1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
Необходимым условием возникновения объекта налогообложения является реализация продукции (работ, услуг). Термин "реализация" применяется довольно широко, однако законодательством он не определен. Поэтому очень важна точность в его толковании.
Реализация (от позд.-латин. realis — вещественный) — это осуществление, исполнение; продажа товара, превращение имущества или ценных бумаг в деньги. Реализация продукции является завершающим этапом оборота хозяйственных средств, в результате которого произведенный предприятием товар продается другому предприятию (покупателю) за установленную плату. Происходит превращение товарной формы продукта в денежную. Реализация основывается на договорах между поставщиками и потребителями.
Продукция, товар считается реализованной, если она отгружена или передана покупателю и оплачена поставщику полностью. Установление момента реализации имеет практическое значение с точки зрения принадлежности средств, отражения данных на счете "Реализация" и уплаты налога с оборота. Результаты от реализации продукции (работ, услуг) списываются ежемесячно со счета "Реализация" на счет "Прибыли и убытки".
В результате реализации продукции образуется доход предприятия. Он представляет собой денежные средства, поступающие в распоряжение субъекта хозяйствования. Денежные доходы предприятий складываются из выручки от реализации продуктов (услуг), операционных доходов, внереализационных доходов.
Операционными являются доходы от отдельных операций, не относящихся к видам деятельности организации. Это доходы, поступившие: за участие в уставных фондах других организаций; за предоставление другим предприятиям и организациям (за плату) временно свободных денежных средств; по ценным бумагам; в результате осуществления совместных проектов (по договору простого товарищества); от продажи основных средств и других активов; в виде процентов за использование обслуживающим банком средств, находящихся на счете организации.
Внереализационные доходы включают в себя: безвозмездно полученные денежные средства и другие доходы, поступившие в собственность предприятия от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией туристского продукта; суммы дооценки активов; курсовые разницы; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской, дебиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; штрафы, пени, неустойки.
Под, выручкой от реализации продукции (работ, услуг) понимается сумма денежных средств либо иное имущество в денежном выражении, полученные либо подлежащие получению в результате реализации товаров (продукции, работ, услуг) по ценам, тарифам в соответствии с договором за данный период времени. Этот показатель в основном соответствует принятому в мировой практике показателю объема продаж.
Выручка от реализации продукции (товаров, услуг) — важнейший результат производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Своевременность и полнота поступлений выручки говорят о нормальном финансовом состоянии объекта хозяйствования. Ее объем определяется либо по мере оплаты продукции, работ и услуг (при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары, работы, услуги на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и по предъявлении покупателю (заказчику) расчетных документов (метод начисления). Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров и фиксируется в его учетной политике.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) туристско-экскурсионных организаций, которые формируют стоимость путевки с учетом приобретенных услуг (проживание, питание и т.д.) в местах проживания и транспортных услуг по отправке и возвращению туристов, — это сумма превышения средств, полученных от туристов для оплаты оказываемых туристских услуг, над средствами, перечисленными третьим лицам за оказанные туристам услуги. Следовательно, при определении выручки от реализации туристского продукта (услуги) следует руководствоваться приведенными выше толкованиями данного показателя. Поскольку они наиболее полно отражают специфику этого вида деятельности, ими можно руководствоваться при разработке отраслевых методических указаний, определяющих количество и сущность основных показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность туристских предприятий. В настоящее время такой документ в туризме не разработан. Его отсутствие ведет к искажению толкования показателя "выручка от реализации", создает трудности в определении налогооблагаемой базы и в расчетах. Кроме этого, некоторые теоретики, не познав на практике особенностей туристских видов деятельности, отождествляют выручку от реализации с валовым доходом.
Валовой доход — это экономическая категория, представляющая собой разницу между отпускной и закупочной стоимостью товара:
ВД = Сотп – Сзак.
Чтобы предприятие по итогам реализации товара имело прибыль, размер валового дохода должен обеспечивать погашение всех остальных расходов (в том числе налогов, сборов и отчислений), понесенных предприятием. Как экономическое образование валовой доход имеет место у субъектов хозяйствования, занимающихся торгово-закупочной деятельностью.
Таким образом, под выручкой от реализации туристских продуктов (услуг) понимаются доходы туристского предприятия, получаемые им от основной деятельности и носящие регулярный характер. К ним относятся выручка от производства и реализации туристского продукта; реализация дополнительных услуг.
Процесс формирования выручки от реализации заключается в следующем/На стадии организации и становления туристское предприятие имеет в своем распоряжении определенную сумму первоначального капитала. Она равна сумме уставного фонда, размер которой зависит от организационно-правовой формы предприятия. Эта сумма полностью или частично инвестируется в производство туристского продукта, в процессе которого создается новая стоимость. Цена новой стоимости определяется издержками производства, уровнем рентабельности и конъюнктурой рынка. Результатом реализации является выручка от реализации туристского продукта (услуг), которая поступает на расчетный счет предприятия.
Выручка от реализации — это еще не чистый доход предприятия. Ее суммы направляются на покрытие издержек про изводства, формирование амортизационного и других фондов, выплату заработной платы; из них производятся отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды. Оставшаяся часть представляет собой прибыль предприятия.
Выручка от реализации и прибыль как экономические категории тесно взаимосвязаны. С увеличением выручки увеличивается прибыль. Снижение выручки отрицательно сказывается на объеме прибыли и т.д. А это значит, что на их объем и размер влияют одни и те же факторы. Поэтому роль и значение основных факторов, способствующих росту выручки от реализации, будут рассмотрены в последующих разделах дайной темы.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия