logo
афк евсеев 1 том

19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями _на эстетическое развитие занимающихся

Уровень эстетического развития определяется степенью сформиро­ванное™ эмоционально-оценочного отношения ребенка к явлениям действительности, его способности оценивать их с позиций эстетичес­ких идеалов, т.е. социально обусловленных представлений о красоте в природе, обществе, в самом человеке (Л.К. Завьялов, 1999).

Главной задачей эстетического развития учащихся в процессе заня­тий физическими упражнениями, по мнению Л.К. Завьялова, является воспитание у них эстетического отношения к собственному физическо­му совершенствованию, объектам своей физкультурной деятельности, активного стремления к пониманию и достижению красоты во внешнем облике, поступках, во взаимоотношениях с людьми.

Он выделяет следующие объекты эстетических проявлений (воспри­ятий, чувств, сознания, вкусов, потребностей) при занятиях физичес­кими упражнениями:

- оформление мест проведения занятий, инвентаря и оборудования;

- внешний вид учителя и учащихся, стиль поведения и общения их друг с другом;

- взаимодействие учителя и учащихся по реализации используемых в занятии организационно-методических форм деятельности;

- сформированное учителем в сознании учащихся представление об эстетическом идеале физического развития и образования человека;

— физические упражнения, характеризующиеся пластичностью, рит­мичностью, изяществом и выразительностью составляющих их движе­ний, и упражнения, целью которых является достижение результата, обусловленного степенью проявления физических способностей и внут­ренних волевых напряжений;

— действия игрового и соревновательного характера, несущие в себе красоту проявления силы духа, борьбы с пространством, временем, самим собой.

Далее автор конкретизирует задачи, средства и методы для эстети­ческого воспитания школьников младшего, среднего и старшего воз­раста, которые, безусловно, могут с успехом применяться и с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Большие возможности для эстетического развития занимающихся заключены в олимпийском образовании и воспитании школьников (на­блюдение за совершенной техникой выполнения двигательных действий выдающихся спортсменов, их тактическим мастерством, проявлением волевых качеств, изучение произведений искусства на олимпийскую тематику, участие в массовых фестивалях и праздниках и т.п.).

Еще большие предпосылки для эстетического воспитания содер­жатся в программах проекта «СпАрт», где эстетические поступки, спо­собы выполнения движений, включая пантомиму, танец и т.п., явля­ются специальным предметом оценки.

Необходимо более активно, чем обычно рекомендуется в учебни­ках и учебных пособиях по физической культуре, использовать живую и неживую природу как источник естественной красоты и гармонии. На­блюдение за природой во время лыжных прогулок, туристических по­ходов, легкоатлетических кроссов способствует проявлению эстетичес­ких чувств и связанных с ними эстетических переживаний, формирова­нию эстетического сознания, эстетических вкусов и эстетических по­требностей.