Монтаж в драматургии театрализованного действа
Произведение характеризуется материалом, который используется при его создании, и методом организации этого материала. Так, в музыке материалом является звук, а методом – организация звука во времени. В изобразительном искусстве материалом служит цвет (живопись), либо линия (графика), а методом является организация этого материала в пространстве. Материал пластических искусств – форма. Она статична для скульптуры, архитектуры и изделий художественных ремесел и динамична для хореографического и пантомимического искусств. Статичный художественный материал организуется в пространстве, динамичный – в пространстве и во времени. Литература избрала материалом слово, а методом – организацию слова во времени (проза), а поэтического слова – как во времени, так и в пространстве страницы книги. Звучащее слово организуется во времени.
Обратимся к сценарию театрализованного действа. Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественное целое, коим является сценарий театрализованного действа.
С. Эйзенштейном была выведена следующая формула монтажа: изображение А + изображение Б + изображение В + ..... + образ. Если каждое отдельное изображение однозначно, то образ многозначен. В нашем случае этот образ и есть художественное воплощение идеи сценариста по отношению к теме театрализованного действа.
Можно выделить несколько видов монтажа: иллюстративный, контрастный и ассоциативный.
Иллюстративный монтаж есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.
Контрастный монтаж есть своего рода опровержение информационно-логической составляющей ее эмоционально-образным воплощением.
Ассоциативный монтаж есть соединение двух и более элементов, на первый взгляд, не имеющих между собой ничего общего, однако связанных некоторым признаком, наличествующим в обоих составляемых модулях.
Монтаж может быть параллельным и последовательным. При параллельном монтаже соединение отдельных изображений происходит одновременно, образуя суммарный действенный план. При последовательном монтаже соединение изображений происходит последовательно, т.е. одно изображение сменяет другое. Схематично это выглядит так.
Параллельный монтаж | Последовательный монтаж |
А + отдельные Б драматургические + модули В
ось времени
|
отдельные драматургические модули
А + Б + В
ось времени |
Наглядным примером последовательного иллюстративного монтажа может послужить фрагмент сценария театрализованного тематического вечера, посвященного юбилею Дворца культуры.
В данном случае, художественный материал, а именно стихи в исполнении актеров, монтируется с результатом активизации зрителей в виде угаданного и прозвучавшего слова и с представлением документальных героев и их появлением на сцене.
«Кто ты будешь такой?»
Актеры:
А теперь наши загадки залу! Друзья, вы должны угадать профессию работника нашего Дворца, название которой рифмуется с последним словом второй строки загадки.
Кто он есть, чей нрав усидчив,
глаз наметан и остер?
Кто суров и не обидчив?
Ну, конечно же ...
Голос из зала: Вахтер!
Актеры:
Совершенно верно!
Мы приглашаем на сцену верных вахтеров нашего Дворца...
На сцене – Вахтеры
Актеры:
Кто для нас льет свет в окошко?
Кто любезен и красив?
Ну, подумаем немножко...
Как зовут его ...
Голос из зала: Кассир!
Актеры:
Правильно!
Мы приглашаем не сцену ...
На сцене – Кассир
Актеры:
Кто ведет усердный счет,
как его бы ни пугал ты?
И за то ему почет!
И зовут его ...
Голос из зала: Бухгалтер!
Актеры:
Превосходно!
Мы приглашаем на сцену ...
На сцене – Бухгалтер
Актеры:
А кому-то чистота –
и натура, и привычка.
Как зовется дама та?
Ну, конечно же, ...
Голос из зала: Техничка!
На сцене – Технички
Актеры:
От гвоздя до робы ватной,
от олифы до мимоз,
кто добра хозяин знатный?
Как зовут его?...
Голос из зала: Завхоз!
Мы приглашаем на сцену ...
На сцене - Завхоз
Актеры:
Кто на сцене вечный житель,
хоть и вовсе не артист?
Назовите!..
Голос из зала: Осветитель!
А еще, друзья?..
Голос из зала: Радист!
Актеры:
Замечательно!
Мы приглашаем на сцену...
На сцене - Осветитель и Радист
Актеры:
Деревянных дел охотник
будет кто? Конечно ...
Голос из зала: Плотник!
Актеры:
Кранам он и бог, и кесарь.
Кто же он? Конечно...
Голос из зала: Слесарь!
Актеры:
Совершенно верно!
Приглашаем на сцену ...
На сцене - Плотник и Слесарь
Актеры:
Чародей экрана, ибо
он - волшебник, не охальник...
И за то ему спасибо!
Кто же он?
Голос из зала: Киномеханик!
Актеры:
Приглашаем на сцену ...
На сцене – Киномеханик
Актеры:
Кто в друзья избрал из нас
холст, палитру и треножник,
чтобы радовали глаз?
Отвечайте-ка...
Голос из зала: Художник!
Актеры:
Приглашаем на сцену ...
На сцене – Художник
Актеры:
Кто, в культуре наторевши,
есть искусству верный друг?
Кто, не спавши и не евши,
горы двигает?
Голос из зала: Худрук!
Актеры:
Приглашаем на сцену ...
На сцене – Художественный руководитель
Актеры:
Кто ведет вперед культуру,
направленья зная вектор,
по науке, а не сдуру...
Угадайте-ка?
Голос из зала: Директор!
Актеры:
На сцену приглашается ...
На сцене - Директор
Вопросы для самопроверки
Что служит материалом и как этот материал организуется в различных видах искусства?
Что является материалом и методом его организации в драматургии театрализованного действа?
Что представляет собой формула монтажа?
Какие виды монтажа используются при написании сценария театрализованного действа?
- Предисловие
- Программа курса «сценарное мастерство»
- II курс. 3 семестр
- 1. Факт и информация, заключенная в нем
- 2. Документальный материал и его драматургический анализ
- 3. Драматургизация факта
- II курс. 4 семестр
- III курс. 5 семестр
- 1. Жанр в драматургии театрализованного действа
- 2. Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- 3. Монтаж в драматургии театрализованного действа
- III курс. 6 семестр
- IV курс. 7 семестр
- 2. Драматургия «зримой» песни
- 3. Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- 4. Структура праздничного действа
- IV курс. 8 семестр
- 1. Застольные тосты и театрализованное застолье
- 2. Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- V курс. 9, 10 семестры
- I курс. 2 семестр искусство как новая эмоционально-образная реальность
- Театрализованное действо и его особенности
- II курс. 3 семестр факт и информация, заключенная в нем
- Документальный материал и его драматургический анализ
- Драматургизация факта
- Документальный материал
- «Когда лицей не по зубам»
- II курс. 4 семестр метафора как инструмент драматургизации документального материала
- «Святая простота» Сценарий театрализованного представления
- Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного
- Стиль, стилистика и стилизация
- Путь слова
- Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действа
- Примеры использования языковых выразительных средств в сценариях театрализованного действа Ретардация
- Медитация
- Суггестивная стилистика
- Пример использования монолога и диалога в их чередовании
- III курс. 5 семестр жанр в драматургии театрализованного действа
- Жанры, используемые в драматургии театрализованного действа
- Художественный прием в драматургии театрализованного действа
- Монтаж в драматургии театрализованного действа
- Идейно-тематический анализ театрализованного действа
- Определение и формулирование темы
- Определение и формулирование идеи
- Определение и формулирование жанра
- Определение и формулирование конфликта
- Определение и формулирование художественного приема
- III курс. 6 семестр драматургическая кривая и ее характеристики
- Сценарий театрализованного действа и его запись
- Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа
- Вступление
- Основы инсценирования литературного материала
- IV курс. 7 семестр драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
- Кумление
- Изгнание русалок
- Поминовение
- Драматургия «зримой» песни
- Песня звучащая
- Песня «зримая»
- «Невезуха»
- Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы
- Вступление
- Первый игровой эпизод Интермедия «Звезда заведения»
- Игра «Поцелуй Мэри»
- Второй игровой эпизод
- Интермедия «Чайный домик»
- Игра «Еще хорошо и совсем лучше»
- Третий игровой эпизод
- Интермедия «Осиротевшая султанша»
- Игра «Любимый муж»
- Четвертый игровой эпизод
- Интермедия «Дети понедельника»
- Игра «Кто жертва?»
- Структура праздничного действа
- Площадка
- Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы
- Вместо заключения
- Литература
- Оглавление