11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
История адаптивного спорта для данной категории лиц, получившего свое развитие в рамках движения Спешиал Олимпикс, уходит своими корнями в 60-е годы, когда в июне 1963 г. Юнис Кеннеди Шрайвер открыла в своем собственном доме в Мэриленде (США) летний лагерь для детей и взрослых с умственной отсталостью с целью изучить их физические способности к различным видам спорта.
Первый опыт показал, что людям, имеющим умственную отсталость, занятия физическими нагрузками приносят огромное удовольствие и очень сильный эмоциональный заряд бодрости. Первые официальные занятия показали, что физические возможности лиц с нарушением интеллекта безграничны. Это позволяет сделать вывод, что спорт стимулирует развитие личных качеств, которые приводят к освоению высоких спортивных результатов людьми с умственной отсталостью.
Но самый главный итог первых опытов внедрения в практику адаптивного спорта состоял в том, что этот вид деятельности не только способствует физическому развитию и совершенствованию занимающихся, но и позволяет им приобрести ценный социальный опыт: общения, выполнения различных ролей и функций, положительных эмоций.
Другими словами, адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта - это не только и даже не столько путь к их физическому совершенствованию, сколько эффективнейшее направление их социализации, интеграции в общество здоровых людей, повышения уровня качества жизни.
Начиная с 1964 г. по всей Америке организуются сотни частных организаций, которые открывают летние лагеря по спортивной программе для лиц с нарушением интеллекта. Эти программы финансируются из специально созданного фонда «Фандейшн Кеннеди». Такие спортивные лагеря действуют в Америке и по сей день.
Понимая, что люди с умственной отсталостью нуждаются в более широких возможностях для достижения высоких спортивных результатов и участия в спортивных тренировках, Юнис Кеннеди Шрайвер организует международное соревнование с 19 по 20 июня 1968 г. Это первые международные игры Спешиал Олимпикс на Солджер Филд в Чикаго, где из 26 штатов Америки и Канады 1000 спортсменов соревновались по легкой атлетике и плаванию.
Официальная регистрация Спешиал Олимпикс произошла в декабре 1968 г. Спешиал Олимпикс создана как недоходная благотворительная организация. Национальная ассоциация умственно отсталых граждан, Совет особенных детей и Американская ассоциация умственной неполноценности заявили о своей поддержке этому первому усилию, направленному на обеспечение спортивной подготовки и организацию спортивных соревнований для людей с умственной отсталостью на основе олимпийских традиций и в олимпийском духе.
Уже в январе 1970 г. все 50 штатов, округ Колумбия и Канада имеют программы Спешиал Олимпикс. 50 000 спортсменов постоянно начинают осваивать тренировки на местном уровне и участвовать в соревнованиях. До 1970 г. все соревнования проходили на территории Америки, и программа спортивной подготовки распространялась только на лиц с умственной отсталостью, проживающих в США и Канаде. В течение многих лет делались попытки распространения программы Спешиал Олимпикс на другие развитые страны. И только в июне 1970 г. были организованы международные соревнования в Париже, где приняли участие около 600 человек. Данные соревнования продемонстрировали, насколько программа Спешиал Олимпикс интересна для всех стран мира, и люди с данной патологией принимают ее, с удовольствием соревнуются и находят в этом много полезного. Методика проведения соревнований настолько благородна и уникальна, что правительство Франции приняло решение о создании подобной организации сразу же после первых соревнований.
Вторые международные игры Спешиал Олимпикс проходят в этом же 1970 г. в Чикаго, куда съезжаются около 2000 спортсменов из всех штатов США, округа Колумбии, Канады, Франции и Пуэрто-Рико. Вторые игры достаточно ярко показали, как все общество заинтересованно откликается на проблемы данной категории лиц и с удовольствием добровольно оказывает огромную помощь и поддержку Спешиал Олимпикс. По окончании Вторых игр Спешиал Олимпикс
США поднимается на более высокую ступень развития, получая поддержку всех спортивных организаций и известных, популярных спортсменов.
В декабре 1971 г. Олимпийский комитет США официально признает Спешиал Олимпикс в качестве одной из двух организаций, которые имеют право использовать слово «олимпийский» в своем названии. Это событие придало движению новый виток в развитии. Во всех городах организуются отделения Спешиал Олимпикс, которые на научной основе начинают строить спортивную и физкультурно-массовую работу со спортсменами с умственной отсталостью. В разработке спортивных программ, написании всевозможных материалов принимают участие ученые США. Вот поэтому Третьи международные игры Спешиал Олимпикс проходят с 13 по 18 августа 1972 г. на территории Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе с участием 2500 спортсменов. С 1972 по 1975 гг. разрабатывается специальная программа по сбору средств и пропаганде Спешиал Олимпикс по всей стране.
