logo
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма

Эффективность вообще означает получение какого-то определенного эффекта, т.е. действенность результата.

Экономическая эффективность — это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигну- той при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями,

Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.

В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном «участке» должна оцениваться с позиций общего эффекта, т.е. частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, «вытекать» из него.

Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.

Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:

Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной турфирмы.

Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективности туризма, необходимо показать, как общая цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные цели деятельности отдельных подсистем. Для этого используем прием,.

Рис. 11.3.1 Дерево целей и критериев

называемый «дерево целей и критериев», где каждой цели соответствует определенный критерий, выражающий ту меру, с помощью которой можно судить об успешности достижения цели (рис. 11.3.1).

Положительное влияние туризма на экономику государства предполагает, что туризм в стране должен развиваться желательно параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса. Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны. Так, доля туризма в национальном доходе Германии составляет 4,6%, в Швейцарии — 10%, в РБ она пока незначительна. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад.

Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) — это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы — доходы — расходы — доходы и т.д.

Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется «эффект мультипликацию» или «мультипликатор». Мультипликатор — это соотношение отклонения от равновесного чистого национального продукта (валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта.

где:

— мультипликатор;

∆ — изменение чистого национального продукта, py6.;

∆ — первоначальное изменение в инвестициях, руб.

Отсюда следует:

ЧНП=М*∆И.

Действие мультипликатора доходов от туризма покажем на следующем примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов РБ часть денег на услуги турфирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий.

Полученный общий доход – это выручка фирмы и предприятий от продажи туристам услуг и товаров. Наряду с ним формируется и доход региона – это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в распоряжении региона.

Таким образом, деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда турфирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые в свою очередь, тратят их на покупку товаров и услуг и т. д.

Цикл повторяется. Часть денег, полученных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда накопления, покупку импортных товаров и товаров, произведенных в других регионах, т.е. представляет собой утечку денег из данного цикла.

Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции «расходы — доходы» доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров.

По оценке швейцарских ученых, мультипликатор дохода от производства услуг туризма существенно дифференцируется в зависимости от страны или региона и составляет от 1,2 до 4,0.

Пример. Мульпликатор для региона равен 2,5. Первоначальный рост инвестиций в туристическую индустрию — 40 млн. руб., тогда прирост чистого национального продукта от туристского обслуживания в регионе составит 100 млн. руб. (2,5 х 40). Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики данной страны, а импорт туризма — пассивный туризм. Отношение между стоимостью туристического продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране, и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристический баланс данной страны.

Особенностью туризма является то, что туристический продукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в этой стране. Потребитель турпродукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего туристического продукта.

Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимый экспорт. Он вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны.

Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристической индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.

Качество рабочих мест в туристической индустрии имеет свои особенности, к которым относятся:

Развитие туристической индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.

Создание предприятий туристической индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов.