так на­зываемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции, определяемые методами ис­следования конкретных наук.

Наиболее актуальным направлением теории адаптивной физичес­кой культуры является проблемы адаптивного спорта, адаптивной дви­гательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных) теле­сно-ориентированных практик, экстремальных видов двигательной ак­тивности и др.

Теория адаптивной физической культуры как наука исследует со­держание, структуру, функции адаптивной физической культуры, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности зани­мающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (видов) адаптивной физической культуры, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Одной из главных проблем теории адаптивной физической культу­ры является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологичес­кой концепции жизни данной категории населения страны, преодоле­ния психологических комплексов с помощью средств и методов адап­тивной физической культуры.

Теория адаптивной физической культуры должна раскрыть ее слож­ные взаимосвязи с другими областями пауки и практики общества — здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, физи­ческой культурой и др., а также разработать технологии формирования готовности общества к принятию инвалидов как равноправных его чле­нов, обладающих самоценностью и огромным творческим потенциа­лом в самых различных видах человеческой деятельности.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особеннос­тей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспита­ния в процессе занятий физическими упражнениями.