19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями _на эстетическое развитие занимающихся
Уровень эстетического развития определяется степенью сформированное™ эмоционально-оценочного отношения ребенка к явлениям действительности, его способности оценивать их с позиций эстетических идеалов, т.е. социально обусловленных представлений о красоте в природе, обществе, в самом человеке (Л.К. Завьялов, 1999).
Главной задачей эстетического развития учащихся в процессе занятий физическими упражнениями, по мнению Л.К. Завьялова, является воспитание у них эстетического отношения к собственному физическому совершенствованию, объектам своей физкультурной деятельности, активного стремления к пониманию и достижению красоты во внешнем облике, поступках, во взаимоотношениях с людьми.
Он выделяет следующие объекты эстетических проявлений (восприятий, чувств, сознания, вкусов, потребностей) при занятиях физическими упражнениями:
- оформление мест проведения занятий, инвентаря и оборудования;
- внешний вид учителя и учащихся, стиль поведения и общения их друг с другом;
- взаимодействие учителя и учащихся по реализации используемых в занятии организационно-методических форм деятельности;
- сформированное учителем в сознании учащихся представление об эстетическом идеале физического развития и образования человека;
— физические упражнения, характеризующиеся пластичностью, ритмичностью, изяществом и выразительностью составляющих их движений, и упражнения, целью которых является достижение результата, обусловленного степенью проявления физических способностей и внутренних волевых напряжений;
— действия игрового и соревновательного характера, несущие в себе красоту проявления силы духа, борьбы с пространством, временем, самим собой.
Далее автор конкретизирует задачи, средства и методы для эстетического воспитания школьников младшего, среднего и старшего возраста, которые, безусловно, могут с успехом применяться и с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Большие возможности для эстетического развития занимающихся заключены в олимпийском образовании и воспитании школьников (наблюдение за совершенной техникой выполнения двигательных действий выдающихся спортсменов, их тактическим мастерством, проявлением волевых качеств, изучение произведений искусства на олимпийскую тематику, участие в массовых фестивалях и праздниках и т.п.).
Еще большие предпосылки для эстетического воспитания содержатся в программах проекта «СпАрт», где эстетические поступки, способы выполнения движений, включая пантомиму, танец и т.п., являются специальным предметом оценки.
Необходимо более активно, чем обычно рекомендуется в учебниках и учебных пособиях по физической культуре, использовать живую и неживую природу как источник естественной красоты и гармонии. Наблюдение за природой во время лыжных прогулок, туристических походов, легкоатлетических кроссов способствует проявлению эстетических чувств и связанных с ними эстетических переживаний, формированию эстетического сознания, эстетических вкусов и эстетических потребностей.
- Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Содержание
- Часть первая введение в специальность. История адаптивной физической культуры
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- Часть вторая организация и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Предисловие
- Методические рекомендации
- Введение
- Раздел I
- Глава 1
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ - современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- Система реабилитации
- Глава 3 теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов)
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.1. Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II история
- Глава 7
- Глава 8
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим — Италия
- 1964 Год. Токио - Япония
- 1968 Год. Тель-Авив, Рамат-Тан - Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг — Германия
- 1976 Год. Торонто - Канада
- 1980 Год. Арнхем - Нидерланды
- 1984 Год. Нью-Йорк — сша; Эйлесбери — Англия
- 1988 Год. Сеул - Корея
- 1992 Год. Барселона — Испания
- 1996 Год. Атланта — сша
- 2000 Год. Сидней — Австралия
- 2004 Год. Афины — Греция
- Результаты сборных команд 15 стран на XI (2000 г.) и XII (2004 г.) Паралимлийских играх (страны отобраны по результатам в Афинах, 2004 г.)
- Медали, завоеванные российскими спортсменами на
- X, XI и XII Паралимпийских играх
- Общекомандные места, занятые сборной командой России на Паралимпийских играх (неофициальный подсчет)
- Вклад субъектов Российской Федерации в завоевание спортсменами России медалей на XII Паралимпийских играх в Афинах (Греция)
- 1960 - Настоящее время
- 8.3. История развития адаптивной физической культуры в нашей стране
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- Лучшие национальные сборные мира на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Итоги выступления по видам спорта на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Лучшие национальные сборные команды мира на Сурдлимпийских играх 2005 года
- Глава 10
- Глава 11
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Зимние Всемирные Специальные Олимпийские игры
- Раздел III
- Глава 12
- Глава 13
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 организация адаптивного спорта
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- Паралимпийский комитет России
- Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов России
- Федерация спорта слепых России
- Российская ассоциация «Олимп»
- Сурдлимпийский комитет России
- Специальная Олимпиада России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15 организация адаптивной двигательной рекреации
- Глава 16 организация физической реабилитации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 организация креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV
- Глава 18
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в пюцессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1. Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья с сохранным интеллектом
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями _на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Контрольные вопросы и задания
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Адаптация и компенсация в теории физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специально-методические принципы
- Контрольные вопросы и задания
- Заключение
- Литература
- Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
- План учебного процесса
- Итоговая государственная аттестация5'
- 1. Защита выпускной квалификационной работы.
- 2. Государственный междисциплинарный экзамен по специализации.
- Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Факультет адаптивной физической культуры программа
- Санкт-Петербург
- I. Основы медицинских знаний в обасти адаптивной физической культуры (18 часов аудиторных занятий)
- II. Основы коррекционной педагогики
- II. Теория и методика адаптивной физической культуры
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел II основы коррекционной педагогики
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры
- 105064, Москва, ул. Казакова, 18.
- 160001, Г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.