logo
афк евсеев 1 том

Глава 13

ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ здоювья

Адаптивное физическое воспитание — самый массовый вид адаптив­ной физической культуры, занятия по которому проводятся преиму­щественно в образовательных учреждениях и являются для занимаю­щихся обязательными, поскольку дисциплина, по которой проводятся эти занятия, включена в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Содержание занятий по адаптивному фи­зическому воспитанию регламентировано, как правило, государствен­ными программами или авторскими (инновационными) программа­ми, прошедшими соответствующую экспертизу. К проведению занятий допускаются только специалисты, имеющие соответствующий уровень образования и квалификации.

В связи с тем, что термин «адаптивная физическая культура» по­явился в России лишь в 1996 году, а практическая деятельность в об­ласти, называемой сегодня в государственных образовательных стан­дартах и официальных учебниках «адаптивное физическое воспитание», по существу реализуется уже более ста лет, необходимо сделать ряд замечаний по уточнению терминологии в этой области, чтобы ис­ключить возможные и вполне естественные в данной ситуации недо­разумения.

Адаптивное физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) - это физическое воспитание (как вид физической культу­ры) для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая, разуме­ется, и инвалидов. Поэтому все существующие на сегодняшний день формы физического воспитания, предназначенные для лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья, для лиц с отклонениями в развитии, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп и т.п., а именно - занятия по физи­ческому воспитанию, занятия по ритмике, уроки по физической куль­туре и другое - сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть: занятия по адаптивному физичес­кому воспитанию, уроки по адаптивному физическому воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре.

Однако переход на единую терминологию может продолжаться дли­тельное время, поскольку написано и издано большое количество про­грамм, учебников и учебно-методических материалов (пособий, реко­мендаций и др.), утверждено много государственных образовательных стандартов, включающих дисциплины, направленные на физическое совершенствование занимающихся с отклонениями в состоянии здо­ровья (особенно в сфере образования), в которых адаптивное физичес­кое воспитание представлено как «ритмика», «физическая культура», «физическое воспитание» и т.п. При этом принципиально важным явля-

ется то, что адаптивное физическое воспитание, осуществляемое в форме занятий или уроков, является обязательным для занимаю­щихся независимо от состояния их здоровья, управляемых и контроли­руемых государственными органами через государственные образова­тельные стандарты, программы, учебники, учебно-методические ма­териалы и с помощью таких процедур, как аттестация и аккредитация учреждений, осуществляющих эту деятельность.

В настоящее время адаптивное физическое воспитание в России осу­ществляется (во всяком случае должно осуществляться): в системе спе­циального образования — с лицами, имеющими отклонения в разви­тии; в системе массового образования — с лицами, имеющими откло­нения в состоянии здоровья и отнесенными к категории занимающих­ся физическими упражнениями в специальных медицинских группах (от­делениях).

Вначале рассмотрим вопросы организации адаптивного физическо­го воспитания в системе специального образования, учреждения кото­рого в зависимости от возраста и тяжести дефекта могут функциониро­вать как в сфере образования, так и в сфере социального обеспечения и здравоохранения.

13.1. Организация адаптивного физического воспитания

в системе специального образования_

В соответствии с номенклатурой типов и видов образовательных уч­реждений, определенных письмом Министерства общего и профессио­нального образования Российской Федерации от 17.02.1977 г. № 150/14-12 «О наименовании государственных и муниципальных образовательных учреждений», в настоящее время во всех субъектах Российской Феде­рации специальное образование осуществляется в следующих учрежде­ниях.

Дошкольные образовательные учреждения:

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществле­нием квалифицированной коррекции отклонений в физическом и пси­хическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуще­ствлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровитель­ных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оз­доровительные группы в разном сочетании).

Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в раз­витии:

I вид - для неслышащих (глухих);

II вид - для слабослышащих и позднооглохших;

III вид - для незрячих (слепых);

IV вид - для слабовидящих и поздноослепших;

V вид — для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид — для детей с задержкой психического развития;

VIII вид — для умственно отсталых детей.

Образовательные учреждения начального профессионального образо­вания: специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Единственное в мире специализированное учреждение высшего про­фессионального образования — Московский государственный гуманитар­ный институт-интернат.

Кроме перечисленных образовательных учреждений специальное допрофессиональное и начальное профессиональное образование реа­лизуются:

— в профессиональных училищах (строительных, швейных, сельс­кохозяйственных и др.);

— в учебно-курсовых комбинатах (пунктах), учебно-производствен­ных центрах, технических школах, вечерних (сменных) профессиональ­ных училищах.

Среднее профессиональное и высшее профессиональное образо­вание обучающиеся получают в специальных средних образователь­ных учреждениях и в различных формах интеграции в учреждениях общего назначения как среднего, так и высшего профессионального образования.

К системе специального образования относятся и так называемые классы компенсирующего обучения и специальные (коррекционные) клас­сы, которые в последние годы открываются в массовой школе, осо­бенно широко для детей с задержкой психического развития.

