4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
В рыночной экономике движение натурально-вещественных факторов производственных фондов осуществляется в стоимостной форме, которая порождает особые стоимостные потребности. Стоимостные и материальные потребности выступают в единстве. Это единство само выступает как характеристика потребности, определяемая сущностью производственных фондов. Поэтому главное экономическое требование к поставщикам туристского оборудования — обеспечение опережающего роста технико-технологических характеристик средств производства и улучшения качества по сравнению с динамикой их стоимости (с учетом инфляции). Выполнение этого требования является свидетельством интенсивного пути ведения хозяйства. Определить потребности в производственных фондах с учетом единства их натурально-вещественной и стоимостной форм означает, что при выборе вариантов технических и технологических решений должны участвовать и стоимостные параметры. Они должны закладываться уже в техническом задании разработчикам. В противном случае нарушаются пропорции в производственных фондах.
Завышение стоимостных элементов средств производства особенно остро сказывается на финансовом обеспечении турфирмы при освоении новых видов продукции (услуг), что связано с повышенными затратами освоения, которые далеко не всегда могут компенсироваться выручкой. Это не заинтересовывает туристскую организацию в обновлении видов выпускаемой продукции (оказании услуг), так как стоимость оборудования относится на постоянные издержки производства турфирмы.
Финансовая устойчивость турфирмы всецело зависит от величины выручки. Она, как известно, определяется произведением цены единицы товара (услуги) на его реализованное количество. Величина выручки должна покрыть все произведенные затраты и обеспечить получение прибыли. Для решения этой задачи экономическая наука разработала инструментарий, включающий следующие категории:
Сп = Вр – И пер, где: Сп – сумма покрытия,
Вр – выручка,
Ипер – издержки переменные.
т.е. сумма покрытия включает в себя сумму постоянных издержек и прибыли. Для расчета суммы покрытия из выручки вычитают все переменные издержки (иногда их называют прямыми затратами), а также часть накладных расходов, которые зависят от объема производства и поэтому относятся к переменным издержкам.
Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой товара и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных издержек и в получение прибыли.
Впср = Ц – Исред.пер,, где:
Впср – средняя величина покрытия;
Ц – цена;
Исред.пер – издержки средние переменные.
Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации. Для отдельной единицы товара коэффициент покрытия — это доля средней величины покрытия в цене единицы товара.
Кп = (Ипост + Пр)/Вр,, где:
Кп – коэффициент покрытия,
Ипост – издержки постоянные.
Под точкой безубыточности понимается такая выручка от реализации объема производства турфирмы, которая обеспечивает покрытие всех её затрат и нулевую прибыль.
Вр – И = 0 или Пр = 0, где
И – издержки.
Пороговая выручка (иногда ее называют критическим объемом продаж) — это выручка, которая соответствует точке безубыточности.
Запас прочности — это процентное отклонение фактической выручки от пороговой. Определяется отношением разницы фактической и пороговой выручки к фактической выручке в процентном исчислении:
Зпр = (Врф – Врп)/Врф х100% где:
Зпр – запас прочности,
Врф – выручка от реализации фактическая,
Врп – выручка пороговая.
Использование указанных категорий позволяет решить ряд практических задач, постоянно возникающих в производственной деятельности любого предприятия, в том числе и турфирмы.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия