Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
Показатели | Турагенты | Туроператоры |
Собственные средства Заёмные средства Привлечённые средства Из них: кредиторская задолженность авансы покупателей резерв предстоящих расходов и платежей | 18 - 82
70 5 7 | 35 - 65
50 9 6 |
Итого | 100 | 100 |
Потребность в заемных средствах у турфирмы возникает при кредитовании инвестиций, необходимых для строительства гостиниц, приобретения туристских автобусов и т.п.
Своеобразность организации финансовых отношений в туризме в значительной степени обусловливаются также особенностями ценообразования на продукцию этой отрасли.
Цена туристического продукта или отдельной услуги является весьма динамичной и зависит от многих факторов: стоимости услуг, входящих в турпакет, числа туродней, вида тура (групповой, индивидуальный), количества туристов в группе, их возрастного состава, сезонности и др.
Расчет цены на туристический продукт производится на основе нормативной калькуляции, которая сводится к определению не себестоимости тура, а его продажной цены. Применение нормативной калькуляции обычно вызывает существенные колебания в уровне рентабельности туристских фирм, что отражается на их финансовом положении.
*
* *
Налогообложение туристической деятельности — это изъятие в пользу государства заранее определенной и законодательно установленной части доходов туристской фирмы. Оно также имеет свои особенности.
Налог (сбор, пошлина) — обязательный взнос в бюджет (внебюджетный фонд), осуществляемый плательщиком в соответствии с законодательными актами. Основным признаком плательщика налога является наличие самостоятельного источника дохода.
Сущность налогов проявляется в следующих функциях:
регулирующей;
стимулирующей;
распределительной;
фискальной.
Регулирующая функция заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, правилами налогообложения, создает условия для ускоренного развития тех или иных производств и отраслей, т.е. регулирует рыночную экономику.
Стимулирующая функция проявляется в том, что с помощью налогов государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест и др.
Распределительная функция налогов выражается в том, что с помощью налогов в бюджете аккумулируются денежные средства, которые направляются затем на решение общегосударственных задач. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий сферы материального производства и доходов граждан, направляя её на развитие непроизводственной сферы.
Фискальная (от лат. fiscus — фиск, государственная казна) функция налогов состоит в том, что с ее помощью пополняются средства государственной казны, которые используются затем на содержание государственного аппарата.
Система налогов РБ включает: республиканские налоги и местные налоги.
Рассмотрим отдельные налоги турфирмы и особенности налогообложения туристической деятельности.
1) Налог на добавленную стоимость (НДС). Объектом налогообложения на добавленную стоимость являются обороты по реализации услуг туризма на территории РБ. Данным налогом не облагаются путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, туристско-экскурсионные путевки, платные медицинские услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, услуги учреждений культуры и искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ, обороты казино, игровых автоматов и т.п.
Эти льготы применяются в том случае, если заключен договор между туристом и турфирмой оформлен в виде туристско-экскурсионной путевки. Туристические услуги должны соответствовать ГОСТУ P50890 — 94 и быть включены в калькуляцию себестоимости путевки. Калькуляция обязательно утверждается руководителем туристской фирмы.
При обязательной продаже части валютной выручки от экспорта товаров (услуг, работ) налог на добавленную стоимость уплачивается в валюте в соответствии с порядком, установленным для обязательной ее продажи, за счет средств, поступивших на текущий валютный счет. И в рублях - за счет средств, причитающихся от обязательной продажи валюты с расчетного счета.
В случаях, когда часть валютной выручки не подлежит обязательной продаже, НДС уплачивается в валюте с текущего валютного счета.
Налогом на добавленную стоимость облагаются такие услуги, предоставляемые туристам, как проживание в гостинице, питание, транспортные.
Размер ставка налога на добавленную стоимость может пересматриваться.
Все дополнительные платежные услуги, не включенные в состав калькуляции стоимости туристской путевки и оформленные другими документами, облагаются налогом на добавленную стоимость.
2) Земельный налог. В соответствии с Законом «О плате за землю» учреждения туризма не подлежат обложению земельным налогом. Для применения данной льготы должны быть соблюдены следующие условия.
Во-первых, туристическая фирма должна иметь документы, подтверждающие отнесение услуг фирмы к услугам туризма.
К учреждениям туризма отнесены туристские гостиницы, базы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро и бюро путешествий, учреждения по организации международного туризма.
Во-вторых, турфирма, организующая международный туризм, должна иметь соответствующую лицензию, так как по лицензируемым видам деятельности льгота предоставляется только при наличии у предприятия соответствующей лицензии. Порядок лицензирования международной туристической деятельности установлен постановлением «О лицензировании международной туристической деятельности».
3) Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налог на пользователей автомобильных дорог. Особенности применения этих двух налогов в туризме связаны с юридическим аспектом — является ли продавец туристского продукта принципалом или агентом. Принципал (от лат. principalis — главный) — лицо, участвующее в сделке за свой счет, а также физическое или юридическое лицо, уполномочивающее другое лицо действовать в качестве агента. Агент (от лат. agens — действующий) — юридическое или физическое лицо, совершающее операции по поручению другого лица, т.е. принципала, за его счет и от его имени, не являясь при этом его служащим. В туризме принципалом является туристско-экскурсионная организация, которая формирует стоимость туристской путевки путем приобретения услуг по туризму (размещение, питание, транспортное обслуживание и т.п.). Когда принципал выступает как продавец, то объектом обложения налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы или налогом на пользователей автомобильных дорог для принципала является выручка от реализации туристического продукта (турпутевок). В этом случае сумма как одного, так и другого налога начисляется по ставке в процентах к сумме реализованных туристских путевок.
где:
— сумма налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы или налога на пользователей автомобильных дорог, руб.;
— ставка налога, %;
— цена одной туристской путевки, руб.;
— количество проданных туристских путевок, ед.
В случае, когда продавцом туристской путевки является агент, возможны два варианта налогообложения.
Первый вариант. Туристский агент продает путевку от имени и по поручению туроператора. Другими словами, принципалом является туроператор. В калькуляцию себестоимости туристской путевки включается вознаграждение турагента за услугу по реализации турпутевки, оформленную агентским договором.
Налогообложению подлежит сумма вознаграждения за услуги по реализации турпутевок.
где:
— сумма налога на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы или налога на пользователей автомобильных дорог, руб.;
— ставка налога, %;
— вознаграждение за услугу по реализации одной туристской путевки, руб.;
— количество проданных туристских путевок, ед.
Второй вариант. Туристский агент реализует сторонние туристские путевки по договору комиссии или консигнации.
Когда турфирма занимается только продажей турпутевок, увеличивая их стоимость на величину наценки и не связывая эту наценку с предоставлением дополнительных туристско-экскурсионных услуг, оказываемых своими силами или приобретенных на стороне, то объектом налогообложения для пользователей автомобильных дорог (сумма выручки, полученная от реализации туристских путевок). Это означает, что в данном случае туристская фирма осуществляет свою деятельность не в сфере услуг, а в сфере торговли.
Налогообложению на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы подлежит сумма реализованной наценки, полученная от продажи туристской путевки.
где:
— сумма налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, руб.;
— ставка налога, %;
— торговая наценка одной туристической путёвки, руб.;
— количество проданных путёвок, ед.
Сумма налога на добавленную стоимость определяется следующим образом:
где:
20% — ставка НДС;
— торговая наценка одной туристической путёвки, руб.;
— количество проданных туристических путёвок, ед.
Например, турагент получил от иностранного партнера готовый пакет (включая авиабилеты) на комиссию и согласно договору оставляет себе комиссионный процент при перечислении суммы договора, которая и является объектом налогообложения.
Порядок заключения агентских договоров регламентирован. Предусмотрено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени принципала и за его счет.
В приложении к агентскому договору должен быть дан перечень конкретных туров с указанием входящих в него услуг и стоимости каждого тура. Также следует указать количество подлежащих реализации на территории РБ туристских путевок. Продажу путевок на территории РБ будет осуществлять фирма с указанием собственных реквизитов и оформлением путевки по установленной форме, представляя зарубежному партнеру отчет о ходе исполнения договора.
Международные соглашения не распространяются на косвенные налоги. Иностранные предприятия, не состоящие на учете в налоговом органе, в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории РБ являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.