Программное содержание государственного экзамена по специальности «Менеджмент организации», Вопрос № 2 «Дисциплины менеджмента»
Современное понятие менеджмента. Требования к менеджеру. Роли менеджера в организации.
Определение «менеджмент». Подходы к определению менеджмента. Общие требования к менеджеру. Основные группы ролей менеджера: межличностные, информационные, связанные с принятием решения.
Основные этапы развития менеджмента. Причины возникновения стратегического управления.
Доиндустриальный период управления. Индустриальный период управления. Постиндустриальный период управления.
Функции и принципы менеджмента.
Общие функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Современные принципы менеджмента: централизация и децентрализация в управлении, оптимальность, экономичность, целенаправленность управления, комплексность , демократизация управления.
Конкурентоспособность туристского продукта. Стратегии создания конкурентных преимуществ.
Определение понятия «конкурентоспособность». Стратегия лидерство в издержках. Стратегия дифференциации. Стратегия фокусировки на интересах конкретных потребителей.
Методы управления в менеджменте.
Основные группы методов: административные (организационно-распорядительные), экономические, социально-психологические (мотивационные).
Сущность и структура стратегического управления.
Анализ среды. Определение миссии и целей. Выбор стратегии. Выполнение стратегии. Стратегический контроль.
Понятие «власть». Сущность основных форм власти.
Определение понятий «лидерство», «влияние», «власть». Характеристика основных форм власти: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, экспертная власть, эталонная власть, законная власть.
Анализ макроокружения в стратегическом менеджменте. Компоненты анализа. Система отслеживания внешней среды.
Экономическая компонента. Правовая компонента. Политическая компонента. Социальная компонента. Технологическая компонента. Основные способы наблюдения за состоянием внешней среды.
Уровни управления в организации.
Характеристика основных уровней управления в организации: низовой уровень, средний уровень, высший уровень.
Анализ непосредственного окружения в стратегическом менеджменте.
Анализ покупателей. Анализ поставщиков. Анализ конкурентов. Анализ рынка рабочей силы. Контактные аудитории.
Стили управления в менеджменте: авторитарный, демократический, либеральный.
Сравнительная характеристика основных стилей руководства, их преимущества и недостатки.
Анализ внутренней среды в стратегическом менеджменте. Срезы внутренней среды. Проведение анализа среды.
Кадровый срез. Организационный срез. Производственный срез. Маркетинговый срез. Финансовый срез. Организационная культура. Методология проведения SWOT- анализа.
Организационная структура как объект стратегических изменений.
Характеристика основных типов организационных структур в туризме: линейная, функциональная, дивизиональная, по стратегическим единицам бизнеса, матричная. Их преимущества и недостатки.
Выбор стратегии фирмы: ключевые факторы выбора стратегии, оценка выбранной стратегии.
Основные ключевые факторы выбора стратегии: состояние рынка и позиция фирмы на рынке, цели фирмы, финансовые ресурсы фирмы, квалификация сотрудников, обязательства фирмы по предыдущим стратегиям, степень зависимости от внешней среды. Матрица Томпсона и Стрикланда. Направления оценки выбранной стратегии.
Сущность стратегического и тактического планирования в менеджменте.
Назначение стратегического планирования в организации. Цели и задачи тактического планирования. Виды тактических планов по назначению и времени действия, по виду хозяйственной деятельности.
Миссия туристской организации. Носители интересов. Факторы выработки миссии. Цели формулирования миссии.
Определение понятия «миссия». Собственники организации. Сотрудники организации. Покупатели продукта. Деловые партнеры. Местное сообщество. Общество в целом. Пять факторов выработки миссии. Роль миссии в деятельности организации.
- Р оссийская
- Международная академия туризма
- Негосударственное образовательное учреждение высшего
- Профессионального образования
- Вопросы государственного экзамена по специальности «Менеджмент организации» Вопрос № 1 «Экономические дисциплины»
- Программное содержание государственного экзамена по специальности «Менеджмент организации», Вопрос № 1 «Экономические дисциплины»
- Литература
- Вопросы государственного экзамена по специальности «Менеджмент организации» Вопрос № 2 «Дисциплины менеджмента»
- Программное содержание государственного экзамена по специальности «Менеджмент организации», Вопрос № 2 «Дисциплины менеджмента»
- 17. Коммуникации в управлении. Элементы коммуникационного процесса. Способы коммуникаций.
- Литература:
- Вопросы государственного экзамена
- По специальности «Менеджмент организации»
- Специализации «Менеджмент туризма»
- Вопрос № 3 «Дисциплины специализации»
- Программное содержание государственного экзамена
- 4. Проектирование тура и программа обслуживания.
- 5. Туристская документация.
- 6. Туристские формальности.
- 7. Формирование сбытовой сети туроператора.
- 14. Имидж турпредприятия, как средство рекламы
- 15. Подготовка и участие в выставках. Послевыставочная работа.
- 16. Нерекламные методы продвижения туристского продукта.
- 17. Представители туроператоров.
- 18. Качество туристского обслуживания и способы его регулирования.
- 19. Организация авиаперевозок в туризме. Виды и формы взаимодействия туристской фирмы и авиакомпании при организации туристских перевозок.
- 20. Информационные и телекоммуникационные системы в туризме.
- 21. Протокол и этикет в туристской фирме.
- 22. Анимация в туризме.
- 23. Программный туризм как основа современного туроперейтинга.
- 24. Туроперейтинг туристских направлений.
- 25. Автотуризм. Виды. Менеджмент организации автобусных туров.
- 26. Водный туризм. Менеджмент организации речных и морских круизов.
- 27. Туристский рынок: структура, особенности. Современное состояние и тенденции развития.
- 28. Железнодорожный туризм. Организация железнодорожных туров.
- 29. Безопасность в путешествии.
- 30. Страхование профессиональной ответственности туроператора.
- Список литературы