1.5. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека. С внешней стороны деятельность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т.д. Внутренними регуляторами деятельности являются психические процессы, свойства, состояния, потребности, интересы и т. д.
Потребности определяются как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности).
В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.
Потребности и желания – понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности. Всякая потребность побуждает человека на действия по ее реализации. В этом смысле деятельность есть способ реализации побудительных жизненных сил человека в социально-значимых формах.
Классификация потребностей.
Можно выделить следующие большие группы потребностей:
Базовые потребности - это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные и духовные потребности.
Внутри базовых потребностей можно обнаружить много их модификаций, дополнительных характеристик. Такие потребности являются конкретизацией базовой потребности, характеризуют ту или иную сторону ее проявления и могут быть названы особенными или дополнительными потребностями. Так, в биологических потребностях можно выделить антропологические потребности, основанием для их вьщеления являются различия людей по полу (сексуальные потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности и пр.
Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности - потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности и пр.
Следующим основанием для вьщеления больших групп потребностей является разделение потребностей по их социально-гуманистической ориентации (ценности). Это будет группа ценностно-ориентированных потребностей. По этому основанию можно выделить разумные и неразумные (извращенные) Потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ (ЕСТЕСТВЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и вьщеления, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.
Среди многообразия этих потребностей выделяют три основных: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Одна норма для шахтера, другая -для предпринимателя и бизнесмена, третья - для ученого и государственного деятеля и т. д.
Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физического и интеллектуального развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.
Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона и каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как "продовольственная корзина", "прожиточный минимум" и др.
Увеличение численности двух противоположных слоев общества - бедных и богатых - признак несправедливости общественного строя. По данным ЮНЕСКО сегодня в мире существует 400 млн очень богатых людей, пользующихся всеми возможными материальными благами, и 500 млн человек голодающих.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было, бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни .человека и общества.
Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком и создал собственную историю.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, можно классифицировать эти группы по трем признакам-критериям:
1) потребности для других;
2) потребности для себя;
3) потребности вместе с другими.
Потребности "для других" - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого.
Потребность "для себя" - потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы.
Потребности "вместе с другими" это группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.
Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все силы своей души на удовлетворение этих потребностей. Это человек - подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса.
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Биологическая потребность побуждает человека к овладению жизненными ресурсами. Материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность?
Духовность - трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миро-переживания, всеобъемлющего философского постижения .мира. Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, дрстичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.
Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоничном развитии личности. Как уже отмечалось, по этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.
Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гу-манизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:
1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.
2. Гармоничное сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (есте
ственных и материальных) потребностей. В этом смысле нельзя признать уместной поговорку: "Пусть одна, но пламенная страсть".
3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.
4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.
- Предисловие
- Глава 1. Становление и развитие сервисной деятельности
- 1.1. Природа и характер сервисной деятельности
- 1.2. Влияние научно-технического прогресса на сферу услуг
- 1.4. Особенности сферы сервиса
- 1.5. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
- 1.6. Характеристика социально-культурной сферы
- 1.7. Прогрессивные формы обслуживания
- 1.8. Культура сервиса
- 1.9. Контактная зона
- 1.10. Психология процесса обслуживания
- 1.11. Жалобы и конфликты при обслуживании клиентов
- Глава 2. Классификация услуг
- 2.1. Состав и структура сферы услуг
- 2.2. Классификация услуг по функциональной направленности
- 2.3. Общероссийские классификаторы услуг населению
- 2.4. Классификация услуг по отраслевому принципу
- 2.5. Комплексная классификация услуг
- Глава 3. Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности
- 3.1. Проблемы регулирования сервисной деятельности на федеральном уровне.
- 3.2. Формирование региональной кадровой политики малого предпринимательства в сервисной деятельности.
- 3.2.1. Характеристика малого бизнеса в России.
- 3.2.2. Региональная политика малого бизнеса
- 3.3. Качество услуги в сервисной деятельности
- 3.4. Стандартизация в управлении качеством услуг
- 3.5. Сертификация в управлении качеством услуг
- 3.6. Лицензирование видов деятельности
- Глава 4.Характеристика инновации в сервисной деятельности
- 4.1. Инновационный менеджмент в сервиснбй деятельности
- 4.2. Особенности жизненного цикла услуги
- 4.3. Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности
- 4.4. Мерчандайзинг как современная форма розничной торговой услуги