1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
Известно, что в настоящее время, как в научный оборот, так и в широкий обиход вошли следующие термины и понятия: «туризм», «туристическая деятельность», «туризм внутренний», «туризм выездной», «туризм въездной», «туризм социальный», «туризм самодеятельный», «турист», «туристические ресурсы», «туристическая индустрия», «тур», «туристический продукт», «продвижение туристического продукта», «туроператорская деятельность», «турагентская деятельность», «услуги гида-переводчика», «туристская путевка», «туристский ваучер».
Особое место среди них принадлежит понятию «тур». В России оно определяется следующим образом: «Тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия». В Республике Беларусь определение тура дано по-иному: «Тур – путешествие в соответствии с программой тура с одновременным предоставлением комплекса туристических услуг (не менее двух), сформированных туроператором». Данное определение тура является юридическим, так как оно принято Законом РБ «О туризме» от 25 ноября 1999 г. № 326-3.
Ведущими учеными в области туризма И. В. Зориным и В. А. Квартальновым был разработан и опубликован толковый словарь туристских терминов. В этой работе авторы дают следующее определение тура: «Тур — это:
Туристская поездка по определенному маршруту, в определенный срок, с определенным комплексом услуг;
Единица туристического продукта на продажу, реализуемая как единое целое, продукт труда туроператора. Добавление к туру стоимости проезда от места формирования группы до первого на маршруте пункта размещения и от последнего на маршруте пункта размещения обратно образует транстур».
Таким образом, тур - это комплекс различных услуг (по размещению, питанию, транспортных, бытовых, туристических, экскурсионных, культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте и в определенный срок. Тур оформляется в виде туристской путевки и ваучера. Ваучер (расписка) – документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающие факт их оказания. В зависимости от вида тура в нем могут отсутствовать те или иные элементы. Например, в деловых и конгресс-турах необязательными являются спортивные и курортные программы.
С точки зрения экономической науки, категория «тур» должна анализироваться как экономическая категория. В центре тура стоит комплекс туристических услуг, а отдельная услуга является его элементарной «клеточкой». В туре присутствуют как материальные туристические услуги (питание туристов, услуги по содержанию туристов и др.), так и нематериальные (экскурсии, путешествия, услуги гидов-переводчиков и др.).
Ныне в экономически развитых странах сфера услуг опередила сферу материального производства. Темпы роста сферы услуг остаются высокими. Если в промышленно развитых странах в 1970 г. они составляли 58 % валового внутреннего продукта, то сейчас — более 65%. Этот процесс начался в середине 70-х гг. в связи с переходом стран Запада от преимущественно экстенсивного к преимущественно интенсивному производству. Усилилась тенденция к глубокой перестройке хозяйственных пропорций. Развитие происходит за счет повышения качества и эффективности производства.
На «перелив» ресурсов и капиталов из сферы материального производства в сферу услуг оказывает влияние целый ряд факторов. В первую очередь — это потребности. Они смещаются от первичных, материальных к потребностям высшего порядка (духовным, профессиональным, физической культуре; спорту; туризму и др.). Возвышение потребностей стало возможным благодаря развитию производительных сил и росту производительности труда в материальном производстве, которая в некоторых странах выше в 1,5 — 3 раза по сравнению с производительностью труда в сфере услуг. К тому же услуги глубоко интегрированы в производство. Поэтому иногда практически трудно отделить производственную услугу от собственно материального производства.
Туристическую услугу в условиях товарно-денежных отношений можно и нужно рассматривать как обыкновенный товар, продукт человеческого труда (деятельность работников туристической индустрии, туроператора и др.), предназначенный для обмена или продажи. Как и всякий товар, туристическая услуга обладает двумя свойствами:
Потребительной стоимостью (т. е. полезностью для туриста, способностью удовлетворить его определенные потребности);
Меновой стоимостью (т. е. обмениваться в определенной пропорции на другие товары или услуги). В развитой рыночной экономике меновые пропорции фиксируются в деньгах как всеобщем элементе всех товаров (услуг).
Тур как комплекс туристических услуг обладает теми же свойствами, что и отдельная услуга, т.е. потребительной и меновой стоимостью. Тур как товар, представленный комплексом туристических услуг, продается и покупается. Денежное выражение меновой стоимости тура — есть его цена.
Цель туристической отрасли — удовлетворение потребностей туристов и обеспечение всесторонне и гармонически развитой личности. Человек обладает четырьмя основными чертами: разумностью, социальностью, эгоизмом и безграничностью своих потребностей, наивысшими из которых являются духовные. Указанные свойства (черты) человека должны учитываться как в практической деятельности туристских организаций, так и в экономической теории туризма.
При этом необходимо учитывать одно важное обстоятельство. Ресурсы любой туристской организации (как и общества в целом) ограничены, следовательно, ограничена ее деятельность по оказанию туруслуг. Поэтому перед туристической организацией всегда стоит проблема рационального распределения ограниченных ресурсов. Этот процесс сопряжен с проблемой выбора: какие услуги производить из ограниченных ресурсов; как производить, чтобы рационально их использовать; для кого производить туруслуги; по какой цене их продавать.
Обобщая изложенное, можно определить требования, которым должен отвечать тур и сформулировать дефиницию тура как экономической категории.
Тур как экономическая категория должен отвечать следующим требованиям:
быть объективным явлением, в основе которого лежит ограниченность туристических ресурсов;
выражать отношения между туристической организацией и ее клиентами по производству, формированию, продвижению и реализации туристических услуг;
иметь активное, стимулирующее начало, быть побудительным мотивом как для турфирмы, так и для её клиентов;
в его формировании должны участвовать как объективные, так и субъективные факторы;
обладать потребительной и меновой стоимостью, т. е. быть, товаром;
иметь целеполагание.
Итак, тур как экономическая категория — это отношения между субъектами туристического рынка и их поведение в процессе производства, формирования, продвижения и реализации комплекса (или части) туристических услуг как товара в условиях ограниченности туристических ресурсов и их рационального распределения с целью удовлетворения своих потребностей.
Напомним, субъектами туристического рынка являются потенциальные туристы, туристический бизнес (туристские организации, фирмы) и государственные организации.
Из дефиниции тура как экономической категории следует, что, во-первых, комплекс (или часть) туристических услуг является материальной основой тура. Во-вторых, целевая функция тура состоит в удовлетворении потребностей участников сделки. Это вводит нас в область исследования туристских потребностей, и, в первую очередь, социально-экономических потребностей туристской организации и её клиентов как субъектов туристического рынка.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.