logo
афк евсеев 1 том

Методические рекомендации

Изучение теории и организации адаптивной физической культуры, интегрирующей в себе три крупных области знаний - физическую куль­туру, медицину и коррекционную педагогику, - предполагает освоение студентами таких дисциплин Госстандарта, как: теория и методика фи­зической культуры, психология развития, анатомия человека, физио­логия человека, биохимия, биомеханика, общая патология и терато­логия, частная патология, специальная педагогика и специальная пси­хология.

В то же время, сама адаптивная физическая культура выступает как фундаментальная система знаний для таких дисциплин, как: базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, частные мето­дики адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности, дисциплины специализаций, а также для пе­дагогических практик по специальности и специализации.

Данное обстоятельство, а также имеющийся в Санкт-Петербург­ском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лес-гафта опыт образовательной деятельности по адаптивной физической культуре привели к выводу о целесообразности пролонгированного (в течение восьми семестров первых четырех лет обучения в вузе) препо­давания этой дисциплины.

А это, в свою очередь, привело к необходимости значительно бо­лее серьезного отношения к реализации межпредметных связей и неиз­бежности дедуктивно-индуктивного способа освоения учебного мате­риала.

Учебник состоит из двух томов. 1-й том содержит две части (основ­ной текст), введение, заключение, библиографическое описание ос­новной и дополнительной литературы, приложения.

Во введении кратко рассмотрены наиболее важные установочные положения, составляющие основу концепции учебника и дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры».

В первой части изложены сведения по двум разделам:

Во второй части учебника, также состоящей из двух разделов, да­ются материал об организации адаптивной физической культуры и ее общая характеристика.

В III разделе «Организация адаптивной физической культуры в Рос­сийской Федерации и мировом сообществе» материал структурирован

в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культу­ры: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация, креативные (худо­жественно-музыкальные) и экстремальные виды двигательной актив­ности.

В IV разделе «Методические основы адаптивной физической культу­ры» рассматриваются ее роль в комплексной реабилитации и социаль­ной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоро­вья, воспитание личности средствами и методами адаптивной физиче­ской культуры.

Большое внимание в этой части учебника уделено обоснованию опорных концепций методологии адаптивной физической культуры, ее медико-биологическим и социально-психологическим аспектам и, в частности, гуманистической психологии.

Дается характеристика функций, принципов адаптивной физической культуры.

В заключении изложены перспективы развития адаптивной физиче­ской культуры как интегративной учебной дисциплины, направления научно-исследовательской деятельности, важнейшего института соци­альной политики по отношению к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья.

Каждый параграф завершается контрольными вопросами и задани­ями для самопроверки усвоенных знаний. Без их тщательной проработ­ки нецелесообразно приступать к изучению последующего материала.

При самостоятельной работе необходимо в дополнение к учебнику изучить содержание литературных источников, приведенных в книге, а также материалов, публикуемых в периодическом журнале «Адаптив­ная физическая культура».

Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дис­циплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представ­лены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также те­матика рефератов, курсовых и квалификационных работ.