Помимо перечисленных в системе специального образования функ­ционируют и другие образовательные учреждения для детей с отклоне­ниями в развитии и ограниченными возможностями здоровья, куда относятся:

— оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторно-леспая школа, санаторная школа-интернат, санаторный детский дом);

— образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психоло­го-педагогической и медико-социальной (ППМС) помощи (ППМС -центры диагностики и консультирования, сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, социально-трудовой адап­тации и профориентации, лечебной педагогики и дифференцированно­го обучения);

— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и под­ростков с девиантным поведением и отклонениями в развитии (специ­альная общеобразовательная школа, специальное профессиональное училище).

Учреждения специального образования реализуют основные и до­полнительные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образова-

ния, которые регламентируются государственными образовательными стандартами.

Во всех перечисленных образовательных и профессионально об­разовательных программах предусмотрены занятия по адаптивному физическому воспитанию, как правило не менее двух раз в неделю. Они реализуются в форме физкультурных занятий и занятий ритми­кой (в дошкольных образовательных учреждениях); уроков по физи­ческой культуре и ритмике (в школах); лекций, практических и ме­тодических занятий по физической культуре (в вузе). Кроме того, предусмотрены занятия адаптивным физическим воспитанием в ре­жиме учебного дня.

При разработке содержательного компонента стандарта образова­ния дошкольников в области физической культуры были выделены три направления требований к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении как в рамках основного образова­ния, так и дополнительных образовательных услуг:

— образовательная программа физического совершенствования до­школьников;

— условия, способствующие реализации потребности детей в дви­жении;

— профессиональная компетентность педагогов, организующих дви­гательную деятельность дошкольников.

Программа должна предусматривать проведение физкультурных за­нятий не менее двух раз в неделю, физкультурных досугов — 1 раз в месяц, физкультурных праздников — 1 раз в сезон. Продолжитель­ность физкультурных занятий в разных возрастных группах различная — от 20 минут в младшей группе, до 35 минут — в подготовительной.

Необходимо отметить, что если для нормально развивающихся дошкольников существует большое количество программ физического совершенствования, количество которых постоянно увеличивается*, то для детей с отклонениями в развитии есть только единичные реко­мендации и немногочисленные научные исследования. Так, например, в настоящее время в дошкольных учреждениях могут использоваться следующие программы: комплексные — «Программа обучения и вос­питания в детском саду» 1985 года, программы «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие»; парциальные (оздоровительные, специализиро­ванные по физической культуре) — «Здоровье», «Здоровый дошколь­ник»; парциальные специализированные — «Старт», «Программа по физ­культуре от 3 до 17 лет»; программы дополнительного образования — «Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гим­настике для дошкольных учреждений (Са—Фи—Дансе)», «Путешествие в Олимпию» (Филиппова CO., Овечкина Т.А., 2004).

* Министерство образования Российской Федерации регулярно инфор­мирует (в сборниках приказов, инструкциях и журнале «Дошкольное воспита­ние») работников системы образования о новых программах, получивших гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».

Что же касается организации адаптивного физического воспитания в дошкольных учреждениях (физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом и интеллектуальном раз­витии), то здесь авторы подчеркивают, что такая работа имеет свои особенности, а деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей (Овечкина Т.С., Филип­пова CO., 2004).

До настоящего времени окончательно не решен вопрос по поводу программного обеспечения адаптивного физического воспитания в до­школьных образовательных учреждениях: нужны ли отдельные програм­мы по адаптивному физическому воспитанию детей с отклонениями в развитии для каждого вида нозологии [как это имеет место в специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждениях I—VIII видов] или достаточно использовать имеющиеся, перечисленные программы для нормально развивающихся детей с учетом характера заболеваний детей с ограниченными возможностями здоровья, показаний и противопока­заний к тем или иным двигательным нагрузкам и физическим упражне­ниям.

Сложившаяся ситуация объясняется тем, что в нашей стране до 90-х годов прошлого века по отношению к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам в возрасте от рождения до 7 лет доминиро­вал так называемый лечебный подход, когда проблемами этих детей занимались преимущественно медицинские работники, которые исполь­зовали традиционные медицинские технологии: фармакологическое и хирургическое лечение, физиотерапевтические процедуры, лечебную физическую культуру и массаж.

В то же время хорошо известно, что первичные нарушения в разви­тии приводят к «выпадению» ребенка из традиционного образователь­ного процесса, к нарушению связи с культурой как источником разви­тия специфических человеческих способностей и способов деятельнос­ти. А это, в свою очередь, приводит к возникновению вторичных нару­шений развития, социальной недостаточности, возникновению потреб­ности в обходных путях, других способах, инструментах «врастания в культуру», то есть в специальном образовании.

Проведенные Институтом коррекционной педагогики РАО иссле­дования убедительно показывают, что удовлетворение особых образо­вательных потребностей в раннем возрасте способно предупредить по­явление новых специальных потребностей, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка и снижение уров­ня его социальной недостаточности. Получены данные, доказывающие, что грамотно организованная ранняя (с первых недель жизни) комп­лексная коррекция нарушений в развитии открывает для 25-27% детей возможность полноценного включения в общий образовательный по­ток (Малофеев Н.Н., 2003). Учеными этого института разработана сис­тема коррекционно-развивающих игр, которые могут использоваться в ходе индивидуальных занятий с детьми первого полугодия жизни как в условиях семейного воспитания, так и в условиях специального уч­реждения (дома ребенка) (Разенкова Ю.А., Выродова, И.А.).

Именно поэтому в концепции реформирования системы специаль­ного образования важнейшей стратегической задачей является созда­ние единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства (в том числе коррекционно-педа-гогического) и консультирования семей, воспитывающих детей с от­клонениями в развитии.

Одним из шагов в этом направлении можно считать рекомендацию Министерства здравоохранения Российской Федерации* о включении в структуру учреждений, осуществляющих медико-социальную и пси­хологическую реабилитацию детей-инвалидов на региональном и мест­ном уровне, «школ адаптивной физической культуры», основными за­дачами которых является проведение оздоровительно-развивающих, коррекционных и профилактических занятий, как по отношению к ос­новному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по от­ношению к вторичным нарушениям, обусловленным основным де­фектом.

Учитывая, что в системе здравоохранения в настоящее время дей­ствуют более 200 медицинских учреждений, в структуру которых входят реабилитационные отделения и кабинеты, и 248 домов ребенка, в ко­торых детям оказывают реабилитационную помощь, школы адаптив­ной физической культуры могут сыграть важную роль во внедрении адап­тивного физического воспитания детей с самого раннего возраста.

Как показано в исследованиях Д.Ф. Мосунова (2000), М.Н. Лосевой (2001) и др., одним из эффективнейших направлений адаптивного фи­зического воспитания является использование физических упражнений в водной среде и технологий гидрореабилитации.

Одним из перспективных направлений внедрения адаптивного фи­зического воспитания в практику является работа специалистов по адап­тивной физической культуре (тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов) в так называемых группах кратковременного пребывания, открываемых в специальных дошкольных образовательных учреждени­ях (например, в детских садах компенсирующего вида) для детей, посе­щающих обычные детские сады или воспитывающихся дома**.

В группах кратковременного пребывания дети могут получать необходимую коррекционную помощь с первого года жизни (в том числе и в области адаптивной физической культуры) силами квали­фицированных специалистов. Дети, обучающиеся в группах кратко-

* Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.11.2003 г. № 567, утвердивший концепцию «Совершенствование медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства» // Детская и подростковая реабилитация: Научн.-практ. журнал. -2004. - № 1(2). - С. 3-16.

** Письмо Министерства образования Российской Федерации от 29.06.1999 г. № 129 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» // Спе­циальное образование: состояние, перспективы развития: Тематическое при­ложение к журналу «Вестник образования». - 2003. - № 3. - С. 25.

временного пребывания, включаются в списочный состав данного уч­реждения, а на группу распространяется традиционный статус. Такие группы позволяют включить в образовательный процесс детей со слож­ными (комплексными) нарушениями в развитии, которые не могут посещать даже специальное образовательное учреждение и воспиты­ваются дома. Это открывает для таких детей перспективы более успеш­ной социализации.

В отличие от дошкольных образовательных учреждениях в специ­альных (коррекционных) образовательных учреждениях I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии система организации адаптивного физического воспитания давно сформирова­лась и постоянно совершенствуется.

Для каждого вида специальных (коррекционных) школ разработа­но не одно поколение программ по физической культуре. Так, в специ­альных школах VIII вида в настоящее время действует восьмая про­грамма, первая из которых появилась в 1950 году.

В начальных классах адаптивное физическое воспитание реализует­ся при изучении детьми двух дисциплин — ритмики и физической куль­туры, на которые выделяется по 1 часу и по 2 часа в неделю соответ­ственно, а в последующих классах — при изучении физической культу­ры по 2 часа в неделю.

Помимо уроков физической культуры, программы по этой дисцип­лине для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I VIII вида предусмотрены физкультурно-оздоровительные мероприя­тия в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, физкуль­турные минутки, физкультурные паузы, дополнительные занятия во второй половине дня.

Для специальных учреждений среднего профессионального об­разования с целью осуществления адаптивного физического воспи­тания обучающихся рекомендуются программы по физической куль­туре специальных (коррекционных) школ, что во многих случаях оправдано.

Что же касается единственного в мире специального высшего учебного заведения - Московского государственного гуманитарного института-интерната, то программа по физической культуре, пре­дусмотренная государственными образовательными стандартами по всем без исключения специальностям высшего профессионального образования, для студентов с поражением функций опорно-двига­тельного аппарата, которые там обучаются, находится в стадии раз­работки, и занятия проводятся по индивидуальным планам препода­вателей этого вуза.

В настоящее время дети, подростки, молодежь с отклонениями в состоянии здоровья обучаются и в системе массового образования, о чем пойдет речь в следующем разделе.