В апреле 1973 г. телевизионная программа ABC передает в масштабе страны отрывок Третьих международных игр Спешиал Олимпикс в программе «Спортивный мир». Затем, в декабре 1974 г., к сбору средств подключаются национальные баскетбольные ассоциации для совместных действий в качестве спонсоров.
В марте 1975 г. в Америке происходит особое событие для Спешиал Олимпикс. Президент страны Джералд Форд вместе с известными людьми Америки Мохаммедом Али, Барбарой Стрэйзанд, Дэвидом Фростом и другими участвует в телевизионных передачах совместно с лучшими спортсменами Спешиал Олимпикс. Более 10 миллионов телезрителей увидели первую президентскую премьеру для Спешиал Олимпикс.
После этой передачи происходит удивительное событие, которое привлекает к этому благородному движению многих непрофессиональных спортсменов. Они объединяются с одной целью - оказать содействие и помощь в сборе средств для проведения IV Международных игр Спешиал Олимпикс. В этом же 1975 г., в апреле, организуется марафонский пробег длиной в 3182 мили от Вашингтона до Лос-Анджелеса без остановок. В этом пробеге участвуют 3182 спортсмена. На пути пробега к ним присоединялись сотни команд из школ, колледжей, всевозможных клубов по легкой атлетике, местных беговых ассоциаций и много добровольцев. Этот пробег показал, насколько граждане Америки едины в общем порыве оказать помощь личным вкладом и выразить свою поддержку Спешиал Олимпикс.
С 7 по 11 августа 1975 г. на территории Центрального Мичиганского университета, штат Мичиган, проводятся IV Международные игры Спешиал Олимпикс. Огромное количество зрителей на трибунах. 3200 спортсменов из десяти стран. Соревнования проводились по 8 видам спорта. Игры транслировались на всю страну по телевизионному каналу СВЕ в передаче «Спортивные представления». IV Игры вызвали особый интерес всей страны. Программа Спешиал Олимпикс считается особой, и к ней начинают проявлять интерес крупные фирмы и компании США. Начинается подготовка к 1 зимним играм.
С 5 по 11 февраля 1977 г. в Стимбоут-Спрингз, штат Колорадо, проводятся Первые международные зимние игры Спешиал Олимпикс с участием более 500 спортсменов в соревнованиях по лыжным гонкам и конькам. Игры освещались по телевизионным каналам США.
В 1977 г. получают аккредитацию 19 стран мира для участия в Специальных олимпийских играх. В сентябре 1977 г. принимается международная программа по футболу, где в качестве старших тренеров выступают великие футболисты Пеле и Кил Рот-младший.
В декабре 1978 г. траслируется вторая президентская премьера с участием Христофора Рива, где 11 спортсменов Спешиал Олимпикс из рук президента получают награды «Дух Спешиал Олимпикс» за проявление смелости, умения, щедрости и радости.
В июле 1979 г. в Америке выходит первая марка Спешиал Олимпикс, которая была представлена на церемонии в Белом Доме.
V Международные летние игры с участием 3500 спортсменов из 20 стран проходят с 8 по 13 августа 1979 г. на территории Университета штата Нью-Йорк в Брокспорте.
Вторые зимние международные игры Спешиал Олимпикс проходят в штате Вермонт, с 8 по 13 марта 1981 г. 600 спортсменов борются за золотые медали по горным лыжам, конькам и в лыжных гонках. Главным судьей соревнований был на этих Играх Эрик Хайден.
В июле 1981 г. вице-президент Джордж Буш устраивает в своем доме прием для 800 спортсменов Спешиал Олимпикс. Одновременно транслируется премьера фильма «Супермен-П» в Лондоне, Вашингтоне и Ныо-Иорке для Спешиал Олимпикс, и собирается крупная сумма денег, которая переводится на счет Спешиал Олимпикс.
В этом же году международный штаб Спешиал Олимпикс совместно с директорами штатов и национальными директорами стран создают программу сертификации тренеров Спешиал Олимпикс и руководства по спортивным умениям для каждого официального вида спорта в Спешиал Олимпикс.
К декабрю 1982 г. в программу Спешиал Олимпикс включаются 50 стран мира. В 1983 г. на основании принятой программы сертификаты тренеров Спешиал Олимпикс получили 25 000 человек.
Третья президентская премьера для Спешиал Олимпикс представляет «Супермен-Ш» с участием Христофора Рива в июне 1983 г. Президент Рональд Рейган устраивает прием на лужайке Белого Дома спортсменам Спешиал Олимпикс, а через месяц, с 12 по 13 июля, они участвуют в VI Международных играх. Игры проходят на территории Университета штата Луизиана в Брайтон Бич. 60 000 зрителей на открытии Игр, 4000 спортсменов из 50 стран мира - это результат проделанной работы по организации Игр.
Через 2 года с 24 по 29 марта 1985 г. проходят III зимние Международные игры Спешиал Олимпикс с участием 800 спортсменов из 14 стран мира. Игры состоялись в Пар Сити, штат Юта. Событие, которое состоялось в июне 1986 г., собирает миллион долларов для Спешиал Олимпикс: 14 тысяч американцев участвуют в факельном пробеге по 44 штатам.
В 1986 г. происходят два больших события для Спешиал Олимпикс. Первое — телекомпания НВЕ показывает передачу «Особая любовь» — ленту из двух частей про Спешиал Олимпикс. Второе — ООН объявляет 1986 г. международным годом Спешиал Олимпикс. В Нью-Йорке у здания Организации Объединенных Наций проводится митинг с участием большого количества людей под девизом «Спешиал Олимпикс объединяет мир».
Многие телекомпании заявляют на всю страну о своем намерении транслировать полностью VII Игры. В июле 1987 г. организуется 26 000-мильный забег по внедрению закона относительно Спешиал Олимпикс, в котором участвуют более 30 ООО человек. Было собрано более 2 млн долларов.
4700 спортсменов из 70 стран мира собираются на VII Международные летние игры Спешиал Олимпикс, которые проходят с 31 июля по 8 августа 1987 г. Эти Игры стали самым крупным мероприятием, которые проводилось когда-либо для людей с физическими недостатками, и самым крупным мероприятием любительского спорта 1987 года. 50 млн зрителей и 150 млн читателей узнали об этих Играх.
В 1988 г. штаб-квартира Спешиал Олимпикс празднует 20-ю годовщину этой уникальной спортивной программы. 73 страны мира принимают участие в этом праздновании.
Особое место в истории развития Спешиал Олимпикс занимает исторический момент подписания соглашения Хуана Антонио Сама-ранча — президента Международного олимпийского комитета (МОК) с основателями Спешиал Олимпикс Саржент Шрайвер и Юнис Кеннеди Шрайвер. Исторический факт подписания соглашения обнародован на XV зимних Олимпийских играх в Калгари 1 февраля 1988 г. Президент МОК официально утверждает и признает Спешиал Олимпикс и разрешает использовать слово «олимпийский» на международном уровне при проведении Специальных Олимпийских игр.
В 1988 г. Международный комитет Спешиал Олимпикс определяет из пяти городов США Миннеаполис - город, в котором состоятся летние игры 1991 г. В этом же году на постоянной конференции Спешиал Олимпикс в Рено, штат Невада, принимается новая программа Юни-файд Спорт (объединяющий спорт). Первыми видами спорта, включенными в эту программу, были бейсбол, волейбол, боулинг.
В состоявшихся в 1991 г. VIII Международных летних играх (г. Сан-Поль, США), приняло участие 76 стран и 6000 спортсменов.
Международные летние Игры 1995 г. в Нью-Хевене (США) собрали 7200 участников из 144 стран мира.
Быстро прогрессирует движение Специальной олимпиады и в Европе — Европейские летние игры 2000 г., состоявшиеся в Гренингене (Голландия), приняли 51 страну и 2000 специальных атлетов.
Яркими событиями специального олимпийского движения последних лет стали XI Всемирные летние Специальные Олимпийские игры в г. Дублин (Ирландия, 2003 год) и VIII Всемирные зимние Специальные Олимпийские игры в г. Нагано (Япония, 2005 г.).
Игры в Дублине стали первыми летними всемирными специальными олимпийскими состязаниями, проведенными вне территории США. Программа официальных видов спорта в 2003 году включала в себя следующее: плавание, легкая атлетика, баскетбол, боулинг, велосипедный спорт, конный спорт, футбол, гольф, гимнастика (спортивная и художественная), тяжелая атлетика, роликовые коньки, софтбол, настольный теннис, теннис, волейбол. В соревнованиях приняли участие 160 стран и 7000 атлетов.
Состав делегации России — 104 человека, из которых 73 спортсмена, которые, участвуя в соревнованиях по 10 видам спорта, завоевали 107 медалей (63 золотые, 29 серебряных и 15 бронзовых). Примечательно, что 16 спортсменов из Санкт-Петербурга пополнили копилку сборной команды России 41 медалью (26 золотых, 10 серебряных и 5 бронзовых).
На церемонии открытия Игр присутствовали основатель специального олимпийского движения Юннис Кеннеди, представитель совета директоров Специальных Олимпийских Игр Сарджент Шрайвер, Арнольд и Мария Шварцнеггеры, МуххамедАли, Нельсон Манделла. Нашу страну представляли посол России в Ирландии В.О. Рахманин и председатель Госкомспорта России В.А. Фетисов.
С 26 по 05 марта 2005 года в г. Нагано (Япония) проходили VIII Всемирные зимние Специальные Олимпийские игры, в программе которых были соревнования по горным лыжам, конькобежному спорту, лыжным гонкам, фигурному катанию и хоккею по полу. Сборная команда России насчитывала 63 спортсмена, из них 17 — представители Санкт-Петербурга.
В таблицах 1 и 2 представлены сведения о всех летних (табл. 1) и зимних (табл. 2) Всемирных Специальных Олимпийских играх.
Таблица I
Летние Всемирные Специальные Олимпийские игры
Номер игр | Год проведения | Место проведения | Количество участников | |
страны | спортсмены | |||
1 | 1968 | Чикаго, США | 2 | 100 |
II | 1970 | Чикаго, США | 4 | 2000 |
III | 1972 | Лос-Анжслсс, США | 4 | 2500 |
IV | 1975 | Маунт Плсзант, США | 10 | 3200 |
V | 1979 | Брок-Порт, США | 21 | 3555 |
VI | 1983 | Баттон Роудж, США | 51 | 4000 |
VII | 1987 | Саус Бснд, США | 70 | 4700 |
VIII | 1991 | Миннеаполис, США | 107 | 6000 |
IX | 1995 | Ныо-Хсвсн, США | 145 | 7200 |
X | 1999 | Роли, США | 150 | 7000 |
XI | 2003 | Дублин, Ирландия | 160 | 7000 |
Таблица 2
- Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Содержание
- Часть первая введение в специальность. История адаптивной физической культуры
- Раздел I
- Глава 1
- Глава 2
- Часть вторая организация и общая характеристика адаптивной физической культуры
- Предисловие
- Методические рекомендации
- Введение
- Раздел I
- Глава 1
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ - современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- Система реабилитации
- Глава 3 теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов)
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.1. Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной физической культуре
- Контрольные вопросы и задания
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II история
- Глава 7
- Глава 8
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим — Италия
- 1964 Год. Токио - Япония
- 1968 Год. Тель-Авив, Рамат-Тан - Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг — Германия
- 1976 Год. Торонто - Канада
- 1980 Год. Арнхем - Нидерланды
- 1984 Год. Нью-Йорк — сша; Эйлесбери — Англия
- 1988 Год. Сеул - Корея
- 1992 Год. Барселона — Испания
- 1996 Год. Атланта — сша
- 2000 Год. Сидней — Австралия
- 2004 Год. Афины — Греция
- Результаты сборных команд 15 стран на XI (2000 г.) и XII (2004 г.) Паралимлийских играх (страны отобраны по результатам в Афинах, 2004 г.)
- Медали, завоеванные российскими спортсменами на
- X, XI и XII Паралимпийских играх
- Общекомандные места, занятые сборной командой России на Паралимпийских играх (неофициальный подсчет)
- Вклад субъектов Российской Федерации в завоевание спортсменами России медалей на XII Паралимпийских играх в Афинах (Греция)
- 1960 - Настоящее время
- 8.3. История развития адаптивной физической культуры в нашей стране
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- Лучшие национальные сборные мира на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Итоги выступления по видам спорта на Олимпиаде глухих в 2001 г.
- Лучшие национальные сборные команды мира на Сурдлимпийских играх 2005 года
- Глава 10
- Глава 11
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Зимние Всемирные Специальные Олимпийские игры
- Раздел III
- Глава 12
- Глава 13
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 организация адаптивного спорта
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- Паралимпийский комитет России
- Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов России
- Федерация спорта слепых России
- Российская ассоциация «Олимп»
- Сурдлимпийский комитет России
- Специальная Олимпиада России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 15 организация адаптивной двигательной рекреации
- Глава 16 организация физической реабилитации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 организация креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV
- Глава 18
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в пюцессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1. Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья с сохранным интеллектом
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями _на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Контрольные вопросы и задания
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Адаптация и компенсация в теории физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специально-методические принципы
- Контрольные вопросы и задания
- Заключение
- Литература
- Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
- План учебного процесса
- Итоговая государственная аттестация5'
- 1. Защита выпускной квалификационной работы.
- 2. Государственный междисциплинарный экзамен по специализации.
- Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Факультет адаптивной физической культуры программа
- Санкт-Петербург
- I. Основы медицинских знаний в обасти адаптивной физической культуры (18 часов аудиторных занятий)
- II. Основы коррекционной педагогики
- II. Теория и методика адаптивной физической культуры
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел II основы коррекционной педагогики
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры
- 105064, Москва, ул. Казакова, 18.
- 160001, Г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.