1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
Для системы взаимоотношений в сфере социального туризма естественной целью экономической политики является потребление, но в период становления туристской отрасли как бюджетообразующей и социально ориентированной важнейшей сферой является производство набора услуг, предоставляемых к потреблению.
Изменение производственной сферы, ориентация ее на белорусского гражданина в первую очередь, стимулирование белорусских объектов размещения — ключ ко всем изменениям в других сферах экономики.
В рыночных условиях особенно важна такая функция, как распределение, т. е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенных услуг. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слова общества.
Распределение нельзя рассматривать как следствие производства, так как данный механизм определяет эффективность производственного процесса в сфере предоставления социального продукта и оказывает прямое воздействие на его производство.
Обмен в иерархии сфер экономики оказывает обратное воздействие на производство. Сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства и приобретает особую значимость в реализации социального продукта. Уменьшение в обороте денежной массы, отсутствие свободных денежных средств привело к осуществлению в системе обмена бартерных отношений — одной из простейших ее форм.
Вред, нанесенный системой бартерных обменов экономике страны, отрасли, социальному туризму, требует глубокой проработки, однако ясно, что для эффективного функционирования социальных отношений в условиях рыночного производств необходима самостоятельность производителя туристических услуг, свобода предпринимательства.
В вопросах реализации социального продукта немаловажное значение имеет структура рыночных отношений. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, которые определяют всю систему производства и реализации социального туризма (рис. 8.2.1).
Реализация рыночных отношений в социальном туризме находится в начальной стадии.
Основные сегменты рынка выполняют определенные функции:
информационную;
ценообразующую;
регулирующую;
санирующую;
посредническую.
Р ис. 8.2.1 Структура рыночных отношений
Информационная функция обеспечивает информацию об общественно необходимом количестве социальных услуг в зависимости от потребности, их ассортименте и качестве, возможностях рынка по их реализации.
Информационная система аккумулирует, перерабатывает колоссальные объемы получаемых данных об объектах размещения социального туризма, потребителях этих услуг, смежных структурах и выдает обобщенные данные по всему экономическому полю социального туризма. Это позволяет каждому участнику иметь информацию о рынке социальных услуг в условиях изменяющейся рыночной экономики.
Ценообразующая функция определяет общественно необходимые затраты на формирование рынка услуг социального туризма.
Это связано с тем, что рынок признает только общественно необходимые затраты, так как только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, адекватно реагирующая на изменения в производстве социального продукта.
Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, в том числе на производство социальных услуг населению. Только рынок может определить потребности и количество как услуг, так и товара. Только рынок через внутриотраслевую конкуренцию может стимулировать снижение затрат на единицу продукции, повышение качества обслуживания.
Согласно данной функции межотраслевая конкуренция путём перелива капиталов из одной отрасли в другую способна формировать оптимальную структуру экономики, которой является туристская отрасль.
В современных условиях рыночная экономика, хотя и сохраняет регулирующую роль, подвержена воздействию сторонних сил, и их в полной мере используют государственные рычаги управления через законодательно-правовое регулирование.
Санирующая функция состоит в естественном прекращении деятельности экономически неустойчивых, нежизнеспособных объектов размещения и турфирм и появлении новых турфирм, способных обеспечить наполняемость объектов социального туризма. Возрождение объектов внутреннего туризма связано с потребностью его на российском рынке туруслуг.
Рыночный механизм — это жесткая система взаимоотношений. Ему присущи социальное расслоение, неустойчивость экономической ситуации, обвалы курса рубля.
По опыту западных экономистов средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Гибель в конкурентной борьбе турфирм и прекращение деятельности объектов отдыха — естественный процесс, поэтому санирующий механизм рынка здесь проявляется особенно наглядно.
Для нейтрализации санирующего воздействия рынка в социальной сфере, социальном туризме необходима государственная монополизация социального рынка без подавления конкурентных основ.
Посредническая функция заключается в поиске компаньонов для обмена результатами своей деятельности.
Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками социального туризма.
В турбизнесе, особенно внутреннем, потребитель должен иметь возможность выбора предоставленных услуг (с точки зрения качества, цены, сроков отдыха, дополнительных услуг).
В то же время продавцу туруслуг предоставляется возможность сформировать набор турпродукта под конкретного покупателя или пользователя.
Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа реализуется субъектами социального туризма за счет включения в его структуру конкретных объектов туризма. Поэтому сам социальный турпродукт — результат договора-концессии между субъектом и объектом туризма, осуществляемого на основе документа первичного учета: отрывного талона, отпускного чека, членской туристической карты, маршрутного листа и других документов социального общедоступного туризма.
Важным элементом экономической основы социального туризма становится налоговая составляющая, предусматривающая уменьшение количества республиканских и местных налогов для объектов инфраструктуры социального туризма.
Снижение налогового бремени позволит восстановить и оживить объекты предприятий и учреждений туризма, а через дополнительные услуги создать новые рабочие места и пополнить местный и региональный бюджеты коммунальными и прямыми платежами в результате восстановленного туристского обращения и передвижения.
Социальный туристический продукт производится на предприятиях, в учреждениях, территориях и регионах. Поэтому заинтересованными участниками становятся: производитель, местная территория и регион.
Средства, полученные от социального туризма, остаются в пределах национальных границ, а не уходят за рубеж для укрепления иностранных экономик и создания там новых рабочих мест.
С экономическими основами связана перспектива малого предпринимательства. И только через сотрудничество с социальным, общественным туризмом они могут существовать и не быть вытесненными с туристического рынка.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.